Site icon AppTractor

User Story: план действий для разработчика

На сегодняшний день разработка мобильных приложений перестала быть уделом только лишь умудренных опытом специалистов. Все чаще результат работы разработчика-самоучки становится намного интереснее и гораздо полезнее для конечного пользователя, о чем свидетельствует высокие рейтинги продуктов независимых программистов в сторах. Удачный выбор идеи все еще остается основополагающим фактором успеха приложения. Кроме того, в наше время создать успешное мобильное приложение может даже человек, весьма далекий от программирования, поскольку для этого существует аутсорсинг.

Процесс разработки мобильного приложения состоит из нескольких последовательных этапов. Первоначальным и в итоге во многом определяющим конечный результат является написание User Story.

Что такое User Story?

User Story в первую очередь — это руководство к действиям по созданию, оптимизации и продвижению продукта. Во-вторых, это возможность еще раз оценить перспективы продукта. В большом WEB и среди разработчиков ПО функции User Story успешно заменяют функциональные спецификации.

Три довода в пользу User Story по сравнению с спецификациями при разработке мобильного приложения:

  1. Во время создания пользовательской истории разработчики продумывают, как решать ряд задач еще до стадии начала процесс разработки. User Story отлично помогает взглянуть на всю систему целиком.
  2. Пользовательские истории являются результатом работы команды, в отличие от спецификаций. Обычно последние пишутся одним или несколькими людьми в команде. Как предмет коллективной работы, пользовательские истории помогают выявить все слабые стороны продукта и решить все проблемы в реализации идеи до разработки в формате живого общения.
  3. User Stories создаются в том числе для тестировщиков. Они содержат пользовательские сценарии, которые станут основой тестирования после сдачи проекта.

Как было сказано выше, правильно написанная пользовательская история позволяет избежать множества распространенных проблем, главная из которых — неправильное представление конечного продукта разработчиком. Ситуация, кстати, достаточно распространенная. И в интересах издателя, чтобы результат разработки мобильного приложения полностью соответствовал требованиям и ожиданиям пользователя, а значит, созданию User Story следует уделить особое внимание.

Какие требования выдвигаются к написанию пользовательских историй?

В первую очередь необходимо, чтобы при написании пользовательской истории присутствовало максимальное количество заинтересованных людей. Написание хорошей User Story — коллективный труд, в котором важна командная работа, целью которой является продумывание всех нюансов. Этот тот самый случай, когда две головы лучше одной.

В случае создания мобильных приложений разработчик должен хорошо представлять основные требования, которые пользователь будет выдвигать к создаваемому приложению. На основе этих требований и следует формировать пользовательскую историю. Она должна вести виртуального пользователя по всем страницам приложения, решая на каждом этапе совершенно конкретную задачу. В итоге шаги трансформируются в разделы, а решения — в функционал.

Начинать User Story лучше всего с описания целевой аудитории. Самый важный момент на этой стадии — четкое обозначение ролей в приложении. Далее следует расписать каждую роль в зависимости от действий в приложении, которые приводят к определенному результату. Схема выглядит примерно так:

В качестве… (описание представителя ЦА, его роль в приложении), он получает… (действия в приложении) для… (цели его действий в приложении).

Без наличия хотя бы одной из описанных характеристик теряется пользовательская ценность истории, что в итоге может привести к разногласиям в момент приемки. Проработка всех возможных сценариев очень важна, поскольку такой подход позволяет избежать некоторых достаточно неприятных сюрпризов на последующих этапах создания мобильного приложения.

Окончательная формулировка истории должна быть лаконичной и точной. Если сформулированная заказчиком история содержит сложные расплывчатые понятия, ее следует переписать. В идеале User Story должна быть:

  1. Внутренне независимой;
  2. Структурно изменчивой;
  3. Ценностно-ориентированной;
  4. Учитывающей критерии оценки каждого этапа;
  5. Оптимизированной по времени (рассчитанной на 1 неделю);
  6. Проверяемой (легко оценимой в результате)

Рекомендации для написания правильных User Story

Что делать не стоит?

Необходимо отметить, что User Story не является чем-то нерушимым и не приемлющим каких-либо изменений. В принципе, при необходимости заказчик может добавлять новые пользовательские истории, менять приоритеты и т.д. Это вполне допустимо. При этом разработчик со своей стороны обязан объяснить заказчику, чем чревато будет предложенное изменение или добавление. Живое общение на этой стадии — залог успеха в будущем. Ведь создание успешного мобильного приложения – это блестящая идея + не менее блестящее ее воплощение. А для последнего значение правильно написанной User Story вряд ли можно переоценить.

Мы посоветовались с экспертами в области мобильной разработки и выяснили, как с их точки зрения лучше работать с историей.

Анна Минникова, Гиперболоид, сертифицированный Scrum Professional, работала продакт и проджект менеджером в крупнейших геомобильных приложениях СНГ, сейчас занимается lean коучингом.

1. Как правильно написать User Story?

Командой. Причем команда обязательно должна включать в себя менеджера продукта/клиента/стейкхолдера или даже конечных пользователей вашего продукта. Пишите user story не для того, чтобы получить формальные «требования», а чтобы вытащить на свет все важные для вашего продукта, бизнеса и пользователей нюансы.

Обязательно формулируйте персоны вашего продукта до начала работы над user story. Это поможет вам лучше прочувствовать пользовательские нужды/боли/желания и лучше понять, для кого вы проектируете ваш продукт.

Ваша идеальная история должна быть написана по такому образцу:

Как, <роль пользователя>, я <что-то хочу получить>, <с такой-то целью>

Сейчас вы сформулировали бизнес-ценность для пользователя вашего продукта. Но прелесть пользовательской истории в том, что она формулирует не только бизнес-ценность, но и требования для разработки и тестирования. К этой простой формулировке вы можете добавить критерии приемки, технические заметки, описание обработки ошибок, которые суммируют все задачи, которые вам нужно сделать.

Вот как в укороченном виде выглядела пользовательская история в одном из моих проектов:

Как водитель с загоревшейся лампочкой бензина я хочу быстро найти ближайшую хорошую заправку, чтобы заправиться качественным бензином.

Критерии приемки:

  1. Как водитель с загоревшейся лампочкой я могу просмотреть все ближайшие заправки.
  2. Как … я могу выбрать заправки подходящих мне брендов АЗС.
  3. Как … я могу видеть ближайшие заправки выбраннах брендов списком.
  4. Как … я могу видеть ближайшие заправки выбранных на карте.

Обработка ошибок:

1. При выключенной геолокации пользователя необходимо дать ему информацию о том, где ее включить.

Технические заметки:

1. Заправки в списке должны обновляться при изменении местоположения пользователя на 100 метров.

Такая формулировка задачи помогает разработчикам и тестировщикам не пытаться сравнивать готовую задачу с ui требованиями, которые быстро устаревают, а смотреть на основные проблемы, которые должны быть решены в рамках задачи. Дополненная прототипами, такая история легко становится задачкой в джире или бейскемпе, которую можно делать даже без финального дизайна.

Вот как выглядели экраны, относящиеся к этой истории, в итоговом приложении:

2. Как объективно оценить ее полезность и востребованность?

Пользовательские истории полезны, если вы понимаете, что с написанием пользовательской истории для самого простого проекта вы ступили на тяжелый путь сомнений: «зачем мы делаем наш продукт»?, «точно ли нужна эта фича в продукте?», «да пользователей с такими потребностями днем с огнем не сыщешь», «кто будет пользоваться тем, что мы делаем?». Эти вопросы не очень приятны, но честные ответы на них помогут вам спроектировать лучший продукт.

3. Чего делать не стоит при работе с User Story?

Писать их в гордом одиночестве или поручать написать пользовательские истории, к примеру, менеджеру проекта. Если, конечно, вы не являетесь конечным core пользователем продукта, который вы разрабатываете :)

Также не очень здорово писать объемные, большие истории. Если ваша история не вмещается в стандартную итерацию вашей команды (я надеюсь, что это максимум 4 недели:), то она слишком велика и стоит задуматься, как можно ее поделить на несколько.

И самые главные грабли – писать пользовательские истории, которые пойдут в разработку, до того, как вы прошли через процесс customer development. Хорошо сделать это для общего понимания того, что пользователь, по вашему мнению, будет делать с продуктом.

Но пользовательские истории нужно писать не только для того, чтобы выразить ваше мнение о продукте или мнение заказчика. Они должны выражать мнение тех, кто будет покупать и пользоваться продуктом (не забудьте о том, что это не только конечные пользователи, но и те, кто оказывают влияние на совершение покупки. К примеру, конечными пользователями игр часто являются дети, но покупают их родители).

Поэтому для того, чтобы написать ценную и реалистичную пользовательскую историю, вам нужно получить максимум информации о ваших будущих пользователях:

Это самый большой и объемный пункт, поэтому очень хочу порекомендовать к прочтению 2 книги:

Four Steps to the Epiphany – библия customer development, которая даст вам фундаментальное понимание об этапе создания продуктов, которые вам нужно пройти перед тем, как написать пользовательские истории.

User Stories Applied – самая лучшая и полная книга о том, как писать, оценивать, тестировать и принимать пользовательские истории.

Евгений Плохой, CEO at CapableBits, Founder of CBLabs.mobi

Я бы сказал, что user story – это инструмент. Инструмент этот обычно используют outsourcing компании. Он позволяет начать диалог с клиентом и работать в одной карте понимания задачи. Так что чаще всего user story пишет заказчик. Сам формат user story, который выглядит так «As !WHO! I want !WHAT! so that !WHY!» предполагает, что её пишет пользователь/заказчик, который объясняет ЧТО он хочет и ЗАЧЕМ. Мы разрабатываем продукты для глобального рынка и разрабатываем продукты самостоятельно, поэтому таким инструментом, как user story мы не пользуемся. Для нас более актуальными являются сценарии использования, которые мы в том числе используем для QA продукта.

1. Как правильно написать User Story?

Хорошая User Story должна соответствовать модели INVEST.

2. Как объективно оценить ее полезность и востребованность?

Объективно оценить её полезность и востребованность достаточно сложно, т.к. непосредственно в процессе разработки она не участвует, а служит отправной точкой. Это способ начать диалог без понятных маркеров его завершения. Субъективно для нас этот инструмент бесполезен.

3. Чего делать не стоит при работе с User Story?

User story от Юлии Козловой, PR & Event Manager в Touch Instinct

1. Как правильно написать User Story?

Не важно то, как она будет написана и оформлена. Главное – насколько правильно и точно она описывает потребности пользователя. В Touch Instinct мы проговариваем пользовательскую историю с клиентом устно, во время переговоров. Делаем заметки. Кто пользователи, чего они хотят? Мы выясняем формализованные потребности: мгновенная покупка, удобное чтение новостей, бронирование мест, заказ билетов и т.д., из которых прорабатываем детальные требования к сценариям использования будущей программы. «Я как пользователь хочу сортировать товары по цене, чтобы выбрать лучшее из одной ценовой категории». «Я как пользователь хочу сохранять музыку в кэш, чтобы слушать без интернета». Далее на основе юз кейсов строим интерфейс, на этом этапе мы понимаем, от какого функционала стоит отказаться, например,  нужны ли комментарии к фотографиям или нет.

2. Как объективно оценить ее полезность и востребованность?

Заказчик хорошо знает свой продукт и потребителя. На переговорах мы стараемся вытянуть из него максимальную информацию о том, чего хочет пользователь. Полезность юзер стори прежде всего в том, что они помогают разработчику лучше понять область, продукт, аудиторию заказчика. Мы не совершаем действий ради действий. Востребованность юзер стори оценивается обнаружением и проработкой пользовательских потребностей, на выходе продукт их должен удовлетворять.

3. Чего делать не стоит при работе с user story?

Не стоит зацикливаться и затягивать с проработкой. Зафиксировали ключевой функционал, держите его в фокусе, перед глазами, но не воспринимайте как инструкцию. Юзер стори достаточно гибкая вещь, в которую можно вносить изменения.

Наталия Давыдова, менеджер Heads and Hands

User Story обычно используется при гибких методологиях разработки. В нашей компании часть проектов ведется по такой методологии. Обычно мы организуем встречу с клиентом, на которой просим его описать обычным пользовательским языком пожелания к функционалу сайта или мобильного приложения. На основе этого мы составляем конечное описание работ для итерации (беклог). Правильный пользовательский сценарий, на наш взгляд, должен быть:

Объективно можно оценить полезность в том случае, если по user story можно сформировать удобный и понятный конечному потребителю продукта интерфейс.

При написании user story нужно стараться придерживаться максимально простого описания (без ухода в технические детали). Учитывать роли пользователей при работе с продуктом. Стараться не увеличивать размер истории. Она должна вписаться в одну итерацию, которая при гибких методологиях длится не более двух недель.

Exit mobile version