МОБИЛЬНАЯ АУТСОРС РАЗРАБОТКА

Специальный выпуск подкаста «Апперитив»
Сегодня мы обсуждаем разработку мобильных приложений на заказ: как у нее обстоят дела, куда она идет, как, зачем и почему?
Леонид Боголюбов
Главный редактор AppTractor.ru
Евгений Круглов
CMO компании AppFollow
Дмитрий Желнин
Руководитель студии 65apps
Андраш Густи
Руководитель мастерской мобильных приложений «Бегемот-Бегемот»
Я представляю сразу две компании. Сейчас это, в первую очередь, AppFollow – проект по мобильной аналитике для разработчиков. Это сервис, который позволяет выполнять конкурентный анализ, помогает разработчикам общаться с пользователями, а с недавних пор помогает делать ASO для аппсторов. Это с одной стороны. С другой же у меня пять лет опыта в мобильной разработке на заказ в роли генерального директора в компании MobiGear. C конца 2002 года я занимаюсь мобильными сервисами. Работал в «Билайне» – там, собственно говоря, и прикоснулся к удивительному миру мобильных услуг.

Евгений Круглов
AppFollow

Дмитрий Желнин
65apps
Я пришел в мобильную разработку в 2011 году из рекламы и PR. Вначале мы создали компанию, которая специализировалась на создании мобильных игр, потом было создано второе подразделение, связанное с созданием бизнес-приложений, потому что спрос был колоссальный, и все только и спрашивали: «А вы сделаете нам приложение?» Потихоньку игровая разработка сошла на «нет». На нее ушло приличное количество денег. Мы одни из тех людей, которые думают, что вот сейчас заработают миллион долларов в App Store. Не заработали… В итоге мы полностью перешли на бизнес-разработку мобильных приложений. За это время сделали очень много всего. Большая часть, конечно, была связана с перезаказами для крупных московских студий. Мы создавали «личные кабинеты» для банков, авиакомпаний, страховых компаний. На сегодня я бы сформулировал нашу экспертизу (секторы рынка) следующим образом: такси, страхование, сети питания, медицина. Также телевидение, спорт, торговля, авиаперевозки.

Весной этого года мы поставили перед собой задачу уйти от субподряда. Мы стараемся работать с конечным заказчиком, для этого пришлось расширить экспертизу, связанную с продакт-менеджментом, существенно нарастить возможности, связанные с дизайном, проектированием, тестированием (у нас в три раза увеличилось QA-подразделение). В настоящее время мы выполняем самые различные проекты под ключ, кроме разве что продвижения – этим заниматься не собираемся.
Мы называемся «Бегемот-Бегемот» в России, за границей мы фигурируем как The Better Bunch. Работаем над клиентскими проектами почти три года, до этого занимались также своими собственными продуктами. Мы делаем только нативные приложения под iOS и Android, еще немного балуемся с Windows Phone. Особый акцент делаем на мобильном дизайне: проектировании, продумывании бизнес-логики. Также очень сильные кадры у нас по управлению проектами. Фокусируемся сейчас на двух направлениях, но вскоре останется что-то одно. Первое направление – это корпоративные приложения: различные CRM-системы, база знаний, каталоги и материалы для продавцов, то есть все, что позволяет оптимизировать работу компании. Второе направление – это Интернет вещей: все, что связано с дистанционным управлением всяких прикольных штук. Работаем с Россией, США, также активно работаем с Европой.

Андраш Густи
Бегемот-Бегемот

Рынок

Леонид Боголюбов:

Я надеюсь, что подобные выпуски станут более-менее регулярными, и мы будем освещать интересные темы с отдельными приглашенными спикерами в рамках нашего подкаста «Апперитив». Сегодня у нас очень интересные темы: аутсорс, разработка мобильных приложений на заказ. Хотелось бы от вас троих специалистов получить ретроспективу происходящего: как это все развивалось последние три года. Что происходило на рынке в России и в мире, что произошло значимого в последнее время? До 2015 года – вы чувствовали спрос роста на эту услугу в России?
Дмитрий Желнин: Конечно же, он был «взрывообразным». Здесь в голову не приходит другого слова.

Андраш Густи: Знаете, ввиду того, что я представляю здесь, наверное, самых молодых разработчиков, мы этого вообще не чувствовали. То есть взрыв-то был, но среди какого-то непонятного мне сегмента, который хотел все сразу, много и очень дешево. Мое личное субъективное мнение: таких стало меньше. То ли они куда-то делись, то ли они нашли тех людей, которые делают им много, дешево и быстро. Мне кажется, рынок стал намного более цивилизованным, и стало понятно, что за хорошую разработку – какой бы мы ни взяли ее аспект – нужно платить.

Клиенты зачастую не успевают за реалиями. Если год назад был реальным порог в 300 тысяч, то сейчас, в принципе, 800-900 тысяч рублей за платформу – это то, что люди, в принципе, ожидают. Я бы сказал, что именно сейчас звездный час разработки приложений, хотя раньше спроса было намного больше. Но это мое мнение, мнение человека, который пришел в мобильную разработку относительно недавно.

Дмитрий Желнин: Мое мнение такое, что на этом рынке порой происходят совершенно дикие вещи до сих пор. И до состояния зрелости нормального IT-рынка тут еще как до луны пешком.

Евгений Круглов: Для нас 2015 год оказался достаточно сложным. В основном, это было связано с тем, что часть проектов, которые мы делали для наших заказчиков, не состоялась по причине того, что последние свернули их уже на той стадии, когда проекты были близки к запуску. У них поменялась конъюнктура, поменялась ситуация в целом (закрылись, изменились бюджеты, их купили и т.д.). Такой злой рок в некотором плане. Хотя соглашусь, что в начале года был некий всплеск запросов. Как мне кажется, это был отложенный спрос, так как в конце 2014 года случился очередной кризис с девальвацией и тому подобным. Тогда многие замерли и заморозили проекты по мобильной разработке. И вот в самом начале этого года, наверное, всем показалось, что ситуация стабилизировалась, и народ действительно стал активно интересоваться и присылать достаточно много запросов на разработку.
Но сейчас я бы сказал, что скорее больше тишина, чем какой-то бешеный спрос.

Но здесь тоже нужно понимать, что и мы сами в MobiGear, можно сказать, поставили это на паузу. Если судить по активности разработчиков в сервисе AppFollow, то в основном сейчас спрос идет от тех, кто уже достаточно давно работает над своими приложениями, и они отмечают некое усиление конкуренции. Больше запросов идет на какие-то качественные вещи, чтобы понять, как можно улучшить приложения, как сделать его более популярным. А вот спрос со стороны новых разработчиков по поводу новых проектов слабый. Спрос был выше весной, сейчас он, скорее, ниже, и основное количество клиентов идет из-за рубежа, чем из России. Однако 2015 год еще не закончился, так что посмотрим.
То, что рынок сжимается – это однозначно.
Андраш Густи: Женя затронул очень хорошую тему. Я имею в виду вопрос сложности проектов. Мы здесь можем сравнивать, у кого какой продукт круче, а можем поговорить о наших насущных проблемах, которые у нас были в этом году либо предвидятся.

Давайте я начну. Что было сложного у нас? Как сказал Женя, была большая проблема с тем, что замораживались проекты, что-то происходило с генеральными директорами (от «уехал в отпуск» до чего-то, видимо, очень плохого)… Такие случаи были, и заканчивалось все разрывом договора или безумной рассрочкой по платежам, что, конечно же, очень сильно бьет по работе любой студии. Естественно, как и все, в тот момент мы активизировались на Запад (что всем и советую).

Буквально недавно мы с Димой обсуждали сложности работы с Западом, то есть не все то, что привычно здесь, работает там. У нас есть клиенты из США, которые привыкли мало платить, привыкли работать с дешевым сегментом разработки внутри Штатов, которые тоже дешевые. Там есть ребята, которые берут по 20-30 долларов за час и сильно портят жизнь таким разработчикам, как мы, потому что нам, разумеется, хотелось бы больше, но мы далеко, и поэтому не совсем понятно, зачем платить именно нам. То есть имеем перенасыщенный рынок США, и есть также Европа, в которую очень сложно пробиться, если ты уже не там, – если у тебя нет офиса, нет контактов. Это также проблема, но как-то мы с ней справляемся.

Еще одна проблема, которая у нас была, связана со штатом. Раньше мы делали исключительно мобильный дизайн. У нас это хорошо получалось, и мы решили добавить также программирование, чтобы улучшить качество продуктов. Это вызвало целый ряд проблем, с которым мы раньше никогда не сталкивались. Когда у тебя появляются разработчики, когда их становится больше, когда ими нужно управлять и за ними нужно следить. Это, конечно, приятная проблема, но она очень непростая. Пожалуй, это три основные проблемы, которые я могу выделить у нас.

Евгений Круглов: Возможно, кто-то из вас помнит, что в начале года я выступил на посиделках в коворкинге #tceh. У меня был небольшой доклад по поводу того, что нас ждет в 2015 году. Я тогда сделал несколько прогнозов, и сейчас самое время посмотреть на них и сделать какие-то выводы. Прогнозы были очень простые. Я говорил, что у больших компаний все будет хорошо, и ничего серьезного у них не случится. Возможно, такие компании столкнутся с какими-то вопросами по оптимизации, но большая часть из них работает с крупными клиентами, которые не будут останавливать разработку. И поэтому переживать им не стоит, просто стоит быть аккуратными и бдительными.
Компании среднего звена, скорее всего, тоже переживут этот год более-менее хорошо. Возможно, у кого-то будут проблемы, у кого-то – нет (зависит от того, какого рода клиенты, и насколько долгосрочные контракты у них). Вопрос оптимизации для них будет стоять острее, потому что, скорее всего, уровень маржинальности у них ниже, чем у больших компаний, но каких-то существенных проблем удастся избежать, если они будут вести себя адекватно ситуации на рынке.

Основные же сложности будут у маленьких компаний. И MobiGear, на самом деле, маленькая компания, все те сложности, о которых я говорил, мы испытали на собственной шкуре. До конца 2014 года у нас не было проблем с получением крупных заказов, мы регулярно их выполняли, и вопроса типа «А сможете ли вы пережить кризис?» не возникало. А вот в конце того года и начале нынешнего этот вопрос нам задавали постоянно. Несколько тендеров, в которых мы участвовали, мы проиграли, хотя делали хорошие предложения с финансовой точки зрения – именно по той причине, что заказчик делал свой выбор в пользу дорогой компании. Он готов был переплачивать, но чувствовать себя спокойнее, потому что большая компания гарантированно доведет проект до конца. Тем не менее, это позволило получить пару хороших клиентов и проектов. В частности, мы сделали проект для компании Ernst & Young, которым мы можем по праву гордиться. Но несколько других проектов – не менее интересных, для не менее крупных компаний – к сожалению, не состоялись.

Наверное, тут можно спорить о том, всегда ли важно это считать или нет, насколько это важно для определенной категории проектов. Разумеется, это важно для любого проекта, но должно ли это быть стоп-фактором или нет – это вопрос для дискуссии. Но то, что рынок сжимается – это однозначно. Шальных денег становится меньше, люди теперь сильно задумываются о том, как и что им делать. Упор идет на новые возможности, которые предоставляют платформы, и это означает, что рынок взрослеет. Это хорошо, и так и должно быть.

Дмитрий Желнин
65apps
Я вот здесь не уверен. Мы никак не считали эту ситуацию, сжимается рынок или нет. Да, на уровне лидов мы получаем меньше, то есть лидогенерация страдает. Если раньше мы «приземляли» в месяц 30-40 лидов, сейчас эта цифра, конечно, меньше.

Но надо понимать, что когда мы пришли на этот рынок, то тут было 30-40 разработчиков на всю Россию. Сейчас их около 1,5 тысяч, если не ошибаюсь. Конечно, платежеспособный спрос фрагментирован на всю историю. Мы, например, чувствуем определенное давление. Оно есть, и спорить с этим фактом бесполезно.

Мы говорим про выход на западный рынок, на зарубежный, и это логично – все мы так делаем. Но хочу сказать, что это не панацея. Не так давно у нас случилась интересная история. У нас были (точнее, есть) постоянные партнеры из Австралии, мы получали оттуда довольно приличный поток заказов, и вдруг он иссяк. Я спрашиваю: «Что у вас такое?», а они мне в ответ, мол, у нас кризис. Кризис! В Австралии! Я говорю, мол, а у вас-то что? Они: «У нас сырьевая экономика. У Китая трудности – значит, трудности у всех нас». Вот вам и выход на зарубежные рынки.

Конкуренция

Андраш Густи: Кстати, хотел сказать об одной очень существенной проблеме, с которой мы все сталкиваемся, но, на мой взгляд, она прекрасна сама по себе. Проблема заключается в том, что, как не раз уже было сегодня сказано, конкуренция в своих объемах вырастает, но вырастает также и их активность в плане маркетинга. Я помню, что три года назад никто даже, простите, не чесался по поводу рекламы. То есть было несколько компаний, которые хоть какие-то деньги вкладывали в маркетинг. Сейчас у всех все очень серьезно.

Допустим, в наше время осталось не так много разработчиков, у которых нет менеджера по маркетингу, либо которые не формируют маркетинговый бюджет. Которые не понимают, что в это нужно вкладываться. И сейчас стало намного сложнее выделяться на фоне остальных – куда ни плюнь, у всех прекрасные презентации, у всех все очень хорошо с дизайном, у всех есть англоязычная версия сайта, все занимаются Яндекс.Директом. Кстати, кто дает рекламу там, знает, что именно в октябре резко повысились цены на запросы по мобильной разработке. Интересно, что в сентябре было дешево и мало запросов, а сейчас просто – бах! – стоимость выросла в 5-10 раз по некоторым запросам.

То есть это, конечно, проблема, но хорошая проблема, которая помогает всем нам расти. И она, естественно, работает на то, чтобы в игре остались, скажем так, зрелые игроки.
Евгений Круглов: Проблема конкуренции – это, в принципе, позитив. Если конкуренция усиливается, это означает, что рынок переходит в новую стадию развития. Первое насыщение прошло, и теперь игроки борются друг с другом. Как ты говоришь, три года назад маркетинг-менеджеры были не особо нужны – ты буквально втыкаешь палку в землю, и она цветет. Пять лет назад было еще проще – надо было выйти и сказать всем: «Я занимаюсь мобильной разработкой». Тебя сразу же обступали. Но очевидно, что это не могло продолжаться бесконечно, и те, кто задумались об этом еще три года назад сейчас на коне.

Тот же e-Legion – я с ними познакомился в 2012 году, если не ошибаюсь. Уже тогда я удивился, что там есть ребята, которые занимаются маркетингом, продвижением, позиционированием студии. Мне тогда казалось, что мы все – студии мобильной разработки, мы все имеем примерно одинаковый опыт в этой области. Как только появился App Store, тогда же появились и компании, которые занимаются заказной мобильной разработкой. Какой в этом смысл, думал я? Рынок большой, мы просто «попилим» дружно всех клиентов. Но нет – видимо, это был правильный шаг. Всем, кто пришел позже, приходится конкурировать с такими компаниями. Надо сразу понимать, что в маркетинг надо вкладываться, надо уметь себя позиционировать, создавать вокруг своей компании правильную аудиторию, выступать на конференциях, показывать кейсы – чтобы бороться за тех самых больших и толстых клиентов.

Дмитрий Желнин: Это нормально, это и есть рынок – таким он и должен быть.

Как выбрать разработчика?

Леонид Боголюбов:

Давайте сфокусируемся на аутсорс-разработке и заказе приложений у компании. Понятно, что конкуренция большая. Дмитрий недавно написал прекрасную статью о том, как определить хорошего аутсорс-разработчика, который не подведет и все правильно сделает. Дмитрий, можете вкратце рассказать (и мы потом обсудим), как заказывать приложения в настоящий момент у компаний из России?
Дмитрий Желнин: Это даже не инструкция к действию, а несколько неочевидных советов для того, чтобы, не затрачивая большого количества времени на отбор, рейтинги, создание шорт-листов, понять, кто перед тобой. Мы сталкиваемся с конкуренцией – я назову их «случайные люди». Немного уйду в сторону, чтобы затем было понятно, о чем идет речь. Так вот, за лето я получил два предложения по поводу покупки студии мобильной разработки. Одна из них – в Саратове, другая – в Ульяновске. Мы посмотрели – что там покупать? Я говорю, что стоимость вашей студии равна гонорару хэдхантера, который переманит всех ваших разработчиков. Они в ответ: «Ну, у нас долги, хотя бы возьмите нас просто так, закройте наши долги». Говорю: «Давайте посмотрим, что у вас есть».

Начинаем смотреть… Мы отсмотрели, «отсобеседовали» по Скайпу 9 разработчиков. Из них один был условный мидл, всех остальных я бы не то, что джуниорами не назвал – я бы и близко их к клиенту не подпустил, к выполнению какого-нибудь боевого проекта. То есть это, по сути, люди с улицы. И эта компания из 9 человек оказывает услуги по созданию мобильных приложений, она имеет каких-то клиентов. Более того, эта же компания в позапрошлом году увела у меня из-под носа четырех клиентов.

Эти случайные люди с помощью демпинга и других средств уводят у других компаний (у нас в том числе) приличных клиентов. Вот моя статья была как раз об этом. Собственно, чем заканчиваются такие истории? Заканчивается они тем, что люди остаются с плохим продуктом, с неподдерживаемым кодом, а студия, насобирав долгов, пытается продаться кому-нибудь из более крупных игроков или попросту исчезает. И вот чтобы наши потенциальные заказчики не сталкивались с подобным безобразием, о котором все вы прекрасно знаете – об этом и была моя публикация. Надеюсь, что кому-то она поможет.

Как посчитать затраты?


Леонид Боголюбов
AppTractor.ru
Я хотел бы поиграть в типичного заказчика приложений, который приходит в офис кампании. У меня вопрос: как посчитать затраты на разработку? Например, я хочу сделать свой Instagram с котиками. Как мне, придя к разработчику, определить, адекватная ли у него цена или не очень?
Андраш Густи: Я бы начал с того, чтобы взять минимальный бюджет, ниже которого все остальное будет явный бред. Если тебе нужен Instagram для котиков, и ты хочешь его под все платформы, это не может стоит меньше 900 000 рублей. Если тебе предлагают сделать за меньшую сумму, то либо это какой-то подвох, либо у человека работают не люди, а рабы на каторге (зачем тебе с такой компанией работать?), либо он просто не умеет считать, и затем ты получишь кучу проблем.

Сметы, которые составляем мы, обычно хорошо аргументированы, и у клиентов не возникает вопросов. Поделюсь своим опытом, а коллеги меня дополнят или, наоборот, не согласятся со мной. Итак, что мы делаем? Во-первых, описываем, что и зачем мы делаем так. То есть техническое и маркетинговое обоснование. Затем разбиваем всю работу на наши обычные этапы, также дополнительные этапы (если они есть у клиента) и на отдельные независимые виды работ. Каждому из них мы прописываем специалиста, которого мы планируем задействовать, длительность в неделях, длительность в человеко-часах, стоимость человеко-часа соответствующего специалиста и стоимость, которая получается в итоге за определенный вид работы или этап. В результате это все суммируется с общую сумму проекта.

Когда человек видит такую таблицу, видит, за что он платит, он успокаивается и может объективно апеллировать. А почему, мол, у вас стоимость часа слишком высокая (или, наоборот, слишком низкая)? А почему у вас дизайнер стоит дороже, чем проект-менеджер, а программист стоит как-то вообще не так? А зачем здесь вообще тестировщик? Мы сами сделаем тестирование. То есть начинается предметный разговор, когда человек уже в теме и все понимает, особенно если мы добавляем описание этапов и что является ценным продуктом, отчуждаемым в результате выполнения этапа. Очень важно смотреть на стоимость человеко-часа. Как правило, если компания работает в России и платит налоги, где-то снимает офис, то у нее стоимость человеко-часа не может стоит меньше 1000 рублей. В противном случае вам или называют себестоимость, или говорят что-то не то.

Дмитрий Желнин: Как уже было отмечено выше, очень многие разработчики решительно не умеют считать. Если сесть и посчитать, что входит в стоимость, становится все понятно: очень многие работают ниже себестоимости. Неудивительно, что потом такие приходят и просят купить их студию, потому что у них не выплачена зарплата за 3 месяца и налоги за полгода.

Евгений Круглов: Да, у разработчиков большая беда с подсчетами. Я не понимаю, как они считают, рисков не закладывают совершенно. Полная дезинформация клиента, тестирование, проектирование, отладку не включают. Просто какая-то голая стоимость без каких-либо рисков и потом абсолютное несоответствие ожиданиям.

Кто на стороне клиента должен принимать решения?

Леонид Боголюбов:

У меня следующий вопрос. Кто со стороны заказчика обычно принимает цену, кто определяет формат будущих работ, и кто это все должен делать? Как это все осуществляется? Например, я генеральный директор компании, я же не могу понимать все в мобильной разработке, а аутсорсер может насчитать мне какую-то огромную сумму за Instagram. Кто должен оценивать это на стороне заказчика?
Я бы еще дал совет генеральным директорам – не отдавайте все в руки маркетологу. Если отдаете, то поставьте еще над ним контролирующего «технического» человека.
Андраш Густи: Я бы хотел отметить, что ситуации у клиентов бывают разные. И это очень сильно зависит от сферы, в которой клиент задействован, в которой он обычно работает, и от размера. Если компания мелкая или средняя – это, кстати, совсем не значит, что у них нет денег, – обычно решение принимает сам генеральный директор. Это он отправляет запрос, он обрабатывает аутсорсеров, он принимает решение и подписывает договор. Кстати, это довольно неплохой сценарий, когда директор пока не умеет делегировать задачи.

Второй пример – это когда, генеральный умеет делегировать и направляет все на нужных людей. Есть те, которые умеют делать это очень плохо, и есть те, которые умеют делать это хорошо. В моем понимании работу с подрядчиками не стоит давать полностью на откуп директору по маркетингу либо менеджеру по маркетингу. Это не всегда самые правильные люди для того, чтобы оценивать работу подрядчика. Они это делать не умеют. У них есть довольно прямолинейные способы просчета, буквально на уровне «стоимость – сроки». Строится табличка, и потом применяется метод фильтрации – у кого дешевле, у кого красивее, у кого, например, голос приятнее. В общем, непонятные параметры, но такое делают.

И второй сценарий – в нашем опыте это были наиболее адекватные, обоснованные обсуждения. Это когда другую сторону представляет технический директор, который уже имеет довольно большой опыт реализации веб-проектов, а еще лучше – мобильных проектов. В этом случае это уже совсем другой разговор. Всегда приятно говорить с клиентом как с человеком, который уже набил шишки и знает, что хорошо, а что плохо. Тогда не нужно рассказывать по десять раз, что такое человеко-час, как мы внимательно относимся к клиентам – там уже все по существу. Другими словами, когда включается технический директор с опытом – это уже хорошо.

Соответственно, можно выделить трех людей – сам гендиректор, маркетолог и технический директор. Иногда еще бывает проект-менеджер – к нему обычно такие же требования, как к техническому директору, он должен иметь соответствующий опыт и техническое образование, тогда все, как правило, проходит хорошо. Я бы еще дал совет генеральным директорам – не отдавайте все в руки маркетологу. Если отдаете, то поставьте еще над ним контролирующего «технического» человека.

Дмитрий Желнин: Я бы сказал, что здесь все может быть по-разному. Бывает, работаешь с серьезной компанией, а человек, принимающий решения, совершенно непрофессиональный. Как-то в одном из крупных проектов со стороны клиента с нами работал техлид, которого мы давно знали, и тогда работа и коммуникация пошли настолько хорошо, что все очень быстро разрешилось. Я даже не знаю, как вообще делать абсолютно правильно в случаях общения с клиентами. У нас есть очень компетентный и недешевый техлид, который эти вопросы всегда закрывает. Бывает, мы тоже берем кого-то на субподряд. У нас есть практика всевозможных тестовых заданий, мы умеем проверять, с кем мы работаем. Мне кажется, здесь каждый просто должен найти свой рецепт.

Андраш Густи: Кстати, что касается участия технической стороны. У нас был такой феноменальный случай. Большой бренд, сеть магазинов. Мы общались с маркетинговым отделом, и они рассказывали нам красивые истории о том, что нужно подумать о позиционировании, о том, как завлечь пользователей. Казалось бы, очень правильные вещи. Что сделать такого, чтобы увеличить ретеншн, что это нужно как-то заложить в концепцию. Таким образом, мы общались с ними несколько месяцев время от времени, они все думали, наши предложения им не нравились, они хотели что-то свое. В конечном итоге, по истечении нескольких месяцев они просто сказали: «А вы знаете, мы уже заключили договор с вами, только с другим отделом». Как же это произошло? Оказывается, наш IT-отдел поговорил с теми ребятами напрямую, они как-то друг друга поняли и, собственно, уже начали работу. Такой вот интересный момент. Да, привлекать техническую сторону – это очень полезно.

Что-то пошло не так?

Леонид Боголюбов:

Допустим, я как заказчик определился с ценами на приложение, функционал более-менее понятен и описан. Какая-то конкретная компания уже начала работать над проектом. И вот можно ли мне понять в середине этого процесса, что что-то идет не так? Например, если затягиваются сроки, или просто есть ощущение, что компания не справляется с проектом. Как это понять и что с этим делать?
Дмитрий Желнин: На самом деле это очень простой вопрос. Мы, например, тратим очень много времени на формализацию в пресейле, очень въедливо прорабатываем все детали о том, как мы будем работать. На стороне менеджмента это должно быть просто примитивной историей. После чего составляется общий скоп, который побит на итерации, в конце каждой итерации вы получаете действующую сборку приложения с описанным функционалом. Все.

Если вы видите, что на 10 августа вы должны получить сборку с этим функционалом, а у вас ее нет – это сигнал.

Евгений Круглов: Абсолютно точно. Не бывает такого, чтобы заказчик был глупым либо плохим. Всегда задача аутсорсера – сделать так, чтобы он был белым, хорошим и пушистым. Если он этого сделать не умеет, значит плохие менеджеры. Меня не переубедить в этом плане. Клиент всегда себе желает хорошего. Сделать так, чтобы он это хотел с учетом пожеланий и потребностей аутсорсера – это задача аутсорсера и его менеджеров. В общем, информирование заранее, как ты правильно говоришь, – это залог того, что клиент получит то, что он ожидает, потому что формирование ожиданий клиента настолько же важно, как и соблюдение качества в принципе. И если ты заранее формируешь график-план, если ты все время будешь информировать клиента о том, идем мы в ногу, не идем в ногу и почему, и чем больше будет таких контрольных точек, тем спокойнее будет клиенту. И разработка не бывает такой, что ты сегодня построил график на год, и у тебя в этом году не произойдет сбоев. Не бывает такого. Потому что это IT, потому что здесь вовлечены клиенты и здесь присутствует человеческий фактор – безумное его влияние. Но если ты делаешь много подконтрольных точек, ты на каждой точке сможешь объяснить, почему мы там, а не там. Вот так можно требовать от разработчика и довольно хорошо следить, что выполняется, а что – нет.

Поддержка

Леонид Боголюбов:

Хорошо, сроки соблюдены, приложение выпущено. Как мне правильно сформулировать и заключить договор на поддержку, на доработки какие-то, потому что желаний много, а финансы, допустим, ограничены. Что мне надо учесть в общении с аутсорсером, чтобы правильно мое приложение поддерживалось и дорабатывалось?
Это надо танцевать от его бизнес-требований. Это каждый раз отдельная история, мне кажется. И я тут не вижу вообще никакого особого минного поля. Мы не сталкивались с подобными проблемами.

Дмитрий Желнин
65apps

Андраш Густи
Бегемот-Бегемот
На самом деле минное поле есть. То, что в вебе часто случается. Ты заказал себе поддержку в 10 часов PM, 40 часов разработчика и 20 часов дизайнера. И за это платишь каждый месяц. Как у клиента, который считает свои деньги, у него все время в голове будут крутиться мысли: «Во-первых, буду ли я использовать до конца это время или нет. А во-вторых, на самом ли деле эти деньги тратятся так, как мы договорились». Я думаю, что здесь нужно предупреждать клиента, и клиенту самому это понимать: есть два способа. Либо ты платишь абонентскую оплату, тогда ты фиксируешь определенное количество часов тех или иных разработчиков по определенной стоимости, и у тебя есть 100% железный доступ к их телам на это время. Второе – ты можешь на эту поддержку не подписываться, а запустить приложение и подождать три месяца, собирая «хотелки». И потом выпустить небольшой мини-проект. Такое тоже делают. Первый вариант хорош тем, что у тебя человеко-час обычно стоит меньше, но ты необязательно все это используешь. Второй вариант хорош тем, что ты не переплачиваешь за человеко-часы, но при этом стоимость одного часа для тебя обычно выше.

Как убедиться в том, что у тебя все идет по плану, и ты не переплачиваешь? Здесь все нужно начинать с разработки. Те разработчики, которые не допускают клиента в свою трекинговую систему управления проектами, делают, как мне кажется, самому себе хуже. Потому что как раз такие вопросы регулируются во время разработки. Вы все время можете следить за тем, насколько эффективно тратится время. За это время у человека может сформироваться доверие либо недоверие к разработчику и понимание того, насколько быстро работает последний. Уже во время поддержки это становится намного более понятным и удобоваримым.
Хотел поддержать Андраша. Самое правильное для заказчика – это когда на его стороне есть PM, который имеет хоть какой-то опыт работы с подрядчиками и решения технических задач. Это необязательно должен быть опыт мобильной разработки (это идеальный случай), но если это будет веб – тоже хорошо. То есть любой заказчик должен понимать, что с его стороны должен быть ресурс, который всегда будет задействован в работе над проектом. История разработки мобильного приложения в стиле «сделал и забыл» – мы уже прошли этот этап, мы это даже уже обсудили. Сейчас это постоянный процесс, который требует вовлечения обеих сторон, с revenue sharing или без оного. Поэтому заказчик должен понимать, что у него должен быль ресурс, который будет постоянно этим вопросом заниматься. И Андраш очень правильно сказал: чтобы получать прогнозируемый результат – надо выстраивать коммуникацию. Если ее нет, то, скорее всего, и результата не будет. Если коммуникация есть – раз в неделю вы созваниваетесь, у вас есть статус по проекту, есть доступ в трекинговую систему, есть понимание того, в каком состоянии находится решение тех или иных задач.

Очень часто заказчик должен со своей стороны вести тоже какую-то разработку, например, серверной части, если у него есть сервер или веб-сайт, ему надо пилить API. И его команда должна взаимодействовать с командой подрядчика, с мобильным приложением, чтобы понимать, что API пилится в те сроки, которые договаривались, пилится то самое API, о котором договаривались, а не какое-то другое. И это все в итоге приведет к тому, что проект запустится вовремя, и все стороны останутся довольны.

Евгений Круглов
AppFollow

Как "забрать" приложение

Надо в изначальном договоре предусмотреть, что все права на код принадлежат тебе, как заказчику.
Дмитрий Желнин: Все зависит от проекта. Если это сложный проект, под него приходится разворачивать у себя полностью среду и тестировать в том числе и нагрузочное тестирование, и бек-энд делать, самого приложения нужно делать ревью, и ревью кода соответственно. А в 90% случаев этот код в принципе неподдерживаемый, дешевле и умнее переписывать все с начала. Это в 90% случаев.

Бывают совершенно исключительные случаи, когда к нам стучит маркетинг одной из компаний, которая производит бытовую технику, и говорит: «Ребята, помогите пожалуйста! Бюджета нет, айтишников нет, есть только я – менеджер по маркетингу. И есть приложение, которое сделала такая-то студия». Я говорю: «Все понял, дальше можете не продолжать». И приложение собирает негативные отзывы в количестве 100 штук в сутки. Приложение, которое работает с бытовой техникой, – в данном случае это была мультиварка. Мол, любой ценой дайте нам разработчика, переделайте, пожалуйста, потому что мы собираем негатив, маркетинг недоволен, нас за это живьем едят. После чего мы две недели пытаемся получить исходный код от предыдущего разработчика. Вот и такие истории бывают.

Андраш Густи: Надо избегать ситуации, когда приходится менять подрядчика. А если ты в принципе рассматриваешь такую историю, то надо в изначальном договоре предусмотреть, что все права на код принадлежат тебе, как заказчику. Хорошие студии, как правило, всегда этот пункт в договор включают, потому что они понимают, что это как раз гарантия того, что заказчик не останется с носом. И это правило хорошего тона. И в ситуации, когда ты решаешь передать проект от одной студии другой студии, – если это ситуация конфликта, то проблемы будут в любом случае.

Если ситуация более-менее конструктивная, то разработчики могут договориться о том, что им нужно. Но по большому счету достаточно исходного кода и документации, если она была. Но просто часто бывает, что проект делался плохо, новичками-студентами, тогда, конечно, они никакой документации не писали, код не комментировали. И по нашему опыту, в большинстве случаев принимается решение переписывать такой проект с нуля. Просто потому, что переделывать код, который писали очень плохо и непрофессионально, нет никакого смысла. Быстрее, лучше и дешевле переписать его заново.

Как не разочароваться в приложениях

Мне сделали студенты плохое приложение, которое собирает единицы. Как мне не разочароваться в мобильных приложениях, в мобильных разработчиках, в мобильных аутсорсерах? Я помню, что вы говорили о том, что многие после неудачи разочаровываются и не хотят продолжать. Как с этим быть внутри себя?

Леонид Боголюбов
AppTractor.ru
Дмитрий Желнин: Нужно скачать конкурентное приложение, которое выполнено хорошо. Если вы банк, то нужно скачать приложение какого-нибудь банка, посмотреть на него, вдохновиться, воспылать желанием сделать что-то похожее и вкалывать.

Евгений Круглов: Самое первое, что нужно сделать – это слушать подкасты AppTractor. Все с первого и до последнего выпуска, тогда ты будешь понимать, что надежда есть и всегда можно сделать хорошее мобильное приложение.

Андраш Густи: На самом деле тема больная. Иногда разочарование выливается в интересные истории. Это когда клиент вот так разочаровался, сам создал свой штат разработчиков, и у него все получилось. И он уверен потом, что все разработчики – фигня, доверять им нельзя, а те, кто пользуется их услугами – идиоты. Такое тоже бывает. Более частое это: он хочет сделать свой штат, но у него ничего не получается. А есть просто такая классическая эволюция клиента.

  • Обратиться к студенту, обжечься.
  • Обратиться в дешевую студию, обжечься.
  • Обратиться в более дорогую студию и получить нормальный продукт.
  • Начать думать о маркетинге.

Евгений Круглов: Андраш совершенно прав. На самом деле, чтобы не наступать на грабли, надо не самому идти в лес, а посмотреть на опыт товарищей. Сейчас есть огромное количество кейсов от разного рода разработчиков и компаний, которые рассказывают, как они делали мобильное приложение. И минимизировать ошибки можно просто изучив материал, то есть просто сделать домашнюю работу. Выбирая правильного подрядчика, не ориентироваться только на деньги, а смотреть на портфолио, на то, как происходило общение, какой был диалог, конструктивный или нет, понравились эти люди или нет. Вот как Андраш рассказывал: мы с кем-то познакомились, у нас все хорошо, и мы уже с ними делаем проект. Это, в принципе, тоже очень хороший показатель того, сможете ли вы довести проект до конца или нет. И если уж вы вписываетесь в историю с мобильной разработкой, то надо понимать, что это далеко и надолго, а не так, что я здесь выложил, теперь пойду делать приложение для виртуальной реальности или займусь производством электромобилей.

Дмитрий Желнин: Мы сразу же стараемся доносить до клиентов то, что мобильное приложение – это канал, не более чем канал. Да, он появился, и слава Богу если у вас появились через него дополнительные клиенты, несут вам деньги. А ухаживать за этим каналом – это некая вещь в себе. Как уже ранее было сказано, люди, которые занимались этим ради того, чтобы было, они сейчас исчезли, и клиенты уже намного лучше понимают, чего они хотят от этого канала.

Мобильные приложения – это интерфейс для бизнеса. Вы говорите, что это как канал, но мы это называем интерфейс. И лучше всего работают приложения, которые в своей основе имеют офлайн либо какой-то существующий реальный бизнес. Само в себе приложение себя изжило, оно исчезает. Поэтому это именно интерфейс.

Андраш Густи
Бегемот-бегемот

Мобильный аутсорс 2016

КУДА БУДЕТ ДВИГАТЬСЯ АУТСОРС-РАЗРАБОТКА, ЧЕМ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ, КАКИЕ У ВАС НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НА 2016 ГОД? КАКИЕ ТЕМЫ БУДУТ ПОПУЛЯРНЫ, И ЧТО ВООБЩЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ НА ЭТОМ РЫНКЕ?
Дмитрий Желнин: Чего я жду от 2016 года? На самом деле мы об этом тоже сегодня упоминали: очень большое значение имеет конъюнктура. Как по нам валюта ударила около года назад, так мы до сих пор и находимся в состоянии серьезнейшего давления конъюнктуры на наш бизнес. Слетают бюджеты, теряются заказчики. Я все-таки надеюсь, что рынок расставит все по местам, вся накипь, которой до 90% рынка (случайные люди, говнокодеры), в этой ситуации должна немного схлынуть, останутся понятные опытные игроки, имеющие узнаваемость, лояльных клиентов и так далее. Надеюсь, что у нас с вами, коллеги, все будет хорошо. В целом есть ощущение, что наш рынок меняется в более европейскую сторону. Да, все медленнее согласовываются бюджеты, да, люди начали считать деньги и торговаться, не так как это было раньше – заказы летели пачками и люди приходили с пачками денег. Кризис нас всех сделал более эффективными. Может быть, это хорошо.

Что касается планов на следующий год… Мы в этом году достаточно хорошо масштабировались, расти мы, мне кажется, уже не будем. Посмотрим, что скажет нам рынок. Мы углубляем имеющуюся экспертизу, будем расширяться в смежный стек: расширять не только мобильную разработку, но и будем в другую сторону двигаться. Кроме того, мы развиваем параллельный стек, связанный с наукой, с математикой, с онлайн-обработкой видеосигнала, в том числе и на мобильных устройствах.
Евгений Круглов: Если все будет хорошо, то следующий год станет годом нового витка развития этого рынка, и скорее всего нас будет ждать много интересных историй. Как правило, одним из показателей развития рынка на новом витке является то, что начинаются сделки о слиянии и поглощении. Если конъюнктура нас не подведет, мы увидим такого рода сделки, и у нас появятся примеры развития бизнеса в сторону укрупнения, что приведет к вымыванию случайных игроков. Их, вероятно, станет меньше, потому что невозможно бесконечно демпинговать и невозможно постоянно верить тем и выбирать тех, кто просто предлагает меньшую цену.

Понятно, что тема с Интернетом Вещей начнет активнее развиваться, появятся более сложные проекты: от идеи просто сделать приложения будут переходить к идее сделать приложение и привязать к нему какое-то устройство. Не знаю насчет VR, наверное, он будет просто частью этой тенденции, как еще одно устройство, для которого нужно производить какой-то контент и какого-то рода приложения.

И надо понимать, что на всех нас будет влиять и поведение платформ. В этом году Apple достаточно сильно встряхнул нас всех часами, и появился большой интерес к носимым устройствам. И, вероятнее всего, это направление только усилится, его развитие пойдет дальше, и приложений, которые будут поддерживать часы Apple Watch и Android Wear, их количество будет расти, что, наверное, хорошо.

Мне кажется, что для маленьких студий это будет год специализации, мне кажется, они поймут, что, чтобы отличаться, надо развивать какую-то специфику, специализацию и показывать умение в какой-то одной конкретной области.

Рынок, по идее, должен расти, поэтому всем должно хватить места. Есть понимание, что у нас рынок растет достаточно цивилизованно в целом, и, делая ошибки, наступая на грабли, тем не менее, мы развиваемся достаточно позитивно.
Андраш Густи: Было очень интересно послушать то, что вы все говорили. Я бы еще немного добавил. Мне, как маркетологу, ближе всего то, что в следующем году, я уверен, мы увидим много, где-то пару десятков, очень классных европейских брендов на российском рынке. В плане клиентской разработки это будут очень продуманные компании, у которых все будет очень хорошо, вплоть до философии и миссии. Это все будет читаться, это все будет красиво и сочно. И как исходящее оттуда, мы будем видеть намного больше целых продуктов приложений, где будет вылизано до мелочей все. То есть это разработчик будет волноваться не только о текущих версиях, но и будет готовиться к тому, что вот вышла новая версия, нужно, чтобы у клиента она до выхода следующей уже была оптимизирована. Когда разработчик будет участвовать в ASO, и у приложений будет все хорошо с выкладкой – от названия до скриншотов. Это мы увидим и это очень клево.

Я думаю, что у нас будет больше западных клиентов с российскими корнями. Потому что стартапы никуда не деваются, но, что я заметил, увеличивается число тех, кто сейчас либо недавно переехал в Европу, в Америку, либо уже давно там, и сейчас они обращают взгляды в Россию, потому что это стало еще более выгодно. Думаю, этого у нас будет все больше. Кроме того, российские стартапы будут больше думать о глобальном рынке сбыта и перемещаться туда, заказывать разработку оттуда. Я думаю, это мы увидим. Очень важно – вы, кажется, это не упоминали, – в следующем году будет феноменальный всплеск запроса на Android. Если раньше это были второстепенные запросы на разработку, то сейчас он станет рядом с iOS, во многих случаях это будет первый запрос. Мы уже это чувствуем. Я не знаю, как вы, коллеги, но это витает в воздухе все больше и больше. Android будет в почете.
Рынок мобильных приложений и рынок разработки под мобильные приложения будет чувствовать себя прекрасно в 2016 году, будет всех колбасить просто не по-детски. Скорее всего, останутся хорошие подготовленные ребята, и мы все трое, участвующие здесь, очень надеемся и сделаем все для того, чтобы остаться в числе этих счастливых ребят. Всем желаем успехов в наступающем 2016 году!

Андраш Густи
Бегемот-Бегемот


Поиск подрядчика


Если вы находитесь в поиске компании - разработчика мобильного приложения, заполните форму на нашей странице, после прохождения модерации проект будет отправлен по базе подрядчиков. Мы предоставим вам самые интересные и выгодные предложения.
 

Аналитика


Есть идея мобильного приложения, но не хватает времени собрать и структурировать информацию о конкурентах, прогнозах, трендах? Мы поможем подготовить аналитический отчет о рынке мобильных приложений.

© 2015
info@apptractor.ru