Еще в 2017 году я написал короткую колонку для Wired об «антивирусном» дизайне.
Недавно я использовал некоторые забавные экспериментальные веб-сервисы, такие как txt.fyi Роба Бесчиццы. Все эти сайты позволяли вам публиковать материалы в Интернете, как это делали Facebook или Twitter. Но у них не было социальных механизмов для продвижения постов: ни кнопок «Нравится», ни кнопок «Поделиться», ни ленты, показывающей, какие посты самые популярные. Txt.fyi даже имел тег no-robots на каждом посте, говорящий поисковым системам не индексировать их. Единственный способ, которым кто-то может увидеть то, что вы разместили на txt.fyi, — это если вы каким-то образом активно поделились с ним URL-адресом.
В чем причина этих любопытных, не похожих на Twitter функций?
Как сказал мне Бесчицца, это было побуждение людей к общению и творчеству — без постоянных мыслей о том, «получу ли на этом огромную аудиторию»? Бесчицца (и другие люди, делающие подобные антивирусные сайты) считали, что дизайн крупных социальных сайтов деформировал поведение людей. Twitter, Instagram*, Facebook* и т.д. уговаривали людей постоянно пытаться взломать рынок внимания. Это создало мир людей, которые постоянно публикуют опереточно-театральные посты, или посты, вызывающие ярость или какую-либо бурную реакцию.
Как сказал Бесчицца…
Я хотел что-то, где люди могли бы публиковать свои мысли без какой-либо ложной игры в социальные манипуляции, превосходство и торговлю интересом.
Это был, как я его назвал, «антивирусный дизайн».
Я все больше и больше думаю о том, как это применимо к Mastodon.
Я использую Mastodon время от времени уже несколько лет. Но наплыв новичков заставил меня в последнее время часто использовать его, поэтому я все больше и больше замечаю, как люди ведут себя в этой сети — или, что более важно, как их поощряют вести себя.
И я понял, что Mastodon — превосходный пример антивирусного дизайна.
Он был разработан специально для создания трения — чтобы немного замедлить ход событий. Это большая часть того, почему он ведет себя так отлично от основных социальных сетей.
. . .
Рассмотрим Twitter в качестве контрапункта. На протяжении многих лет руководство Twitter все чаще работало над одной главной целью — сосредоточить совместное внимание миллионов пользователей на конкретном твите/шутке/меме/человеке, которые растет прямо в эту самую секунду. Его функции почти всегда организованы вокруг создания вирусных всплесков и мгновенных событий — внезапных буйных волн культуры, которые пользователи (во всяком случае, многие из них) находят захватывающими для серфинга.
Эти всплески могут длиться несколько секунд, минут, часов или дней. Но они, как правило, быстро испаряются, потому что дизайн также направлен на создание нового большого момента совместного внимания взамен существующего. Этого чувства «вау, я говорю о том же, что и множество других людей». Это эмоциональное ядро современного дизайна Twitter. Виральность — это его бьющееся сердце.
Это настолько важно для Твиттера, что, я бы сказал, есть большая группа пользователей Твиттера, которые считают «поиск и участие в вирусных волнах» целью социальных сетей. Мол, это соцсети. Без этих волн совместного внимания, что в этом интересного? Зачем нам это?
И именно поэтому они часто находят Mastodon дезориентирующим и не впечатляющим. Потому что Mastodon не только препятствует этим вирусным волнам, но и активно пытается их подавить разными способами.
. . .
Например, у Mastodon нет аналога твиттеровской опции «цитировать-твитнуть». На Mastodon можно ретвитнуть пост (у них это называется “повышение”, boosting). Но вы не можете добавить свой комментарий во время такого ретвита. Нельзя цитировать-твитнуть.
Почему нет? Потому что первоначальный дизайнер Mastodon (и сообщество первых пользователей) беспокоились о том, что твиты с цитатами в Твиттере слишком часто поощряли сообщения типа «не могли бы вы посмотреть на эту чушь». И тому раннему сообществу мастодонтов такая динамика не очень нравилась.
Если в социальной сети с короткими формами нет твитов-цитат, она мягко сдерживает вирусные волны. Просто индивидуальные высказывания с меньшей вероятностью внезапно начнут расти по хоккейной клюшке. Это «антивирусный» дизайн.
Еще одно большое, большое отличие Mastodon заключается в том, что у него нет алгоритмического ранжирования постов по популярности, виральности или содержанию. Алгоритм Twitter создает эффект «богатые становятся еще богаче»: как только твит становится немного вирусным, алгоритм улавливает это, продвигает его более заметно в ленте пользователей, и бинго — это волна-убийца.
На Mastodon, напротив, сообщения поступают в обратном хронологическом порядке. Вот и все. Если вы не смотрите на свою ленту, сообщение проскальзывает мимо? Да, вы пропускаете его
Опять же, это глубокий выбор антивирусный дизайна.
. . .
Возможно, даже более важным, чем дизайн Mastodon, является поведение, установленное его существующей пользовательской базой, то есть людьми, которые использовали его в течение последних шести лет. Эти люди создали то, что во многом является противовирусной культурой. Они противодействуют функциям и поведению, которые способствуют виральности, и принимают вещи, которые добавляют трений в опыт. Они предпочитают медлительность быстроте.
Например, Mastodon не позволяет выполнять полнотекстовый поиск по всем сообщениям. Вы можете искать имена пользователей и хэштеги. Но если вы хотите увидеть все сообщения, где люди говорят о «схемах вышивки крестиком»? Неа. Вы не можете этого сделать. Как отмечают документы Mastodon:
Mastodon поддерживает полнотекстовый поиск, когда доступен ElasticSearch. Полнотекстовый поиск Mastodon позволяет вошедшим в систему пользователям находить результаты из их собственных постов, их избранного и их упоминаний. Он намеренно не позволяет искать произвольные строки во всей базе данных.
Это заметно отличается от Twitter, где поиск «[SUBJECT XYZ]» является чрезвычайно распространенным действием. На Mastodon, из-за отсутствия поиска, узнать, кто о чем говорит, намного сложнее. Когда вы впервые войдете, это может показаться совершенно разочаровывающим. “Как я должен искать что либо?”
Но опять же, давние пользователи Mastodon предпочитают именно это. Им нравится, что их сообщения труднее найти. Отчасти это связано с тем, что самые ранние сообщества Mastodon включали в себя множество небольших групп, которые хотели избежать назойливых преследований, которые они получили в крупных социальных сетях, и понимали, что хорошо продуманные трения помогут.
Рассмотрим недавнюю историю: несколько пользователей Mastodon недавно решили запустить внешнюю поисковую систему, которая будет сканировать сообщения Mastodon, индексировать их и делать их доступными для поиска. Они дали возможность серверам отказаться от этого.
Но многие давние пользователи Mastodon возненавидели эту идею и восстали. Они абсолютно не хотели, чтобы новый механизм облегчал обнаружение сообщений. Они начали так много публиковать — и так негативно — о поисковой системе, что через несколько часов ее создатели добровольно закрыли ее. У Эрни Смита есть отличный тред в Твиттере по этому поводу…
Другими словами, сообщество первых пользователей очень серьезно относилось к согласию. Им не нравится, когда их высказывания циркулируют не так, как им нравится. Вы могли бы сказать: «Ну, по правде, ты и так выкладываешь вещи на всеобщее обозрение, верно?». Но поскольку это Mastodon, у пользователей есть мощные инструменты для реагирования на действия, которые им не нравятся. Если людям на сервере А не нравится поведение людей на сервере Б, они могут «дефедерировать» с сервера Б. Все на сервере Б больше не могут видеть, что делают люди на A, и наоборот. («Дефедерация» — еще одна глубокая часть дизайна Mastodon, которая, в конечном счете, является мощным противовирусным средством.)
Люди, создавшие поисковую систему, были добросовестными членами Mastodon, а добросовестные члены не хотят, чтобы их отделяли от всех остальных. Поэтому они отступили.
Пришедшему из мира Твиттера, где скорость и стайное поведение распространены (и нравятся многим людям), может показаться странным столкнуться с культурой, которая находит трения полезными и продуктивными. Но это фича, а не баг.
. . .
Это одна из причин, почему Mastodon никогда не заменит Twitter. Это немного другое место. Вы видите меньше массово вирусящихся “вы должны увидеть” сообщений. Вы видите гораздо больше бормочущих разговоров.
И я не говорю, что противовирусные свойства Mastodon всегда лучше, чем способ ведения бизнеса Twitter, или что вы должны предпочесть его! Вы можете обнаружить, что это полностью противоречит тому, как вам нравится вести себя в Интернете.
Можно также утверждать, что вирусные всплески внимания в стиле Twitter часто являются силой добра, и их следует поощрять. В конце концов, вирусные всплески привлекли внимание общественности к важным социальным и гражданским проблемам. Действительно, как я отметил в статье Wired от 2017 года…
… есть здоровые, нетоксичные причины, по которым мы заинтересованы в том, что популярно в Интернете: некоторые великие социальные блага (например, Black Lives Matter) основаны на вирусном распространении онлайн-сообщений.
То же самое касается #metoo. Вирусные всплески, ускоренные системами цитирования и ранжирования, часто были очень мощным способом для групп и причин — особенно тех, которые так часто игнорируются средствами массовой информации — привлечь к себе широкое внимание. С Mastodon это может быть сложнее сделать.
Также возможно, что противовирусные свойства Mastodon могут препятствовать тому, чтобы многие люди захотели его использовать. Есть много людей, которые наслаждаются головокружительными ощущениями от диких, постоянно меняющихся сообщений Твиттера в стиле «ты должен это увидеть». Этим людям достаточно одного взгляда на Mastodon, и он покажется… скучным, запутанным. На что я должен смотреть? Кто является ключевым must-follow персонажем? Твиттер внимательно относится к людям, которые хотят получить ответы на эти вопросы. Mastodon действительно нет. Он не считает, что на эти вопросы следует отвечать.
Это время от времени вызывало культурные конфликты между давними пользователями Mastodon и некоторыми эмигрантами из Твиттера — последние из которых появились и попытались использовать Mastodon так же, как они всегда использовали Twitter: радостно продвигали себя, гонялись за лайками, публиковали горячие дубли, много говорят о партийной политике. (Последнее интересно: на многих серверах Mastodon есть негласное правило, согласно которому, когда вы публикуете сообщения о политике, вы делаете это с помощью небольшой функции «предупреждения о содержании» Mastodon. Можно увидеть содержание сообщения, только если вы нажмете на него. Идея заключалась в том, что многие/большинство пользователей Mastodon явно не хотят, чтобы их фиды утопали в дискуссиях о политике, так что это компромисс. Новички из Twitter обычно считают это сбивающим с толку или раздражающим.)
Как отмечает Хью Рандл…
Это не совсем вина людей из Твиттера. Их учат вести себя определенным образом. Гоняться за лайками и ретвитами/бустами. Для продвижения себя. Для достижения результата. Все подобные вещи вызывают анафему у большинства людей, которые были на Mastodon неделю назад. Это было одной из причин, по которой многие переехали в Mastodon. Это означает, что всю неделю происходило резкое культурное столкновение, поскольку огромный ропот твитеров обрушивался на Mastodon все увеличивающимися волнами с каждым днем.
. . .
Я вообще не знаю, как это все перемешается.
Возможно, поток новичков сойдет на нет. Они обнаружат, что на каком-то уровне им не очень нравится противовирусный дизайн и культура Mastodon; они предпочитают шумные всплески Твиттера, его острова концентрации внимания.
Или, может быть, они останутся и изменят культуру Mastodon. Они будут постепенно добавлять в смесь больше вирусного поведения. Это может произойти даже на уровне кода; ничто не мешает отдельному серверу внедрить собственную систему ранжирования постов по популярности в основных лентах. Конечно, ни один сервер не может заставить другие сервера ранжировать сообщения по популярности. Но одним лишь своим примером он мог как бы убедить других сделать это.
Более того, сторонние компании вполне могут настроить поисковые системы и системы ранжирования для «горячего» на Mastodon; если это обычные веб-сайты, серверы Mastodon не смогут их заблокировать. Если какой-то генеральный директор не является активным участником Mastodon, он не будет заботиться о том, чтобы существующие пользователи могли отгородится стеной. И, возможно, сторонний сайт, подобный такому, станет популярным местом для многих пользователей Mastodon: “А, интересно, какие посты сейчас растут?”.
Социальные системы имеют свойство развиваться непредсказуемым образом. В любом случае, следующая фаза Mastodon будет интересной.