Денис Ширяев, менеджер по продукту в Futurico и ведущий Telegram-канала Denis Sexy IT, рассказал про историю своего Тлена.
Как я уже упоминал, такие посты я пишу в основном чтобы самому не забыть, как все получилось и как я попал, куда попал.
Был март 2013 года, я шел по улице Сретенка и меня как по голове оглушило – вокруг говно, серость, листвы нет, самое время сделать Instagram для грустных. Я набрал Антона (Привет, Антон!) и, сбиваясь, попробовал передать суть приложения. Мне кажется, я в такие моменты звучу особенно безумно, но Антон вроде понял, что я хочу сделать, и согласился это написать под iOS.
Суть идеи была проста – вы делаете фото чего-то, а «Тлен» накладывает поверх фотографии деревья без листвы:
Интерфейс был предельно простым, тут даже нечего рассказывать о том, как мы делали наш первый экран: кнопка «сделать фото», кнопка «выбрать из фотопотока» и один эффект без выбора – вот весь MVP.
Особую фичу в UI придумал Антон: когда делаешь фотографию в Тлене, играет грустный doom-джаз и дальше идет мой вздох. Мне кажется, помимо самого пост-рок эффекта, это лучшее, что было в этом приложении. И очень жаль, что многие UI/UX дизайнеры пренебрегают важным и уместным звуком внутри приложения – пускай он будет один и на ключевое действие, но я получил сотни комментариев на тему того, как удачно вписался наш звук.
В общем, пара дней и первая версия «Тлена» отправилась в AppStore. Спустя две недели, а раньше столько занимало ревью, 24 марта приложение стало доступным для скачки.
До этого момента я никогда не сталкивался с продвижением. Более того, мы были инди-командой и у нас уже было одно приложение, но у нас совершенно не было бюджетов на это самое продвижение. Поэтому я пошел туда, откуда и вдохновился на это приложение, я пошел и написал пост в лепрозорий.
И тут началось:
- 24 марта – 1 150 скачек
- 25 марта – 5 002 скачки
- 26 марта – 7 293 скачки …
В общем за первую неделю приложение скачало 35 696 пользователей, в Инстаграме появился хэштег #тлен (210 832 постов за все время), а про приложение начали говорить повсюду: в СМИ, всяких там возах, лайфхакерах, даже по радио. Ссылок так много, что я даже не буду пытаться их собрать в одном месте.
Мы быстро соображали и головы у нас светлые, мы поняли, что происходит, и начали готовить вторую версию, которая вышла в свет 13 апреля уже с in app покупками на дополнительные эффекты, – то есть «Тлен» стал полноценным Инстаграмом для грустных:
Всего было 7 эффектов, не учитывая основной, которыми я особенно горжусь как продуктолог, и 3 из которых стоили 1 доллар:
Эффект «эксель»
Эффект «панелька»
Эффект «тленище»
Эффект «дождь»
💵 Эффект «космос»
💵 Эффект «туча»
💵 Эффект «польская радуга»
Собственно, как вы поняли, эффекты с символом «💵» были платными. На момент выхода версии 1.1 «Тлена» у нас уже было 55 тысяч пользователей, из которых обновилось 26 тысяч, – я не знаю, хорошо это или плохо, но это все, что было. А самое главное, что мы пытались сделать, – это честно сказать пользователю, за что он платит, поэтому формулировка при клике на одном из платных эффектов звучала так:
"_buy_prompt_" = «Поскольку всё тлен, вы можете впустую потратить %@ на открытие дополнительных эффектов, преисполненных грустью.»;
Помимо всего прочего, мы дали возможность добавлять текст в стиле «демотиватор», но это так, мелочь, ей мало пользовались.
За месяц после выхода 1.1 мы заработали на in app покупках 337 долларов, и это без продвижения, рекламы, да чего угодно – просто на обновлениях.
А само приложение долго находилось в топе «самые кассовые» в App Store, что скорее говорит о состоянии App Store на момент 2013 года, а не о шутке, которая вдруг стала иметь платный функционал.
Это история рейтингов приложения в App Store по годам – оно было и вверху, и в топ 10, топ 50 и т.п., но что меня больше всего удивляет – так это то, что в категории Lifestyle «Тлен» стабильно находится на 250 месте уже годы. Я не понимаю, там вообще в этой категории жизнь есть или приложения уходят туда умирать?
На этом история приложения «Тлен» заканчивается, так как шалость удалась. Мы повеселились, а я и Антон пошли заниматься своими делами. Спустя время появился «Тленограм», который сделал сразу все версии под все платформы (iOS, Android, WP), тлен фм, тлен-новости и что-тлен-угодно и мы уже сознательно покинули рынок тленографии, сделав наше приложение платным. И раз уж вы дочитали до этого места, то у меня есть что-то, что вам возможно понравится – список отзывов приложения (315 ревью) – там даже встречаются смешные.