Компания Digital Change написала колонку о работе над продуктом. С разрешения авторов мы приводим ее на нашем сайте.
К нам в Digital Change обращаются как начинающие предприниматели с идеями стартапов, так и владельцы, пытающиеся диверсифицировать свой бизнес, руководители компаний, запускающие новые продукты на новых для себя рынках.
Это очень разные люди, но при очевидных различиях в ситуациях, опыте и целях, мы с удивлением обнаруживаем среди них общее. Многие, сами того не подозревая, опираются в своих рассуждениях и выводах на сущность, способную навредить самым лучшим идеям — на продуктовую амебу.
Продуктовая амеба — это продукт, у которого отсутствует одна или несколько важнейших основ, определяющих его свойства.
Амеба влияет негативным образом на все аспекты бизнеса — качество продукта, бюджет, сроки исполнения и здоровье команды.
Удивительно, но мы обнаруживаем продуктовую амебу у подавляющего числа бизнесов всех типов и размеров, развивающих новый продукт, невзирая на опыт основателей и руководителей.
Диагностика продуктового одноклеточного доступна каждому предпринимателю — она умещается ровно в три вопроса. В случае обнаружения, избавиться от проблемы тоже достаточно просто.
Мы расскажем об основных опасностях продуктовой амебы и простых решениях по профилактике её появления в вашем бизнесе.
Проблемы
В основе любого продукта лежит идея — ответ на вопросы «Что это?», «Для кого?» и «Зачем?». Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и сформулировать:
- реальную проблему, которую будет решать ваш продукт;
- реальных людей, у которых возникает эта проблема и
- гипотезы решения этих проблем у этих людей.
Без сформулированных основ продукт превращается в амебу — теряет форму, неконтролируемо меняет характеристики в процессе создания, требует все больше бюджетов, и если создатели оказываются достаточно упорными, то на выходе они получают непредсказуемый результат со случайными пользовательскими и коммерческими свойствами.
Решаем задачу удобства маникюра, строим для этого швейцарский нож с газовым резаком.
Предприниматели, увлеченные реализацией, зачастую упускают одну или несколько основ своей идеи. Такая свобода не идет на благо продукту, потому что в месте, где не определены границы, вступает в игру случай и начинаются проблемы.
Продуктовая амеба отвлекает команду на ловлю блох. Откуда взялась эта фича? Почему бюджет поддержки вырос в два раза? Когда был срок запуска? Эти вопросы неизбежно встают перед предпринимателями, допустившими одноклеточное в свой продукт.
Разрастание фич
Разрастание фич (Feature creep) — ужас неконтролируемого появления функционала в продуктовой амебе. Границы продукта не определены, каждая новая фича имеет отличное обоснование от автора её идеи, нет поводов отказать в её исполнении.
Результат — ненужный и несогласованный функционал, низкая скорость работы продукта, невозможность поддержки и его развития.
Бюджет
Результат разрастания фич, необдуманных технических и организационных решений из-за отсутствия понятных границ и задач продукта — неизбежный результат развития продуктовой амебы.
Сроки
Обратная сторона разрастания фич, а также результат отсутствия понятных границ по качеству продукта — срыв сроков или отсутствие какого-либо их понимания.
Недовольство всех всеми
Производная от проблем с бюджетом и сроками — всеобщее раздражение. Инвесторы недовольны показателями, фаундеры недовольны разработкой и друг другом, разработка недовольна всеми вокруг и сама собой.
Атмосфера команды, развивающей продуктовую амебу, токсична и не располагает к успеху.
Провальный результат
Если из-за всего вышеперечисленного команда не разваливается на подлете к финалу, то за финишной чертой их ждет разочарование. Результат всех усилий оказывается никому не нужным, продукт оказывается слишком сложным, выросшая стоимость разработки не покрывается доходами продукта.
Итог — закрытие и безвестность.
Что делать
Удостовериться, что вы не развиваете продуктовую амебу, и не закладывать беды в генетику своего продукта довольно просто. Ниже вы найдете три простых утверждения. Если вы можете честно согласиться с каждым из них, то с Идеей вашего продукта все хорошо. Если же хотя бы одно из утверждений — не про ваш продукт, то у вас есть все шансы вкладываться в продуктовое одноклеточное.
Избежать трат на поддержку продуктовой амебы также не сложно — достаточно определить проблемное место и следовать простым инструкциям, приложенным к каждому утверждению ниже.
#1. Проблема, которую мы хотим решать, идентифицирована, сформулирована и записана
Проблема может быть сформулирована очень просто, главное на этом этапе, чтобы она была настоящей. Примеры формулировки решаемых проблем: «Когда человек пишет деловое письмо на иностранном языке, то он допускает досадные ошибки». «У молодых москвичей совершенно нет времени ходить по рынкам за качественными продуктами, поэтому они покупают всякую дрянь в супермаркетах». Или даже: «Людям скучно ехать в метро».
Если проблема не идентифицирована, это очень тревожный признак. Продукт, не решающий проблему, двигается без ориентиров и рискует оказаться никому не нужным, или потратить бюджет на невостребованный функционал.
Проблему нужно идентифицировать и описать. Попробуйте несколько раз задать себе вопрос «Зачем?».
Зачем люди пользуются WhatsApp? Чтобы писать сообщения. А зачем? Потому что им не удобно звонить, написать быстрее и это бесплатно, в отличие от СМС. Вот и проблема — звонки это долго и дорого. И нужно разговаривать, что может быть неудобно в данный момент.
Очень важный момент при работе с идеями и гипотезами — делать записи. Иногда кажется, что ответ на вопрос очевиден и предприниматель ставит галочку «Сделано». Но если попытаться записать мысль, окажется, что половина идеи не додумана, а у другой половины беда с реализацией.
#2. Реальные люди с проблемой и жизненные ситуации, в которых она возникает, определены и записаны
Ключевые слова в этом вопросе: «реальные» и «жизненные». Нужно сформулировать и зафиксировать понимание того, кто лично озабочен проблемой и в каких ситуациях в реальной жизни она возникает. Например: Индивидуальные предприниматели и менеджеры по продаже, работающие с иностранными клиентами, пишут много писем иностранным клиентам, в которых допускают ошибки, усложняющие переговоры и понижающие качество коммуникации.
Отсутствие понимания реальных людей и ситуаций, в которых должен помогать продукт — проблема из разряда навигационных — быстро бежим, но не знаем куда. Она способна завести продукт в бесконечную охоту за новыми фичами или тупик истощенного бюджета и всеобщего раздражения.
При понятной проблематике определить реальных людей довольно просто — нужно понаблюдать за ними в естественной среде обитания в момент, когда возникает проблема.
Возможно смоделировать ситуацию возникновения проблемы или обсудить варианты её решения с тестовой группой.
Это могут быть сотрудники компании, друзья — кто угодно, если у этих людей возникает задача, с которой предполагается помогать.
#3. Определено и зафиксировано несколько гипотез решения проблем
Должны быть сформулированы и записаны несколько общих гипотез решений, исходя из известных на момент деталей о людях и их проблеме. Если провалится единственный имеющийся у вас вариант решения (как, согласно статистике, делают 90% идей), то у вас не будет наготове другого решения, на которое вы могли бы оперативно переключиться. Для того, чтобы побороть статистику, нужно 10 рабочих вариантов, из которых провалится 9, а один выстрелит, но минимально достаточно 2–3 варианта.
Например: Задачу знакомства людей онлайн можно решать:
- созданием сайта знакомств;
- мобильным приложением «Люди вокруг вас» или
- клубом по интересам на базе фитнесс–центра.
Вместо выводов
Исходя из опыта обращений в Digital Change, большое количество предпринимателей тратят время на борьбу с продуктовой амебой—продуктом с недоформулированной идеей. Это отнимает не только время, но и деньги. Вовремя не диагностированная амеба способна повлиять на ваш продукт негативным образом как минимум пятью разными способами. Выявить, не мешает ли росту вашего бизнеса продуктовое одноклеточное, просто. Достаточно задать себе три простых вопроса:
- Идентифицирована, сформулирована и записана ли проблема, которую мы хотим решать?
- Определены ли реальные люди с проблемой и жизненные ситуации, в которых она возникает?
- Определено и зафиксировано ли несколько гипотез того что мой бизнес предлагает людям для решения их проблем?
Если хотя бы на один из вопросов ответом будет «Нет», нужно присмотреться к описанию скрытой угрозы и рекомендациям выше. Несмотря на свою простоту, они спасут вас от сложных ситуаций.
Если вы видите, что проблема глубже, напишите нам: hello@digitalchange.me, мы будем рады помочь вам.