Amazon сейчас проводит крупнейшие увольнения в истории компании, планируя ликвидировать около 10,000 рабочих мест. Одним из наиболее пострадавших направлений является голосовой помощник Amazon Alexa. Технология, по-видимому, теряет популярность внутри компании — об этом говорится в статье Business Insider, в которой подробно рассказывается о «быстром крахе голосового помощника и в целом аппаратного подразделения Amazon».
Alexa существует уже 10 лет и является новаторским голосовым помощником, который был скопирован Google и Apple. Однако Алексе так и не удалось создать постоянный поток доходов, потому что Alexa на самом деле не зарабатывает денег. Подразделение Alexa является частью группы «Worldwide Digital» вместе с Amazon Prime video, и Business Insider сообщает, что подразделение потеряло 3 миллиарда долларов только за первый квартал 2022 года, причем «подавляющее большинство» убытков было возложено на Alexa. Очевидно, это в два раза больше, чем в любом другом подразделении, и в отчете говорится, что в этом году команда, занимающаяся аппаратным обеспечением, может потерять 10 миллиардов долларов. Похоже, Amazon устал прожигать все эти деньги.
Кризис модели
В BI поговорили с «дюжиной нынешних и бывших сотрудников отдела аппаратного обеспечения компании», которые описали «подразделение в кризисе». Почти все планы по монетизации Alexa провалились: один бывший сотрудник назвал Alexa «колоссальным провалом воображения» и «упущенной возможностью». Увольнения в этом месяце — конечный результат многолетних попыток изменить ситуацию. Алексе дали огромный аванс в компании, когда-то Alexa была «любимым проектом» бывшего генерального директора Джеффа Безоса. В 2019 году состоялось всеобщее кризисное совещание, чтобы попытаться решить проблему монетизации, но оно было безрезультатным. К концу 2019 года в Alexa был заморожен набор сотрудников, а Безос начал терять интерес к проекту примерно в 2020 году. Конечно, у Amazon теперь совершенно новый генеральный директор, Энди Джасси, который, по-видимому, не так заинтересован в защите Alexa.
В отчете говорится, что хотя линейка Alexa Echo входит в число «самых продаваемых товаров на Amazon, большинство устройств продается по себестоимости». В одном внутреннем документе бизнес-модель описана так: «Мы хотим зарабатывать деньги, когда люди используют наши устройства, а не когда они покупают наши устройства».
Однако вторая часть плана так и не была реализована. Alexa не воспроизводит рекламу в паузах, поэтому была надежда, что люди будут покупать вещи на Amazon с помощью голоса. Однако немногие люди хотят доверять ИИ, когда они тратят свои деньги или покупают товар, не видя изображения или не читая обзоров. В отчете говорится, что к четвертому году эксперимента «Alexa получала миллиард взаимодействий в неделю, но большинство этих разговоров были тривиальными командами, чтобы включить музыку или спросить о погоде». Эти вопросы не монетизируются.
Amazon также пытался сотрудничать с компаниями для разработки навыков для Alexa, чтобы с помощью голосовых команд можно было купить пиццу Domino’s или вызвать Uber, а Amazon мог получить свою долю. Но и тут компания не преуспела. В статье говорится: «К 2020 году команда перестала публиковать цели продаж из-за отсутствия использования». Команда также попыталась изобразить Alexa как ореол продукта с пользователями, которые с большей вероятностью тратят деньги на Amazon, даже если они не делают покупки голосом, но исследования этой теории показали, что «финансовый вклад» этих пользователей «часто меньше ожиданий».
В публичной записке для сотрудников Джасси сказал, что компания все еще «убеждена в развитии» Alexa, но уже после огромных сокращений команды Alexa. Один из сотрудников сказал Business Insider, что в настоящее время «нет четкого направления для устройств» в будущем, и что, поскольку оборудование не приносит прибыли, нет четкого стимула продолжать итерацию популярных продуктов. Это отсутствие направления привело к внутренне противоречивому роботу Astro за 1000 долларов, который по сути является Amazon Alexa на колесах. Business Insider теперь ставит Alexa на третье место в войнах голосовых помощников в США: у Google Assistant 81.5 миллиона пользователей, у Siri от Apple — 77.6 миллиона, а у Alexa — 71.6 миллиона.
Голосовые помощники обречены?
Можно задаться вопросом — время голосовых помощников в Big Tech прошло? Кажется, что все страдают от них. В прошлом месяце Google заявил о практически идентичных проблемах с бизнес-моделью Google Assistant. Невозможно монетизировать простые голосовые команды, которые на самом деле хотят выполнять большинство потребителей, и все попытки Google монетизировать своего помощника с помощью медийной рекламы и партнерских отношений с компаниями не сработали. Из-за того, что продукт поглощал серверное время и приносил большие убытки, Google отреагировал так же, как и Amazon, сократив ресурсы подразделения.
В то время как Google и Amazon причиняют друг другу боль ценовой войной, планы Apple по созданию умных колонок больше ориентированы на чистую прибыль. Первоначальная цена HomePod в 350 долларов была намного дороже, чем у конкурентов, но, вероятно, это была более устойчивая бизнес-модель. Однако модель Apple не понравилась потребителям, и HomePod был убит в 2021 году. До сих пор существует «мини-версия» за 99 долларов, и Apple не отказывается от идеи большой колонки, предположительно вернувшись к ее разработке. Siri может и является убыточной для iPhone, но Apple все еще жаждет постоянных доходов от рекламы и готова вкладывать средства в развитие своей помощницы.