Мобильные устройства и приложения уже довольно давно присутствуют на предприятиях, но сейчас эта часть корпоративных IT-систем, вслед за потребительской мобильной революцией, развивается особо бурно.
Мы побеседовали с Константином Астаховым, руководителем направления портальных и мобильных решений в компании КРОК, и выяснили, что сейчас происходит в этой области и как она будет развиваться в будущем.
Можете рассказать о системной интеграции и чем занимается КРОК?
КРОК – один из крупнейших системных интеграторов на российском рынке информационных технологий. Наше главное преимущество — возможность реализации комплексных проектов, охватывающих ряд смежных технологий, что не всегда под силу, например, нишевым компаниям, имеющим узкую специализацию.
У нас есть четыре производственных департамента. Три из них — ответственны за внедрение серверного оборудования, системы хранения данных, 3D-решений, сетей связи, развитие собственной сети дата-центров, оборудование современных зданий инженерными системами и прочее, и прочее. Четвертый — департамент информационных технологий (ДИТ), который я представляю, занимается разработкой и внедрением различного вида программного обеспечения — от информационной безопасности до прикладных решений. Направление мобильных решений существует как раз в рамках ДИТ, правда, не так давно — с 2013 года, но уже показывает неплохую положительную динамику. Так, по итогам 2014 года выручка по нему увеличилась почти на 20%. Уже сейчас заметно, что направление продолжит расти и дальше.
Интересно было бы поговорить о построении enterprise-инфраструктуры на предприятиях в разрезе мобильных устройств и мобильных приложений. Как изменился корпоративный ИТ-ландшафт с приходом мобильных устройств?
Несмотря на популярность мобильных технологий, далеко не все организации сегодня используют возможности мобильных решений в своей работе, либо используют их с ограничениями. Но на примере компаний, активно использующих мобилизацию, мы видим, как меняется рабочее место персонала. Сейчас оно не ограничивается компьютером на рабочем столе, а перемещается вместе с сотрудником. Из любого места и в любое время он может получить информацию или обменяться ею с коллегами, партнерами или заказчиками. Таким образом происходит стирание привычных границ ИТ-ландшафта. Фактически, если раньше мы ограничивались периметром сети, то сегодня с внедрением мобильных технологий, этой границы не существует.
Как выглядит идеальное предприятие с точки зрения использования и внедрения мобильных устройств? Можете привести пример?
Выделить какой-то эталон, идеальное мобильное предприятие, не получится, потому что очень многое зависит от задач, которые стоят перед конкретной организацией. Например, мобилизация полевых сотрудников позволит, во-первых, в разы повысить скорость получения информации от них, во-вторых, не будет искажения данных. Я уже не говорю о тех случаях, когда нужно четко понимать, где и кем была введена информация и т.д.
Что касается офисных работников, то мобильность нужна далеко не всем офисным работникам. Например, бухгалтерии достаточно работать со стационарных компьютеров. А вот сотрудникам, которые существенную часть рабочего времени проводят в разъездах и командировках, например, топ-менеджерам, менеджерам по продажам, юристам, страховым агентам и пр., было бы неплохо иметь под рукой удобный инструмент с доступом к нужным корпоративным приложениям и информации. Это позволяет повысить лояльность клиентов, а также ускорить совершение сделок и принятие важных для бизнеса решений.
[icon-box icon=chart size=16 width=1]
Компания ОАО «Северсталь» упростила и ускорила процесс формирования заявок и заказов металлопродукции. Проект, реализованный совместно с КРОК, позволяет клиентам и менеджерам металлургической компании работать с системами ERP и CRM с мобильных устройств. Теперь заявка на приобретение продукции или рекламация оформляются всего за несколько минут, в то время как раньше на этот процесс могли уйти сутки и более.
Разработанным КРОК мобильным приложением на сегодняшний день пользуются несколько десятков менеджеров по продажам и сотрудников службы технической поддержки клиентов ОАО «Северсталь». Также планшеты с установленным мобильным приложением уже получили ряд клиентов компании. С внедрением системы авторизации с помощью одноразовых паролей клиенты смогут устанавливать мобильный сервис и на собственные iOS-устройства.
В ходе проекта была внедрена платформа управления мобильными устройствами SAP Mobile Platform (состоящая из MEAP SUP и EMM Afaria), необходимая для интеграции систем заказчика (в частности, SAP ERP и SAP CRM) и мобильного приложения, а также обеспечения безопасности корпоративных данных.
[/icon-box]
Да, с появлением мобильных устройств, с одной стороны, бизнес приобрел множество преимуществ, таких как скорость, достоверность передаваемой информации. Но ведь, с другой стороны, появилась угроза несанкционированного доступа к корпоративным данным, удаленное распространение вирусов и т.д. Какие еще недостатки и преимущества мобилизации корпоративных систем вы видите?
Нередко то, что является преимуществом для организации, становится недостатком для сотрудника и его личных интересов. Например, мобильный доступ к корпоративным приложениям – это своеобразный контроль, который с психологической точки зрения может быть приятен далеко не всем сотрудникам.
Зато это благо для работодателя. С подключением личного устройства сотрудника к инфраструктуре компании его рабочий день начинает размываться — вместо привычных восьми часов в день человек начинает работать больше. Например, написать письмо или согласовать документ можно уже вне рабочего времени. С одной стороны, это повышает нашу эффективность, но с другой стороны — затрагивает наше личное время.
Кроме того, раз уж мы заговорили о недостатках, организации должны понимать, что мобилизация требует дополнительных затрат на безопасность корпоративных ресурсов. Это, в частности, обеспечивается построением внутренней защищенной wi-fi сети, внедрением антивирусного ПО, софта для управления мобильными устройствами, так называемые MDM-системы (Mobile Device Management). Последние позволяют заблокировать мобильное устройство в случае его утери или кражи, а также дают возможность управлять работой конкретных приложений.
Вы затронули немного тему корпоративных приложений. Чем обусловлено создание собственных приложений компаниями? Почему нельзя использовать то, что уже есть на рынке?
Обычно создание собственных корпоративных приложений обусловлено наличием внутренних существенно кастомизированных систем. В этом случае мобильное приложение, которое изначально поставляется вендором, уже не годится. Аналогично – нет готовых решений и для тех случаев, когда мобильное приложение должно быть интегрировано с целым рядом корпоративных систем.
Предприятиям лучше создавать собственную команду разработчиков, тестировщиков, project-менеджеров или, скажем, прийти в КРОК?
Несмотря на всю очевидность моего ответа (смеется), я все-таки поясню. Создание своего мобильного приложения, по своей сути, мало чем отличается от создания любого другого приложения. Естественно, с поправкой на технологии, методологии внедрения и ряд других нюансов. Для этого нужно иметь команду, способную сначала спроектировать приложение, потом его разработать и внедрить, а уже после — поддерживать и сопровождать. Если во внутреннем ИТ-отделе компании такая команда специалистов отсутствует, проще обратиться к сторонним профессионалам с наличием необходимого опыта. Зачем изобретать велосипед, если есть опытная команда с экспертизой по схожим проектам?
Как строится процесс управления мобильными устройствами, корпоративными приложениями на них? На что стоит обратить внимание?
Для начала важно понять, о каких устройствах мы говорим — о личных, корпоративных или промышленных. Для управления каждым из этих типов устройств используются свои подходы. Где эти устройства используются? Только внутри периметра организации или за его пределами тоже? Опять же, это разные подходы.
Если говорить в общем, то, прежде всего, необходимо подойти к этому вопросу с точки зрения стандартизации устройств. Есть модная аббревиатура BYOD. Сама по себе идея использования личных устройств сотрудников в рабочих целях — рациональная, но не всегда в полной мере рабочая. Просто потому, что невозможно обеспечить необходимую техническую поддержку всех устройств, с их разнообразием операционных систем. В любом случае нужна какая-то стандартизация и ограничения. В частности, можно ограничиться поддержкой устройств на базе систем iOS и Android определенных версий.
Также для эффективного управления мобильными устройствами и приложениями нельзя забывать о EMM-системах. Например, утеря устройства может обернуться достаточно большими потерями для организации, если информация попадет не в те руки. Соответственно, нужно иметь возможность их удаленно заблокировать или стереть корпоративные данные.
[icon-box icon=chart size=16 width=15]
Один из примеров мобильной автоматизации — Dodo Pizza, проект на стыке ИТ и массового общественного питания, глубокая интеграция фастфуда и современных ИТ-технологий (SaaS — Интернет — мобильные устройства на кухне). Разработали собственную автоматизированную систему Dodo IS, в которую стекаются заказы из розничных касс, колл-центра, сайта, мобильного приложения. В Dodo IS идет управление изготовлением всех продуктов на кухнях всех 14 пиццерий, создаются маркетинговые акции, осуществляется управление персоналом, фиксация сотрудников на смене, мотивация. В Dodo IS есть аналитика, отчеты, CRM. И все это в онлайне по всей сети.
С помощью Dodo IS увеличена скорость исполнения заказа. Один из слоганов «Додо Пиццы» — «60 минут или пицца бесплатно».
Для линейных сотрудников пиццерии в Dodo IS создан специальный интерфейс. Они смогут зайти из дома на сайт и составить «карту возможностей», то есть указать дни, когда они не могут работать. На основе этих возможностей, норм производительности для каждой станции, квалификации сотрудников и прогноза продаж Dodo IS предложит менеджеру оптимальный график. Таким образом информационная система реально влияет на увеличение эффективности и прибыльности «Додо Пиццы», так как стоимость труда являются одной из главнейших статей расхода для бизнеса.
[/icon-box]
Поясните, что такое EMM-система?
Системы класса EMM, Enterprise Mobile Management, объединяют в себе функционал MDM, MAM и MIM-инструментов. Они позволяют централизованно управлять работой приложений, организовывать микро-VPN канал для защищенного взаимодействия с корпоративной инфраструктурой, обновлять ПО и пр.
Мы затронули тему BYOD. У Samsung есть KNOX, который формирует защищенную среду и отделяет персональные данные от рабочих. У Apple тоже есть подобные решения. Насколько это сейчас используется в корпоративных ИТ-системах?
Это используется. Разделение служебной и личной информации – одна из первостепенных задач в концепции BYOD. Ведь операции со служебной информацией прежде всего не должны затрагивать личные данные пользователя. Если мы взяли и случайно удалили личные фотографии сотрудника, то он, как минимум, расстроится. Безусловно, это нужно учитывать при внедрениях.
[icon-box icon=chart size=16 width=1]
Холдинг KupiVIP.ru завершил разработку собственного комплексного ИТ-решения для автоматизации службы доставки — KupiVIP Router. Мобильное решение KupiVIP Router работает на основе карт «Яндекса» и позволяет курьерам видеть все запланированные адреса для доставки на день, упорядоченные по времени и учитывающие пожелания клиентов. Программа была успешно внедрена для доставки заказов по Москве, Санкт-Петербургу и областям. Решение позволяет в несколько раз увеличить эффективность ресурсов автопарка KupiVIP.ru.
[/icon-box]
Готовы ли люди пускать в свои личные устройства, где хранятся переписки, фотографии, почту корпораций, на которые они работают? Это вопрос скорее психологический, но насколько понимание у работников поспевает за корпоративными ИТ?
Лично я не испытываю никакого дискомфорта от того, что мое устройство подключено к корпоративной сети КРОК с ее политиками конфиденциальности и т.д. По большей части, свой смартфон я на 75% использую для работы, поэтому мне даже удобно, что он защищается корпоративными средствами. Но, конечно, есть и более закрытые сотрудники. Как Вы правильно заметили, поспевание за корпоративными ИТ в плане мобильности — это вопрос психологических барьеров. Кто-то готов снять эти барьеры, а кто-то нет. Но с появлением зависимости от преимуществ мобильности, вопрос доверия постепенно уходит на второй план.
Мы недавно публиковали исследование, что iOS занимает на предприятиях порядка 60-70%, Android – 40%. В чем преимущество iOS для предприятия? При том, что Android на потребительском рынке занимает долю в 80%, но настолько слабо представлен на корпоративном рынке?
Совсем недавно устройства на базе iOS олицетворяли собой признак достатка, состоятельности, статуса. Поэтому они получили широкое распространение среди топ-менеджмента российских организаций. А вместе с этим — поддержка iOS стала обязательным требованием при внедрении того или иного мобильного сервиса. Как мы видим сейчас, ситуация постепенно меняется, Android-устройства также находят свою нишу в корпоративной мобилизации. Что касается устройств на платформе Windows, то тут пока не проглядывается перспектив, хотя пару лет назад надежды были.
Как будут развиваться мобильные корпоративные ИТ-системы в ближайшие 10 лет?
Так как насыщения бизнеса в плане мобилизации пока не произошло, то нас, несомненно, ждет большое количество новых мобильных проектов. Бизнес сейчас начинает осознавать, что время — самый главный ресурс. А скорость получения информации – одно из главных конкурентных преимуществ.
Спасибо, интересных вам проектов!