«ВымпелКом» стал первым оператором связи в России, чье мобильное приложение («Мой Билайн») поддерживает Apple Watch. Мы побеседовали с Артуром Сахаровым, техническим директором компании Redmadrobot, которая разработала это приложение, и выяснили, какими должны быть приложения для умных часов.
Зачем нужны Apple Watch
Apple Watch — интерактивный информатор «3 в 1». Уведомления, фитнес-трекер и информация по запросу (если вы в Нью-Йорке, Siri подскажет высоту Empire State Building, если в Индии — площадь Тадж-Махала). Системные приложения вроде просмотра данных по фондовому рынку, фитнес-активности и погоды реализованы хорошо и удобно.
Большой экран iPhone 6 / 6 Plus и маленький экран Apple Watch — удачная комбинация. Последние айфоны выросли до таких размеров, что держать в кармане джинсов их стало банально неудобно. Если ты решил почитать новости в метро, удобнее спокойно достать телефон, а вот когда надо что-то сделать на ходу, удобнее часы. Допустим, вы общаетесь с девушкой через мессенджер: тыкать пальцем в экран на ходу да и вообще идти, уткнувшись в телефон, опасно. Часы проблему решают: руки свободны, можно воспользоваться шаблоном ответа или надиктовать сообщение.
Не первые, но лучше конкурентов
В Apple Watch по сути нет ничего прорывного. Не секрет, что, в отличие от Google, которая вкладывается в концепты и выпускает на рынок сырые продукты вроде Google Glass, Apple долго запрягает, но быстро едет. То есть компания делает продукт не первой, но он выходит более качественным и продуманным, чем у конкурентов. Так было с iPhone и iPad. Выход «умных» часов тоже укладывается в эту стратегию. От аналогичных продуктов на базе Android Wear их отличают две вещи: качественное исполнение и четкая работа. Те же Moto 360, которые многим «заочно» пришлись по душе за счет дизайна, на деле производят впечатление недорогой электроники — будто бы внутри часов микросхемы и воздух. Apple Watch не только хорошо выглядят и приятны на ощупь (да, я их щупал :)), но и прилично держат заряд батареи, чего нельзя сказать о большинстве других устройств. А когда с технологией внутри самого устройства все в порядке, встает вопрос о софте.
Как все устроено с точки зрения архитектуры
Часы — это внешний экран, на который загружены данные. Там нет никакого кода, который бы решал задачи, продумывал логику, подсчитывал или суммировал. Мы имеем дело с гибридом. Первая его часть — WatchKit App — хранится непосредственно на часах и состоит из сториборда (описания интерфейса) и ресурсов. Вторая — WatchKit Extension — хранится на iPhone и содержит код и все остальное. Весь код в итоге исполняется на телефоне, и без iPhone неподалеку приложение на часах не запустится в принципе.
Интересно, что часы связаны с телефоном одновременно и по Bluetooth, и по Wi-Fi. Причем, если радиуса Bluetooth не хватает, но часы и телефон находятся в одной WiFi-сети, все продолжит работать. То есть погулять по офису или сходить на чердак можно и без телефона в кармане. Это существенное отличие от Android Wear (там только Bluetooth), о котором редко говорят (в последней версии появился и Wi-Fi, — прим. ред.). Конечно, такой подход все еще диктует некоторые ограничения: обновление происходит не моментально, а с задержкой, из-за чего отправлять туда-сюда множество команд — не лучшее решение.
Какими должны быть приложения для Apple Watсh
Важно четко ощущать границу: приложение должно быть нужным и полезным именно на часах, а не конкурировать с приложением на телефоне. Почти все приложения для часов, которые уже существуют и будут появляться в ближайшее время — это адаптация сервисов, уже существующих в виде iOS-приложений. Топовые же компании из списка «любимиц» Apple будут думать не о том, как запихнуть в приложение для AppleWatch всего побольше (to-do list, календарь, простые игры и тому подобное), а как сделать не столь оригинально, но удобно для пользователя.
Возможность выстрелить только за счет часов — иллюзия. Если у разработчика плохое приложение для iPhone, то он едва ли сможет внезапно написать сенсационное приложение для часов. Сервис должен иметь ценность сам по себе, чтобы его можно было успешно привязать к часам.
В любом случае, пока «засабмитить» в Apple Store приложение только для часов не получится. Оно должно быть реализовано и на смартфоне, и на Apple Watch. Гипотетически можно придумать идею, которая будет «работать» именно на часах, но пока подобных не видно.
Как Apple Watch повлияют на рынок разработки или «кто не разрабатывает под часы, тот лох»
В Apple любят говорить, что опираются на большое комьюнити разработчиков и возлагают на них придумывание новых сценариев для своих устройств. Разработчики действительно будут разрабатывать для часов — им попросту некуда деться. Можно вспомнить, как после появления плоского дизайна в iOS7 все бросились обновлять свои приложения. Apple вместе с рынком диктуют необходимость делать приложения под часы.
Гайдлайны и инструментарий
Applе предоставила разработчикам зрелый инструментарий и понятные гайдлайны.
Если ты их хорошо знаешь, то можно собрать прототип приложения на 5 экранов буквально за несколько минут — спасибо крайне простому интерфейсу. В Apple хорошо продумали взаимодействие пользователя с ним и то, как именно интерфейс должен выглядеть. Крупные элементы, минимум графических фишек, анимация только по делу. Но жесткая регламентация и простота накладывает ряд ограничений.
Ограничения
Ограничения делятся на два типа. Первый тип идет от гайдлайнов. Сделать любой интерфейс по собственной фантазии нельзя или, по крайней мере, совсем не тривиально. Ведь он собирается из модулей, сгруппированных в горизонтальные или вертикальные группы-таблицы, и разместить что-то в произвольном месте экрана так, как это можно сделать на iPhone, нельзя. В Pebble, для сравнения, можно было отрисовать все попиксельно, и интерфейс был ограничен лишь фантазией разработчика и экраном 144×168 пикселей. В итоге все это позволяет еще на бумажке достаточно четко представлять, что и как в итоге будет отображаться на экране, и как сделать так, чтобы приложение выглядело на часах уместно и «юзабельно».
Второй тип ограничений связан с техническими характеристиками устройства — батареей и Bluetooth-модулем. Гипотетически в часы можно было напихать кучу функций, и китайские наручные телефоны тому пример. Но чем их будет больше, тем более громоздкими будет и сам гаджет. В Apple резонно сочли, что пользователи не захотят носить на руке телефон: им нужно что-то удобное и компактное.
Сложности: забота о безопасности
Два года назад в iOS появилась возможность обновлять данные в приложении, когда само оно не запущено. Год назад это как раз пригодилось в системных виджетах, которые отчуждены от основного приложения. Мы разработали экосистему приложений для «Билайна», в iOS-приложении которого такой способ обновления уже был реализован. Тогда достаточно было сделать так, чтобы приложение доставало всякие специфические данные и токены из защищенного хранилища только в тот момент, когда пользователь разблокировал телефон.
Часы же должны получать обновленные данные и тогда, когда телефон находится в кармане. Это означало, что перед реализацией приложения для часов пришлось допилить и приложение для смартфона. А тем, кто вовремя не подсуетился с виджетами и обновлением в фоне, доделать нужно будет еще больше. И я не говорю о тех беднягах, которые еще поддерживают iOS 5. Тенденция понятна — либо ты бежишь со всеми, либо остаешься в стороне.
Мы делали приложение «Билайна» под Apple Watch, когда сами часы еще не были доступны. Это доставляло некоторые проблемы: компьютерный симулятор не давал возможности отловить все детали, а в сети не было никакой внятной информации. Тем разработчикам, которые будут делать свои приложения, когда часы уже выйдут, а в сети появятся статьи и туториалы, придется значительно проще.
Итог
Те, кто не держал часов в руках, спрашивают: это революция? Те, кто успел их потрогать и примерить, отвечают: нет, не революция, это просто второй экран. Внешний монитор в комплект к ноутбуку или планшет в пару к смартфону не добавляют никаких новых-революционных-потрясающих функций. Так и Apple Watch — не прорыв. Но это удобно, а к удобному быстро привыкаешь.
Ждет ли часы от Apple успех? Однозначно да. Сейчас оформлено более двух миллионов предзаказов, и это уже в два раза больше, чем было продано Android-часов за весь 2014 год. Рамки, в которые корпорация поставила разработчиков, при первом подходе вызывают раздражение, но при более глубоком погружении становится понятно: ограничения принуждают делать хорошо. Apple Watch — один из первых этапов на пути к получению информации в контексте. А ее ведь не должно быть много.