Connect with us

Разработка

Григорий Петров: Забудьте слово “ошибка”

Если при общении с разработчиком вам кажется что он <вырезано цензурой> – вспомните эту статью. Возможно, у вас просто сложности коммуникации.

Григорий Петров

Опубликовано

/

     
     
[button color=4d61d7 icon=arrow-left-2 url=http://apptractor.ru/develop/grigoriy-petrov-zachem-v-kode-kommentarii.html] Зачем в коде комментарии [/button]

 

При управлении разработкой менеджер борется как с классическими управленческими сложностями, так и со сложностями нашей отрасли. Часто эти сложности переплетаются и порождают чудовищ: “звездную болезнь” среди программистов, синдром Not Invented Here и прочие неприятные штуки, которые могут легко и непринужденно привести к провалу самый перспективный проект. В рамках цикла статей я стараюсь рассказывать о нашей работе со всех сторон, включая вопросы психологии и работы с коллективом.

Многим знакома такая ситуация: менеджер или тим лид приходит к разработчику и говорит ему:

– Василий! Вот здесь баг. Надо исправить.

Разработчик внимательно смотрит на менеджера, на баг, снова на менеджера, снова на баг и отвечает:

– Нет, Николай, ты не прав. Это не баг. Я сейчас объясню, почему оно так и должно работать.

В этот момент менеджер обычно понимает, что у него проблема. Даже кучка проблем:

  • Прямо сейчас ему надо убеждать разработчика, что это все-таки баг, спорить, ругаться.
  • Сколько еще будет таких “не-багов” в проекте?
  • А что будет, если придет не он, руководитель, а, к примеру, сотрудник отдела тестирования?

Что за проблема в консерватории?

На первый взгляд, разработчик ведет себя не очень адекватно и проблема явно в нем. Но если бы все было так просто, индустрия разработки софта была бы совсем-совсем другой. Проблема в том, что все люди воспринимают окружающий мир немного по-разному.

1

Заезженная фраза, не правда ли? Почему-то бытует мнение, что “разница в восприятии” эта какая-то мелочь, вроде того, что одним людям нравится кофе с ванильным сиропом, а другим с шоколадным. Чтобы оценить ширину пропасти между нами, достаточно посмотреть на результаты небольшого эксперимента, который поводили над жителями племени Химба в Намибии. Эти результаты легко гуглятся по фразе “himba color study”. В рамках эксперимента им показывали на мониторе несколько зеленых квадратов и один синий, и просили найти отличающийся по цвету квадрат. И они не могли. Для них все квадраты были одного цвета.

Самое веселое в этой истории – предполагаемая причина такой избирательной цветовой слепоты. Ученые считают, что жители этого племени не могут отличить синий от зеленого одинаковой яркости потому, что в их языке нет слова для обозначения синего цвета. Зато более полусотни слов для обозначений оттенков зеленого – этот цвет они различают намного лучше нас с вами.

Оцените всю глубину пропасти – человек физически не видит синий цвет, потому что в его языке нет слова для обозначения этого цвета. Люди воспринимают окружающий мир совсем по-разному. И пропасть в восприятии одних и тех же вещей между вами и вашим коллегой запросто может быть более глубокой, нежели между вами и жителем южного берега Африки. К примеру, для большинства разработчиков слово “асфальт” вызовет ассоциацию с дорогой. Тогда как для строителя это такая горячая черная штука с набором любопытных физических свойств, которую так весело зимой класть на снег.

Картина мира влияет не только на трактовку коммуникации с логической точки зрения. Она же влияет на то, как разработчик будет относиться к коммуникации, и какая будет его естественная реакция.

Что происходит в голове разработчика

Я не знаю.

Подозреваю, что точно никто не знает. Но есть много интересных гипотез и даже немного теорий. Мне нравятся те, которые описывают поведение человека ассоциативными цепочками, которые мозг изучает во время нашего взаимодействия с окружающим миром и применяет автоматически, почти без нашего сознательного участия. Кстати, я о них уже писал в статье про неизбежность, если кто не читал – рекомендую.

2

Есть предположение, что ассоциативные цепочки и шаблоны поведения используются нашим мозгом не только во время работы, но и при социальном общении. Работает это примерно так: подходит менеджер к разработчику и говорит: “Василий! Вот здесь баг. Надо исправить”.

Мозг Василия пропускает фразу через его картину мира, которая складывается из индивидуального опыта, социального влияния, инстинктов, гормонов и множества других факторов. Фразе присваиваются эмоциональные маркеры, которые на низком уровне определяют, что это за социальное взаимодействие. Затем, в соответствии с этими маркерами (и еще кучей других факторов, и вообще – это все гипотезы), лимбическая система принимает решение, как надо реагировать, и отдает команду механике внутренней секреции на изменение гормонального фона. Под действием которого мозг “генерирует” ответ.

У лимбической системы, при всех ее достоинствах, есть небольшой недостаток – она у нас довольно старая. И хорошо умеет разруливать ситуации на уровне каменного века и стай животных в 50-100 особей. Про современное общество, офисную работу и разработку программ лимбическая система не знает ничего. Поэтому на уровне “ассемблера” общение менеджера с разработчиком выглядит примерно так:

Менеджер:

– Василий! Вот здесь баг. Надо исправить.

Мозг:

– Маркер коммуникации между двумя самцами, маркер агрессии, маркер требования. Какие маркеры будут ставиться, определяет картина мира. Та самая, которая у всех разная.

Лимбическая система:

– Другой самец проявляет по отношению к нам агрессию и требует подчиниться? Очень интересно. А это альфа самец? Вроде нет. Тогда – это угроза нашему положению в стае! Необходимо занять оборонительную позицию и зарычать – меняю гормональный фон

Мозг:

– Нет, Николай, ты не прав. Это не баг.

Обратите внимание – все произошедшее выше происходит без участия Василия. Он не обдумывал фразу менеджера, не думал, какие слова сказать. Все это делает автоматика. “Сознание” включается уже после того, как лимбическая система “защитила” своего хозяина от “посягательств” на его “место в стае”. То есть, для Василия это выглядит следующим образом: сидит, никого не трогает, работает. И тут хоп – заканчивает произносить фразу “Нет, Николай, ты не прав. Это не баг”. И понимает, что надо что-то говорить дальше. И начинает срочно придумывать, как бы объяснить только что сказанное. Он же не может сказать “ой, что я только что сказал?”. Потому что на уровне сознания мы не разделяем “обдуманное” поведение и “автоматическое” – для нас это “наше поведение”.

Как с этим жить

Проблемы коммуникации – они большие, страшные и недооцененные. Я видел, как большие проекты разработки умирали только потому, что руководитель разработки не мог договориться с разработчиками. Вопросам коммуникации посвящены тысячи книг, курсов и тренингов. Разделы психологии и научные работы. В рамках этого цикла статей об управлении разработкой я бы хотел сделать акцент на двух моментах, которые лично я видел чаще всего:

  1. Помним о лимбической системе и не допускаем, чтобы она перехватывала управление ни у нас, ни у собеседника. С собой проще всего – достаточно делать паузу в несколько секунд перед ответами и заставлять себя игнорировать “рвущийся наружу” ответ. С собеседником тяжелее – обучить всех искусству коммуникации вряд ли получится. Но можно строить свою речь таким образом, чтобы мозг не маркировал ее сильными эмоциями, тогда лимбическая система ее будет просто игнорировать. Не используем слово “ошибка” – используем “интересная ситуация”. Не говорим “исправить”, спрашиваем “как думаешь, можно сделать еще лучше?”. Эти простые приемы не сделают из вас гуру коммуникации, но помогут избежать многих проблем.
  2. Помним про племя Химба и разную картину мира. Даже если мы успешно избежали общения двух лимбических систем, разница в картине мира может разрушить коммуникацию не менее эффективно. Что делать, чтобы этого не случилось? Не надеяться на телепатию. Не стесняться просить разработчика пересказать своими словами, как он понял задачу. Формулировать задачи от результата и явно указывать критерии того, что задача выполнена – для этого хорошо подходит методология постановки задач “SMART”.

Если при общении с разработчиком вам кажется, что он <вырезано цензурой> – вспомните эту статью. Возможно, у вас просто сложности коммуникации.

Григорий Петров
Комментарии Facebook
Продолжить чтение
9 комментариев

9 Comments

  1. Stepan S.

    08.11.2015 at 16:00

    Ребята, привет! Я вот читаю интересную статью на апптрактор и хочу ей поделиться с другом. Читаю с телефона. В моем поле зрения несколько кнопочек для поделиться и вацап мне кажется наиболее удобным. Нажимая на вацап, я улетаю в Аппстор : типа у меня нет вацапа. Вот это баг или у нас просто разное восприятие мира?

    • AppTractor

      09.11.2015 at 10:06

      Степан, привет :)

      А по другим мессенджерам нормально работает? Честно говоря это же сторонний скрипт “Поделиться”, мы на него мало влияем.

      • Stepan S.

        09.11.2015 at 11:18

        Я знаю что это за скрипт и уже писал в тех поддержку разработчику. Вроде все норм работает, кроме вацапа. Мне интересно просто было услышать ответ про этот баг в контексте статьи))) Расскажут ли мне, что это не баг с пояснением как это работает.

        • AppTractor

          09.11.2015 at 11:43

          Ответ: нет, это не баг, это интересная ситуация :)

          • Grigory Petrov

            09.11.2015 at 13:45

            Почти правильно :). Это действительно интересная ситуация, ребята из Апптрактора попробуют ее исправить.

          • AppTractor

            09.11.2015 at 13:53

            Григорий :) Еще раз – это сторонний виджет, к которому мы имеем мало отношения, он делается UpToLike. Мы вряд ли в нем что-нибудь можем поправить :)

  2. Artem Voronov

    12.11.2015 at 11:23

    Ребята из Стратоплана целый курс выпустили, в котором рассматриваются такие ситуации и способы их решения. Даже решебник составили: ситуация – что делать. Проверил сам на практике, работает.

  3. p2mbot

    15.11.2015 at 10:55

    Григорий, ваши статьи о психологии шикарны! От вас узнал про кошелек Миллера, что аццки улучшило мою работу в сложных проектах.
    Благодарствую за просветительскую работу! )

  4. Andrew Kovzel

    10.03.2016 at 13:07

    Отличная статья, спасибо! Есть одна замечательная книга “Думай медленно, решай быстро” Канемана. Фундаментальная теория о нашем восприятии мира, автор получил Нобелевскую премию. Она возможно даст более глубокое понимание ситуации с программистом, например учитывание эффекта фрейминга.

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Обучение

Разработка iOS 11 приложений на Swift

Стэнфордский университет опубликовал новую версию курса по Swift в iTunes U.

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

В новом курсе учтены все изменения, сделанные в iOS 11 и новой версии Swift.

Темы:

  • Инструменты и API, которые понадобятся для разработки приложений для iPhone и iPad/
  • Пользовательский интерфейс.
  • MVC-парадигма.
  • Анимации.
  • Многопоточность.
  • Работа с сетью.

Курс бесплатен и доступен для прохождения на iPhone и iPad. Язык – английский.

 

Леонид Боголюбов
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

Новости

Интересные материалы: 16.11

Лучшие материалы о разработке и маркетинге технологических продуктов.

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

Весь день мы собираем лучшие материалы о разработке и маркетинге технологий, стартапов, мобильных приложений и игр для iOS и Android из самых разных источников:

Леонид Боголюбов
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

Разработка

Почему не надо патентовать идею мобильного приложения

Студия AppCraft рассказала нам, стоит ли патентовать идею мобильного приложения, а если нет, то как лучше подойти к развитию своего продукта.

AppCraft

Опубликовано

/

Автор:

Многие начинающие предприниматели, придумавшие бизнес идею в области мобильных приложений, первым делом ищут возможности получить патент на изобретение. Замысел понятен – сразу после старта любой желающим может обойти на повороте, воспользовавшись новым видением и потенциалом.

В этой статье мы тезисно перечислим причины этого не делать.

Что такое патент

Патент – это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. В случае с разработкой мобильного приложения, являющегося программным обеспечением, получить патент в России и Европе на алгоритмическую часть (непосредственно программу) не удастся: статья 52 европейской патентной конвенции прямо запрещает патентование программ для ЭВМ.

Поэтому в случае с мобильными приложениями, как правило, защищается не сам продукт, а общая идея функционирования сервиса, отражающая некоторую новизну подхода к решению той или иной задачи. Запатентовать код тоже можно, но только в некоторых юрисдикциях, например, в США или Южной Корее.

Это долго и дорого

Получение патента на мобильное приложение отнимает драгоценное время, которое на старте продукта лучше потратить на проверку гипотезы о работающей бизнес модели.

Вам не только нужно найти патентного поверенного, который может взяться за работу по описанию и оформлению вашей идеи, но и заплатить за его услуги, оплатить патентные взносы, переводчика и так далее.

Вы потратите минимум 50–100 тысяч рублей (если часть работы будете делать самостоятельно) и не меньше 3–4 месяцев, если делать все очень быстро.

После этого вы можете получить отказ на регистрацию от патентного бюро, потому что описание недостаточно детальное, не содержит инновационности, дублирует уже существующие патенты и т.д. Только 56% патентов регистрируется, соответственно, 44% – отклоняется.

При этом, по статистике, 97% (!) патентов генерируют прибыли меньше, чем стоимость их оформления.

Вы патентуете не то, что нужно

Практически всегда желание защитить бизнес возникает на стадии первой идеи. Как только прошло достаточно времени на обдумывание плана, сразу возникает мысль о защите еще будущего предприятия. Желание понятно, однако идея и ее реализация – всегда разные вещи.

Пол Грэм, один из известнейших предпринимателей в IT и основатель Y Combinator, говорит, что по его опыту от 70 до 100% проектов имеют разные ключевые идеи на старте и через 3 месяца операционной работы.

Так происходит из-за того, что бизнес – это решение реальных проблем. Он развивается и растет в синергии с потребностями людей, которые:

  1. вам досконально неизвестны на стадии идеи;
  2. меняются со временем;
  3. решаются так, как хочется им, а не вам.

Как только вы начнете запускать идею, с вероятностью близкой к 100% вам придется если не полностью изменить вашу задумку, то значительно ее переработать. Зачем в этом случае патентовать в самом начале то, от чего в последствие вы сами откажетесь?

Забывается главное

А главное – это скорость проверки гипотез о работающих моделях, сбор фидбека с потенциальных клиентов и реализация MVP. Любой, кто работает на этом же рынке и справляется с этим лучше, опередит вас, несмотря на наличие патента. Потому что, во-первых, он понимает рынок лучше, а во-вторых, открытая им более эффективная модель наверняка не будет совпадать с вашим патентом.

Фокусируясь на защите идеи, вы сразу же отстаете в скорости ее развития и реализации.

Патент – не единственный способ защититься

Если патент – неэффективный способ защиты бизнеса в самом его начале, то это вовсе не означает, что не нужно принимать вообще никаких оборонительных мер. В силу простоты и дешевизны можно использовать такие способы:

  • Купите домен с именем продукта. Хорошее имя дает сильный эффект, а при решении любых споров покупка вашего домена в более ранний срок, чем оформление торговой марки конкурента, решает многие вопросы.
  • Создайте группы в социальных сетях с названием проекта. Как и в случае с доменом, хорошие названия имеют и хорошие поисковые позиции, и неплохо запоминаются, и становятся недоступны конкурентам.
  • Зарегистрируйте торговую марку. Это не быстро в некоторых юрисдикциях (например, в России), но во многих странах осуществляется в течение нескольких дней и с минимальными затратами.

Итого

Патентовать изобретения важно и нужно, но это совершенно не то, что стоит делать первым делом, когда вы занимаетесь стартапом. Многие компании стали заниматься защитой интеллектуальной собственности только после того, как начали генерировать прибыль.

В самом начале стоит полностью сфокусироваться на самой идее продукта, ее проверке, продумывании виральности и создании MVP, находясь при этом на постоянной, максимально близкой связи с вашими будущими клиентами.

AppCraft
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

Календарь

ноябрь

17ноя - 19Весь деньТИЛТЕХ МЕДХАК

24ноя - 26Весь деньWhat the hack?!

25нояВесь деньSmart Taler 2017

25нояВесь деньLadies Code: время технологий

30нояВесь деньSmart Cars & Roads 2017

декабрь

5дек18:30- 22:00Яндекс изнутри: глазами iOS-разработчика

8дек - 9Весь деньКубок СTF России

9дек - 10Весь деньGames Gathering 2017

9декВесь деньЛекционный день по игровой индустрии

Наша рассылка

Каждому подписавшемуся - "1 час на UI аудит": бесплатный ускоренный курс для разработчиков веб и мобильных приложений!

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Наш Facebook

Популярное

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.