Андраш Густи: Женя затронул очень хорошую тему. Я имею в виду вопрос сложности проектов. Мы здесь можем сравнивать, у кого какой продукт круче, а можем поговорить о наших насущных проблемах, которые у нас были в этом году либо предвидятся.
Давайте я начну. Что было сложного у нас? Как сказал Женя, была большая проблема с тем, что замораживались проекты, что-то происходило с генеральными директорами (от «уехал в отпуск» до чего-то, видимо, очень плохого)… Такие случаи были, и заканчивалось все разрывом договора или безумной рассрочкой по платежам, что, конечно же, очень сильно бьет по работе любой студии. Естественно, как и все, в тот момент мы активизировались на Запад (что всем и советую).
Буквально недавно мы с Димой обсуждали сложности работы с Западом, то есть не все то, что привычно здесь, работает там. У нас есть клиенты из США, которые привыкли мало платить, привыкли работать с дешевым сегментом разработки внутри Штатов, которые тоже дешевые. Там есть ребята, которые берут по 20-30 долларов за час и сильно портят жизнь таким разработчикам, как мы, потому что нам, разумеется, хотелось бы больше, но мы далеко, и поэтому не совсем понятно, зачем платить именно нам. То есть имеем перенасыщенный рынок США, и есть также Европа, в которую очень сложно пробиться, если ты уже не там, – если у тебя нет офиса, нет контактов. Это также проблема, но как-то мы с ней справляемся.
Еще одна проблема, которая у нас была, связана со штатом. Раньше мы делали исключительно мобильный дизайн. У нас это хорошо получалось, и мы решили добавить также программирование, чтобы улучшить качество продуктов. Это вызвало целый ряд проблем, с которым мы раньше никогда не сталкивались. Когда у тебя появляются разработчики, когда их становится больше, когда ими нужно управлять и за ними нужно следить. Это, конечно, приятная проблема, но она очень непростая. Пожалуй, это три основные проблемы, которые я могу выделить у нас.
Евгений Круглов: Возможно, кто-то из вас помнит, что в начале года я
выступил на посиделках в коворкинге #tceh. У меня был небольшой доклад по поводу того, что нас ждет в 2015 году. Я тогда сделал несколько прогнозов, и сейчас самое время посмотреть на них и сделать какие-то выводы. Прогнозы были очень простые. Я говорил, что у больших компаний все будет хорошо, и ничего серьезного у них не случится. Возможно, такие компании столкнутся с какими-то вопросами по оптимизации, но большая часть из них работает с крупными клиентами, которые не будут останавливать разработку. И поэтому переживать им не стоит, просто стоит быть аккуратными и бдительными.
Компании среднего звена, скорее всего, тоже переживут этот год более-менее хорошо. Возможно, у кого-то будут проблемы, у кого-то – нет (зависит от того, какого рода клиенты, и насколько долгосрочные контракты у них). Вопрос оптимизации для них будет стоять острее, потому что, скорее всего, уровень маржинальности у них ниже, чем у больших компаний, но каких-то существенных проблем удастся избежать, если они будут вести себя адекватно ситуации на рынке.
Основные же сложности будут у маленьких компаний. И MobiGear, на самом деле, маленькая компания, все те сложности, о которых я говорил, мы испытали на собственной шкуре. До конца 2014 года у нас не было проблем с получением крупных заказов, мы регулярно их выполняли, и вопроса типа «А сможете ли вы пережить кризис?» не возникало. А вот в конце того года и начале нынешнего этот вопрос нам задавали постоянно. Несколько тендеров, в которых мы участвовали, мы проиграли, хотя делали хорошие предложения с финансовой точки зрения – именно по той причине, что заказчик делал свой выбор в пользу дорогой компании. Он готов был переплачивать, но чувствовать себя спокойнее, потому что большая компания гарантированно доведет проект до конца. Тем не менее, это позволило получить пару хороших клиентов и проектов. В частности, мы сделали проект для компании Ernst & Young, которым мы можем по праву гордиться. Но несколько других проектов – не менее интересных, для не менее крупных компаний – к сожалению, не состоялись.
Наверное, тут можно спорить о том, всегда ли важно это считать или нет, насколько это важно для определенной категории проектов. Разумеется, это важно для любого проекта, но должно ли это быть стоп-фактором или нет – это вопрос для дискуссии. Но то, что рынок сжимается – это однозначно. Шальных денег становится меньше, люди теперь сильно задумываются о том, как и что им делать. Упор идет на новые возможности, которые предоставляют платформы, и это означает, что рынок взрослеет. Это хорошо, и так и должно быть.