Business Insider задал этот вопрос Апарне Ченнапрагаде, директору по управлению продуктами Google, на Web Summit в Ирландии в прошлом месяце.
Она описала будущее, в котором технология выполняет «больше сложных задач», приложения не относятся к конкретной платформе, а информация, которую ищут пользователи, уже заранее попадает к ним.
Ченнапрагада возглавляет проект Google Now, виртуальный помощник Google, и особенности и философия, лежащие в его основе, представляются ей будущим смартфонов. Она не единственная, кто верит в виртуальных помощников: практически каждый крупный игрок в tech-индустрии занимается их разработкой. Вот почему Google думает, что виртуальные помощники – будущее смартфонов.
Мобильные технологии изменяют всё
Предоставление помощи – сейчас основная суть мобильной технологии.
«Я начну с очередного клише из Департамента Очевидности», — шутит Ченнапрагада в начале интервью. «Мобильные технологии изменяют всё».
Она выделяет три ключевых изменения:
- На телефоне вы хотите получить ответы на ходу, у вас нет времени возиться с экранами. Вам нужен быстрый ответ на ходу. Это первое изменение.
- Второе, в отличие от ПК, где поисковая система была синонимом к поиску информации, телефоны помогают ещё и выполнять. Например, проиграть музыку в Spotify, вызвать такси с Uber.
- Третье изменение, которое близко мне в Google Now… Вы хотите, чтобы информация нашла вас, а не вы её. И это крупное изменение, как для новых компаний, так и для Google.
Помощники – новый тренд
Виртуальные помощники – на сегодняшний день один из трендов в технологиях. У Google есть Google Now. У Apple – Siri, у Facebook – М, а у Microsoft — Cortana. «Помощники – новый тренд», — говорит Ченнапрагада. «Основная наша работа в Google в этом новом мире это помощь пользователям. Так мы помогаем вам быстро получить ответы, и выполняем поручения».
Это новая роль для Google, который преподносил горы информации и позволял пользователям искать в ней самостоятельно. Но теперь люди постоянно находятся в движении, и им необходимо, чтобы нужная информация нашла их сама.
Что и делает Google Now. Он изучает вас, и нужная информация находится заранее: погода, новости спорта, информация о дорогах или ваше расписание – пользователи получают ту информацию, которая им нужна (или то, что считает нужным Google Now), даже без надобности её искать.
И это изменение бросает новые вызовы. Если вы получите неправильный ответ, когда вы ищете Дональда Трампа, это не беда, правда? Но если мы сообщим вам «ваш рейс задерживается, не волнуйтесь», а самолет прилетает вовремя…
Сейчас ставки гораздо выше, говорит Ченнапрагада.
Не пересечь черту
Также выступающий на Web Summit Дэвид Маркус, бывший CEO PayPal, сейчас возглавляющий Facebook Messenger и М, виртуальный помощник Facebook, обсудил концепт «creepy line» (страшная или жуткая линия). Чтобы виртуальные помощники работали на опережение событий, предсказывали ваши команды, им нужно очень много информации о вас. На каком этапе это станет уже чересчур?
«Это очень обсуждаемая тема, я думаю, что ничего жуткого в этом нет, только много полезного», — говорит Маркус. «Жутко — это когда компания получает кучу информации, но не дает ничего в ответ».
Ченнапрагада дала несколько другой ответ – она подчеркивает выбор самого пользователя. «Я размышляю над этой проблемой уже 4 года. Тут два фундаментальных принципа. Первый — это пользовательский контроль. Пользователю нужно быть у руля. Взять, например, Google Now. Фактически, «нанимая» помощника, пользователь говорит «используй эту информацию в моих интересах, вот набор услуг, которые я хочу». Пользователь должен дать своё согласие. Это первое».
«Но транспарентность – это не только свобода выбора, она не должна быть «черным ящиком». Так, например, мы говорим, что история местонахождения полезна, когда вы едете забрать ребенка из детского сада, нужно знать где вы находитесь, чтобы сказать вам о пробках заранее».
«Эти две вещи идут рука об руку».
Google Now еще только развивается.
«Когда нам удается оказать пользователям нужную помощь, они говорят, что это крайне полезно, но мы видим, что есть ещё к чему стремиться».
Она подчеркивает функцию в Google Now которая помогает вам запомнить, где вы припарковали свою машину: «Замечательная функция, все в Сан-Франциско, у кого проблемы с парковкой, её обожают». Но исследование, проведенное в Мумбаи, проверила её в реальных условиях.
Научный работник Google объяснил возможности функции пользователю в Мумбаи, «и парень просто таращился на него некоторое время и ответил: «Я каждый день прыгаю с поезда».
«Сейчас мне смешно, но тогда это меня потрясло. Нам действительно нужно выяснить, что работает на разных рынках».
Ченнапрагада считает, что состояние технологий виртуальных помощников сейчас переоценено. «Так же, как и интернет в 90-ые – всё только начинается. Через 5 лет 5 миллиардов людей будут онлайн, и это повлияет на реальный мир. Мы хотим убедиться, что всё делаем правильно».
Пятилетняя перспектива
Так как же ваш телефон будет выглядеть через пять лет? Если Апарна добьется своего, то это будет так:
«Я хочу, чтобы технологии выполняли больше сложных задач. А именно, например, мне нужна информация и я хочу, чтобы правильная информация нашла меня. В мире 3.5 миллиарда пользователей и они все используют свои девайсы для трансляции. Так что, в мире, где все говорят, вам нужно умение слушать выборочно».
Коротко: Умные, AI-фильтры, которые умеют найти нужное без усилий самого пользователя.
«А что станет со следующим поколением приложений – очень интересный вопрос. Я думаю, что мы можем разделить функции приложений».
Ченнапрагада не считает, что будущее лежит в устранении приложений. Google сделал несколько шагов в индексации приложений, позволяя искать внутри них. «Но даже с Now On Tap, для пользователей сложно прыгать между этими контекстами, между этими приложениями. Речь не об уничтожении приложений, а скорее о том, что есть так много мест, где части вашего приложения могут отображаться».
Технические ограничения
Ченнапрагада также предположила, что средства технического обеспечения в современных смартфонов могут до сих пор быть лимитирующим фактором. Она снова упомянула сервис для парковки приложений и привела в пример отчет о его ошибках.
«В нем есть такая ошибка, как «Я только что сошел с самолета, и вы говорите, что я припарковал свою машину». Мы могли бы инвестировать больше в разработку датчиков и добиться успеха, но учитывая срок службы батарей, это не очень мудро».
Значит, таково видение будущего мобильных технологий? «Не говоря конкретно о Google Now, но в контекстных вычислениях как таковых нужны инновации».