Site icon AppTractor

Конец приложений, какими мы их знали

Экран как сборище иконок приложений, которые ведут в разные места, отжил свое. И это важные изменения, на которые нужно обратить внимание при дизайне и разработке.

Концепция взаимодействия с контентом на подключенных устройствах (лэптопы, телефоны, планшеты и другие аксессуары) испытывает период великих изменений. Идея приложения, как независимого места назначения, становится все менее важной, в то время как приложение в качестве издательского инструмента с уведомлениями, содержащими контент и действия, приобретает все большую актуальность. Это изменит то, что мы разрабатываем и то, как мы это делаем.

Нет ломящимся от иконок экранам

Это настолько радикальное изменение парадигмы, что ее не объяснить парой слов. Оно еще не проявило себя в полной мере, но нет никаких сомнений, что экраны приложений скоро превратятся в кое-что другое. Начнем с предпосылок.

Все меньше и меньше смысла в том, чтобы иметь экраны, заполненные иконками отдельных приложений, каждое из которых надо запускать для работы с ним. Все идет к приложениям, которые работают в фоновом режиме и посылают содержание куда-то в специально выделенное для этого место. Это может быть что-то вроде нынешних служб уведомлений, Google Now или что-то совсем новое.

Один из вариантов интерфейса — карточки. Вообще говоря, это не такие обычные карточки, которые шаблонно отображают содержание в приложениях, а контейнеры для показа контента из любого приложения. Эта разница может показаться не такой уж и впечатляющей на первый взгляд, но она значительна. Чтобы понять это, нужно разобраться в двух вещах.

1. Разработка систем, а не пунктов назначения

Об этом подробно написано в предыдущем посте, так что сейчас просто резюмируем. Сейчас разработка приложений — это уже не разработка пунктов назначения, в которые попадает пользователь. Это умирающий шаблон. В мире многочисленных устройств и экранов контент необходимо разбивать на элементарные части, так чтобы он был доступен независимо от размера экрана или платформы. Например, Facebook — это не сайт и не приложение. Это экосистема объектов (люди, фотографии, видео, комментарии, компании, бренды и др.), которые агрегированы разными способами через новостные ленты людей, таймлайны и страницы и могут быть отображены на широком диапазоне устройств и даже, возможно, на еще не изобретенных. Так что Facebook — это не набор веб-страниц или экранов в приложении, а система объектов и их взаимоотношений.

2. Последние изменения в уведомлениях iOS и Android

Изменения произошли в iOS 8 и Android KitKat. Уведомления всегда были указателями на приложения — они говорили вам, что пора открыть приложение.

Но теперь можно производить действия напрямую, через интерфейс уведомлений Android, иногда даже не открывая приложение.

На iOS уже полностью интерактивные уведомления: нет нужды открывать приложение. Все действия можно совершить в уведомлении.

Следующая версия Android идет еще дальше. Уведомления в ней — независимые карточки. На скриншоте видно, что они расположены друг под другом.

Мы довольно быстро пришли от уведомлений-указателей к уведомлениям-контейнерам (карточкам), включающим в себя контент и возможные действия с контентом.

Следующий уровень: в карточках можно сделать все

Следующая итерация очевидна — множество карточек с уведомлениями, которые позволяют пользоваться всеми продуктами и независимыми потоками прямо внутри карточки. Комментарий к посту на Facebook. Ретвит. Купить что-то на Amazon. Зарегистрироваться на полет. Поделиться новостью из ленты. Добавить напоминание в список задач. Заказать место в ресторане. Переместить виртуального футбольного игрока. Записать результаты пробежки. Оплатить счет…

На пути к приложениям как сервисам

Всё, включая контент и действия, разбивается на элементарные единицы. Эти элементарные частицы отделены от контейнера приложения, поэтому они могут быть отображены на любом устройстве. Элементарные части собираются в целое на основе контекста, встраиваются в унифицированный поток или отправляются на ваши часы.

Контент может быть подан так, чтобы сделать пользовательский ввод удобным и оптимизированным для конкретной ситуации. Друг посылает мне SMS, а я за рулем, так что мои часы зачитывают мне ее содержание. Я отвечаю с помощью Siri/Google, и друг получает мой ответ в виде текстового же сообщения, потому что он на работе. Возможные действия меняются. Это то, к чему мы приближаемся.

Очень вероятно, что первичный интерфейс для взаимодействия с приложениями будет не приложением. Приложение — прежде всего издательский инструмент. В основном люди будут обращаться к вашему приложению через интерфейс уведомлений или агрегированный поток карточек, а не открывая само приложение.

В мире, где уведомления содержат в себе всё необходимое для работы, заполненные иконками экраны теряют смысл. Приложения больше не рассматриваются как пункт назначения. Зачем открывать приложение Facebook, если можно получить уведомление и тут же, в этом же интерфейсе, на него отреагировать? Скорее всего, через несколько лет экраны с приложениями исчезнут совсем, потому что будут скрыты в интерфейсе устройства как вторичная навигация.

Концепт дизайна для примера

Проиллюстрируем эту глобальную смену парадигмы концептом дизайна системы, которая может взаимодействовать с подключенным устройством в этом мире.

— Представьте себе вертикальный поток персонализированных карточек, ранжированных по вашим личным предпочтениям, текущему контексту (местоположению, присутствию и т.д.) и истории предыдущих действий в аналогичных обстоятельствах.

— Карточки могут поступать из любого источника, который вам нравится или на который вы дали разрешение.

— Это выглядит как Google Now, но на стероидах. У вас будет почти столько же уникальных источников в потоке, сколько у вас приложений на телефоне.

— Еще похоже на центр уведомлений на вашем телефоне, но, в отличие от требования открыть приложение, эти карточки показывают вам, что делать дальше и дают возможность отреагировать на контент прямо здесь и сейчас: внутри карточки. Например, на карточке из Facebook будут доступны все действия, которые были бы доступны в приложении Facebook (лайк, комментарий, поделиться и др.) без необходимости открывать приложение. Карточки из приложений про путешествия позволяют вам сделать бронь, карточки из коммерческих приложений позволяют вам делать покупки, список бесконечен.

Это начало конца приложений в качестве пунктов назначения. Зачем открывать приложение, если в этом нет нужды? Давайте сделаем еще один шаг.

Представьте себе, что вы можете скроллить горизонтально и это позволяет увидеть вам больше контента из того же ресурса. Новостная лента Facebook будет расположена горизонтально, а не вертикально.

Это будет работать для всех источников: Twitter, Instagram, новостные приложения и другие. И, конечно же, на всех устройствах.

Так, еще один шаг.

Представьте теперь, что родительская карточка может поддерживать карточку-потомка. Например, все та же карточка Facebook может иметь карточку-ребенка из BBC. На самом деле, нечто похожее уже есть в Twitter.

Это еще немного напоминает недавно запущенные Apple Extensions и уже присутствует в Китае на Baidu и WeChat, где маленькие приложения встраиваются в большие, появляясь только тогда, когда какое-то действие в пользовательском интерфейсе вызывает его. Например, на Baidu Maps вы можете найти отель, проверить наличие свободных номеров и сделать бронь прямо внутри приложения.

Но опять же это тонкое различие прячет в себе что-то намного более серьезное. Встроенные карточки (дети) внутри родительских карточек также дают возможность не устанавливать отдельное приложение для пользования встроенным. Вам нужно только родительское приложение на вашем устройстве. Снова, это уже работает: карточки Twitter поддерживают платежи Stripe внутри себя. Вам не нужно приложение The New York Times для просмотра их новостей в Twitter. Представьте, что этот шаблон станет широко распространенным. Для разработчиков приложений это может стать очень удобным новшеством. Некоторым компаниям будет выгодно возникать всегда в качестве карточки-потомка без нужды выпуска отдельного приложения.

Последний шаг вперед. Что если карточки будут поступать с других устройств? Например, с вендинговой машины, к которой вы подходите и совершаете оплату через кредитную карточку. Или из гостиницы, в которой вы заказываете завтрак или платите за вайфай?

Последствия для сайтов также будут огромными. Если какое-нибудь издательство, например, The New York Times, сможет посылать контент в карточки, которые будут просмотрены в других разных сторонних местах (с согласием о разделении доходов), зачем вообще нужен вебсайт? Это просто лишние расходы.

Мы все равно будем открывать приложения. Иногда.

В этом мире кажется странным открывать приложение только затем, чтобы увидеть, что не было видно в уведомлении, или переключаться между приложениями. Открывать приложения все равно будет необходимо и важно для многих ситуаций, особенно при создании нового контента, использовании специализированных глубоких процессов или, возможно, при изменении настроек. Но не для того, чтобы узнать, что нового и интересного. Пул иконок приложений — устаревший и не эффективный шаблон. Можно предположить, он исчезнет через пару лет, спрятавшись под кнопкой действия «показать мои приложения».

В системе будет создаваться конкуренция: она обучаема

По мере того, как люди будут взаимодействовать с карточками, система будет обучаться, когда и сколько показывать из отдельного источника (приложения). Поскольку контент разных приложений показывается рядом, конкуренция качественно меняется: она теперь — между продуктами, которые выполняют одно и то же задание, а не продуктами в одной категории. Это наблюдаемо уже сегодня: множество уведомлений на вашем экране соревнуются между собой за ваше внимание.

Мы в Intercom являемся большими сторонниками подхода «Jobs To Be Done»: нужно учитывать, какие задачи решает ваш продукт для пользователя и спрос на решение каких задач существует. Если вы сфокусируетесь прямо на функциональности, а не индустрии, вы поймете, что авиакомпании, продающие места в бизнес-классе, соревнуются со Skype за пользователей, поскольку они оба предназначены для одного и того же: обеспечение коммуникации с коллегами.

Точно так же приложения осознают, за что они борются: возможно, за выполнение не совсем тех задач, которые предполагались изначально. Так, например, Twitter скорее конкурирует с развлекательными приложениями типа новостей или игр за перерывы, чем с другими социальными сетями.

Плотная конкуренция означает, что компании будут тратить время на дизайн крутых уведомлений/карточек, потому что в числе их потенциальных конкурентов будут Facebook. Amazon или Google. Времена, когда сотни уведомления должны приводить людей в приложения, уходят, уступая место гораздо лучшему концепту, когда люди вовлекаются прямо здесь и сейчас, независимо от запуска приложения.

Три критических вопроса

Много факторов указывают на то, что ближайшее будущее будет выглядеть примерно так, как описано выше. Но остается много вопросов, на три из которых у меня нет ответов:

1. Это случится на уровне приложений, уведомлений или операционных систем?

Самая большая схватка может случиться:

2. Это будет один поток или несколько?

Может быть, будут разделены потоки друзей, новостная лента, рабочая лента.

3. Это будет принадлежать компании?

Возможно, будет какая-то версия Google, версия Apple и других. Или доминанта будет принадлежать кроссплатформенным независимых системам (как сам веб), первые из которых появляются уже сейчас (Wildcard, Citia).

К лучшим компаниям и продуктам

Это только набросок, концепт, но я думаю, он во многом передает то, куда мы движемся. Большая часть этого уже построена: Google Now, уведомления Android, интерактивные уведомления iOS8, расширения iOS8, карточки Twitter. Развивающиеся платформы, такие как Android Wear или Apple Watch подтверждают движение к карточкам, которые работают как уведомления, контент и действия.

Плюсы для пользователей:

Новая парадигма лучше отражает реальную жизнь. Мы не живем в отдельных изолированных помещениях, как это сейчас делают приложения. Люди начинают забывать о «приложениях» и думают о своих делах, продукции и сервисах. Контейнер для контента должен быть невидимым для пользователей.

Новая парадигма также поможет освоить большой объем входящей информации. Двигаться между кучей приложений — не эффективно. Новая проблема — ошеломляющее количество уведомлений. Все должно быть отсортировано, что сделает это более реальным для использования. Приложения должны будут быстро и легко максимизировать свою полезность, пользователи больше не будут отвлекаться на медленно и тяжело меняющиеся приложения.

Сильное ограничение и в карточках: это заставит думать вас о самых важных вещах, которые вы можете показать и только самых важных связанных действиях.

Для компаний-разработчиков это также упрощает решение проблемы с выходом в свет. Полагаться на продвижение, рекламу от App Store или внутри приложений, гораздо менее надежно, чем возникнуть в потоке карточек встроенным в родительскую. Конечно, это не обязательно должно быть дочернее приложение, контент и действия в дочернюю карточку могут приходить из веба.

Этот концептуальный сдвиг также начинает ставить вопросы о разделении или не разделении труда (кстати, то, что происходит сейчас, это не просто разделение). В новом мире вы можете получить свой кусок пирога (специализированный на выполнении одного задания) и съесть его (встроенным в тематический поток). Эта экосистема карточек нарочно их упрощает, но может приносить информацию и контекст из других карточек.

Пять ключевых изменений

  1. Эти шаблоны усиливают две вещи, о которых мы писали на Inside Intercom еще когда они только появлялись. Карточки могут быть будущим веба, и дизайнерам нужно разрабатывать системы, а не пункты назначения. Системы и карточки надвигаются: готовьтесь к бешеному ускорению этого процесса.
  2. Адаптивныйдизайн — отличная вещь, но мы идем дальше этого. Мы говорим о разработке контента, который может быть отображен на невообразимом количестве устройств и ситуаций. Это потребует новых принципов в дизайне, новых способов поиска контекстной информации. Начните сейчас, не ждите, пока начнется.
  3. Разработка уведомлений и возможных действий в них станет неотъемлемой частью процесса разработки продукта. В скором времени мы будем тратить столько же времени на этот аспект, сколько на разработку внутренностей приложения. Измените свой подход и начните работу сейчас, пока не слишком поздно. Сделайте наброски системы, а не экранов.
  4. Подумайте, с кем бы вы могли объединиться. Интеграции как части продуктовой стратегии растут, свидетельством тому — взрыв всевозможных API, Webhooks и появление таких сервисов, как Zapier и IFTTT. Интеграции позволяют делать то, что вы бы никогда не смогли в одиночку. Это дает вам доступ к новой аудитории. Сделайте интеграции частью ваших бизнес-планов и стратегии разработки продукта.
  5. Я использую как iPhone, так и телефоном на Android. Также у меня есть iPad Mini, Nike Fuelband, я пользовался Google Glass везде, где это только возможно (для частных целей). Когда я смогу, я куплю Apple Watch. Мы должны первыми окунуться в это с головой: с открытыми глазами, чтобы разглядеть, что и как работает.

Источник

Exit mobile version