Предприятия все больше используют мобильные приложения для связи с клиентами – по данным Clutch около половины малого или среднего бизнеса в США планирует обзавестись мобильным приложением в 2017 году. Компании все больше исповедуют Mobile-first стратегии и приложения позволяют им увеличивать продажи, улучшать пользовательский опыт и лучше конкурировать на определенных рынках.
Ключевые тенденции в развитии приложений компаний на 2017 год можно выделить такие:
- Геолокация для поиска клиентов и их взаимодействия с розничными магазинами
- Использование Интернета вещей – маячков в первую очередь
- Использование мобильных платежей для оплаты товаров
- Использование тех или иных форм дополненной реальности в коммерческих целях
- Появление полноценных Progressive или Instant микро приложений
Как в России развиваются клиентские приложения предприятий? Мы опросили несколько компаний и задали им такой вопрос – как развивалось ваше приложение в 2016 году? Довольны ли вы процессом его разработки и результатом?
Компания Ivideon — видео-наблюдение:
Ivideon — это компания-разработчик облачного сервиса видеонаблюдения Ivideon. Наш сервис позволяет просматривать видео с камер с любого устройства, где бы ни находился пользователь. Поэтому разработка мобильных приложений для работы с видео — одно из основных направлений нашей работы.
Наше мобильное приложение называется Ivideon Client и существует для 2 платформ: iOS и Android. Оно было выпущено в 2011 году и регулярно обновляется.
За 2016 год мы успели реализовать несколько важных и ожидаемых нашими пользователями функций для приложений под iOS и Android:
- Сделали ленту событий в приложении более информативной: события теперь отображаются не только как картинки, но и как короткие гифки. Так проще понять, что же произошло.
- Добавили возможность удаленной настройки основных параметров камер видеонаблюдения прямо из приложения.
- Настроили сохранение 10-секундных роликов о событиях в память телефона. Функция удобна, если в зоне наблюдения произошло что-то серьезное или забавное. В первом случае можно оперативно представить доказательство произошедшего, во втором — сохранить запись на память и время от времени поднимать себе настроение, возвращаясь в этот смешной момент (домашние питомцы регулярно «снимаются» в таких роликах).
- Сделали удобное добавление новых камер через мобильное приложение.
Вывод — да, мы довольны и процессом разработки, и результатом. Сейчас мобильное приложение имеет то же значение, что и сайт несколько лет назад. Чтобы существовать в мире клиента, нужно было обязательно иметь свой сайт. Теперь к сайту прибавилось мобильное приложение — без него нельзя говорить о usability.
Компания Auto Detailing Business Consulting — управление мойками и автосервисами:
Да, мы сделали в этом году мобильное приложение для своего автоцентра. Его разработка заняла не так много времени. Основная цель, которую мы преследовали, — это протестировать, насколько сегодня такие технологии востребованы нашими клиентами — автовладельцами.
Как показала практика, мобильное приложение — непростой маркетинговый инструмент. Его нужно правильно настроить. На сегодняшний день результаты его использования неудовлетворительные.
У нас хорошо отлажена реферальная система «Приведи друга — получи баллы». Эти баллы клиенты могут использовать в качестве оплаты за услуги. Так вот эта система сработала отлично, набралась шикарная клиентская база. Но, как выяснилось позднее, многие рефералы оказались фиктивными. Друзья, коллеги и знакомые скачивали приложение для того, чтобы помочь другу накопить баллы. Не более того.
Помимо прочего с помощью мобильного приложения мы 2-3 раза проводим акции. Рассылаем push-уведомления со своими спецпредложениями по клиентской базе. Аналитика показала, что из 9000 участников приложения наши уведомления читают лишь около 300 человек. Остальные тупо отключили функцию уведомлений, и заходят в приложение только тогда, когда приезжают на станцию. Чтобы посмотреть, не накопилось ли у них там лишних баллов и нет ли в данный момент какой-нибудь бесплатности, вроде диагностики подвески после мойки.
Вывод на сегодняшний день: приложение для нас хорошо как дополнительный инструмент для удержания текущих клиентов. Новых клиентов по нему приходит крайне мало. За год их было 12 человек. В основном это рефералы, которые накопили баллы за счет друзей, и приехали одноразово их использовать. Хотя, конечно, мы отдаем себе отчет, что дальнейшие визиты новых клиентов к нам — это уже наша задача, а не приложения.
Небольшая стоимость разработки приложения для нас оказалась плюсом, но абонентская ежемесячная плата едва окупается.
Конструктор приложений AppGlobal также рассказал о приложениях для бизнеса:
Традиционно мобильные приложения наиболее востребованы со стороны компаний, у которых уже сформировался пул постоянных клиентов, и в условиях высококонкурентного рынка остро стоит задача их удержания, повышения лояльности и покупательской активности. Среди направлений бизнеса – лидеров по разработке и внедрению мобильных приложений места распределились следующим образом:
Вместе с тем, возможности конструктора не ограничивают разработчика в выборе целевой аудитории – опыт показывает, что создать приложение можно практически для любого бизнеса, обеспечив заказчику высокий уровень исполнения и эффективное решение маркетинговых задач.
Основная задача приложения – предоставить потребителю простой и удобный способ взаимодействия с поставщиком товаров и услуг, и за счет дополнительных возможностей грамотно мотивировать его на полезные для заказчика действия.
Подробной статистики по использованию функций мы не ведем, такая возможность предоставляется заказчикам и разработчикам приложений — с помощью аналитического раздела конструктора.
Для приложений разной направленности, безусловно, будут популярны разные вкладки и функции, при этом всех их объединяет использование PUSH-уведомлений. При грамотной и ненавязчивой рассылке такие уведомления очень эффективны и находят отклик у пользователей — всем же интересно получать полезную и оперативную информацию напрямую на экран своего смартфона. Среди основных функций приложений пользователи особо отмечают сервисы заказа и бронирования, электронную коммерцию, программы лояльности, прямой звонок, навигационные инструменты, галерею, форум, соц. сети, музыку и канал Youtube.
Перед разработчиками стоит непростая задача — совместить, наполнить смыслом и содержанием типовые блоки, с помощью стандартного функционала реализовать нестандартные решения.
Используют российские компании и ботов. Агентство путешествий UFS.Travel:
Российское онлайн трэвел-агентство UFS.Travel запустило в мэссенджере Telegram бота для продажи железнодорожных билетов @UFSTravelBot, который не только сэкономит время путешественников, но и сделает процесс оформления поездки проще и приятнее.
Чат-бот — это новый современный интерфейс взаимодействия с автоматизированными системами, необходимыми также и для покупки билетов. Компания UFS.Travel стремится присутствовать во всех каналах дистрибуции железнодорожных билетов, в том числе, и в мессенджерах. Более того, наблюдается высокая заинтересованность в ботах, особенно у молодой аудитории. Как свидетельствуют результаты независимых опросов, в российском Telegram почти 40% активных пользователей мессенджера проживает в Москве, 14,3% — в Санкт-Петербурге. Именно это направление будет лидировать в продажах билетов в обозримом будущем, в связи с чем мы и решили создать собственного бота.
Пока что рано делать какие-либо выводы об эффективности — чат-бот был запущен около двух недель назад, это абсолютно новый канал для нас. В связи с этим мы пока что не располагаем накопленными статистическими данными для сравнения и выводов. Но уже сейчас мы можем отметить успешный старт разработки.
Среди главных преимуществ @UFSTravelBot — удобный интерфейс, продажа билетов на поезд прямо в мессенджере, без переходов на сайт компании, сохранение данных пассажира для будущих поездок, сокращение времени на покупку билета до 1-2 минут.
Рост пользовательской базы сейчас происходит скачками, продукт в самом начале своего пути, однако уже можно отметить устойчивый рост аудитории. К слову, если составить обобщенный портрет пользователя чат-бота, то получится молодой человек 25–30 лет, проживающий в Москве и зарабатывающий около 100 тысяч рублей в месяц.