Site icon AppTractor

Виталий Урбан (Hell’o Baby): настало то время, когда люди создают контент на мобильных девайсах

Hell’o Baby – это интерактивный детский альбом: специальный кросс-платформенный сервис, который отражает первые 5 лет жизни малыша и предоставляет всей семье удобные инструменты хранения детских впечатлений. Сервис международный, сейчас им пользуется больше 70 тыс. родителей.

Только что на iOS (скоро и на Android) компания запустила сервис печатных альбомов. Это первая в мире технология автоматической генерации детских альбомов на основе контента и данных малыша: семейных связей, измерений, мест, моментов (первый шаг, первое слово, любимый мультфильм) и т.д. Доставка по всему миру.

The app was not found in the store. :-(
The app was not found in the store. :-(

Этот сервис полностью меняет подход, который годами практиковался такими известными сервисами как Shutterfly (США) или NetPrint (Россия), где альбом нужно собирать самому на сайте и тратить часы, выбирая подложки, шрифты и раскладывая фото по сетке. Теперь это не просто автоматизировано: конечный продукт в Hell’o Baby – это последовательная история с индивидуальным оформлением каждой страницы в зависимости от того, что на ней изображено. Анализируется даже расположение лиц на фото для правильного кропа и зума фото.

Мы попросили Виталия Урбана, главу и основателя проекта, рассказать нам о том, как развивался сервис.

Как создавался Hell’o Baby и что пошло не так

Разработка бета-версии приложения под iOS заняла больше года. Тогда, в самом начале, мы почему-то были уверены что достаточно для начала сделать удобный сайт, а уже потом нужно делать приложения. По сайту мы поставили себе очень амбициозные задачи, замахнулись на single page application на фреймворке Angular с максимально плавными и бесшовными переходами по разделам. Для тех, кто не в теме, скажу лишь что это примерно в 10 раз усложняет разработку по сравнению с обычным сайтом, состоящим из отдельных страниц. Естественно, с нашей, тогда еще крошечной командой (которая еще не окрепла и страдала текучкой) и скромным бюджетом (несколько сотен тыс. руб. из собственных денег) мы увязли в этом на полгода или больше, любая правка любой фичи на сайте могла при деплое поломать любой другой функционал; мы пытались вытянуть проект привлечением сильных аутсорс-команд, почти всегда они приходили к тому что все нужно переделать с нуля, а если мы на это и соглашались, то результат через несколько месяцев был примерно таким же или хуже.

То ли мы сразу были не правы, то ли все так быстро изменилось, но сайтом сейчас пользуется абсолютное меньшинство наших пользователей, а упор мы делаем на iOS версию, а именно iPhone. Если перечислить поддерживаемые платформы в порядке убывания, то это: iOS iPhone, Android (smartphone/tablet), iOS iPad, web.

Как видно, iPhone на первом месте, потому что под iOS проще всего разрабатывать. У Apple все очень грамотно описано и структурировано, хотя без ужасных фейлов тоже не обходится – бывает, чиним неделю странный баг, а потом оказывается что это проблема оси, и в следующем обновлении все исправляют.

В Android, по ощущениям, все еще царит бардак, начиная от фрагментации устройств и разрешений, заканчивая таким смешным фактом, что принципы Material design, который сам по себе очень крутой и которому мы стараемся следовать, почти не поддерживается осью – например, в дизайне есть тумблер (или большой плюсик, которым славится MD), нарисованный строго по гайдам, анимация под него тоже запланирована по гайдам, а в итоге в системе даже близко нет нативных методов для реализации этого объекта именно в таком виде, и проходится изобретать костыли. Но что поделаешь, Android это 80% рынка, хоть эти люди и не любят платить, зато их много.

Сайт в приоритетах на последнем месте и вряд ли когда-нибудь поднимется выше. Во-первых потому что веб, в отличии от мобильных платформ, очень раздроблен: у каждого фронт-ендщика свой любимый фреймворк (и, скорее всего, он ненавидит все остальные и готов холиварить на эту тему), любимый подход к описанию стилей, описанию user stories и т.д. Нет четкой указки сверху и очевидных ограничений, в итоге собрать под одной крышей команду с единым видением очень тяжело. Во-вторых, кому в 2016 году нужен сайт? Да, удобно показать контент малыша бабушке на большом экране, хотя и с этой задачей в ближайшем будущем будут справляться Apple/Android TV, под которыми мы тоже будем выходить. Думаю, настало то время, когда сайту достаточно давать удобный доступ к контенту, а создают его люди на мобильных девайсах.

Команда

Наша небольшая команда, не считая пары человек в других городах, находится в уютном офисе в центре Москвы. На вопрос «как мы ей управляем» можно ответить – «никак». У нас нет случайных людей, которым нужен контроль и жесткая рука, они у нас не приживаются. Может прозвучать банально, но у нас задерживаются люди, которые горят идеей и готовы надрать задницу всему миру и, в частности, нашим конкурентам, которых в мире всего около 5 штук, и которых мы пока что уверенно обходим :).

Тестирование детского приложения

Если говорить о поиске инсайтов, то, т.к. у меня и у моего партнера пока нет своих детей, мы обращаемся за опытом к племянникам и друзьям, проводим масштабные опросы на несколько тысяч мам, хорошо слушаем наших пользователей, которые очень активны и часто дают фидбэк. Также у нас у каждого по 10 лет опыта в сетевых, а также в собственных рекламных агентствах в качестве арт-директоров, что дает некий бэкграунд и понимание аудитории.

Если о техническом тестировании, то у нас в команде, как и положено, есть тестироващик. И нужно сказать что он не смыкает глаз и каждый день находит десятки багов, по-другому в таком сложном продукте и быть не может. Но на деле тестирует приложение вся команда, наши друзья, родственники и все неравнодушные.

Доходы в России

Совсем небольшие. Весной 2015 мы полноценно запустили приложение под iPhone и только к концу лета внедрили все фичи, направленные на монетизацию; Android и iPad подключились осенью 2015. Так что о монетизации говорить пока рано, но могу сказать что средний доход на пользователя у нас даже лучше, чем заложено в бизнес-планах. Поэтому следующий шаг – масштабирование: нужно превратить наши 70 тыс. пользователей в 500 тыс. уже в этом году. И мы планиурем сделать это на американском рынке.

Переезд в Долину

Любопытно что на старте (в 2013) мы планировали бюджет проекта исходя из стоимости сайта и его продвижения. Тогда мы думали что пары миллионов рублей на за глаза хватит на лучший в мире детский сервис, поэтому наш первый pre-seed раунд был примерно такого объема. Очень быстро мы поняли, что нужны деньги совершенно другого порядка, поэтому уже через год привлекали seed в $500 тыс. Даже при том, что вся команда в России, этот бюджет проекту вроде нашего, с командой около 10 человек, в лучшем случае хватит на один год. Тут нужно не забывать, что хорошие разработчики – это те люди, которым плевать на падение рубля, и они в своих ожиданиях всегда ориентируются на доллар (если главной мировой валютой станет другая, то будут ориентироваться на нее), и с этим ничего не поделаешь. Я вообще удивляюсь как еще выживает большинство российских стартапов, у которых финансирование меньше нашего, когда любой средний разработчик может уволиться и, неспешно работая из дома на UpWork, делать проекты для американцев за $30-50/час, а его рублевый доход с течением времени будет только расти.

Сейчас мы привлекаем следующий раунд, но мы уже стали немного умнее и ищем не просто деньги любой ценой, а то, что называют smart money. Это одна из причин нашего недавнего частичного переезда в Кремниевую Долину. В отличии от большинства русских ангелов и инвесторов (правда, нам с нашими повезло), люди в Штатах не дают денег просто, чтобы через два года получить экзит – они вкладывают в то, что им самим интересно, где они смогут помочь своими компетенциями и связями. А чтобы эти деньги получить, стартаперам недостаточно просто приехать, нужно пожить, ассимилироваться и показать свою состоятельность на местном рынке; американский VC не интересуют успехи проекта на российском рынке, они с трудом понимают где Russia на карте, да и не хотят понимать.

Американские пользователи намного охотнее платят (если быть точным, в 6 раз), а рынок намного больше. Другой вопрос что он перенасыщен, привлечение пользователя в среднем в 3 раза дороже, но в нашей нише сильных игроков пока не наблюдается.

Кроме того, в Долине особая атмосфера. Когда на одном квадратном километре сосредоточено такое количество IT-корпораций, где люди столь открыты, что можно, например, прийти в офис Evernote, там не будет турникетов, озлобленных охранников и пропусков, а сам CTO проекта приготовит тебе чашечку кофе, то это очень вдохновляет. Отсутствуют какие-то нелепые раницы и бюрократия, то что называют «налогом на бессмысленное». Достаточно сказать, что мы за день открыли американскую компанию, не подписав ни одной физической бумажки; в тот же день подключили прием платежей через Stripe – лучший в мире платежный сервис; а ближайшие 10 лет эта компания не заплатит ни копейки налогов. Не скрою, что в желании куда-то уехать есть и недовольство политическим курсом России. Но не исключаю что Долина – это просто очередной этап поиска себя.

Exit mobile version