С появление мобильных устройств, развилась целая экосистема, появились новые типы данных. Девайсы все плотнее входят в нашу жизнь и становятся более персональными. Кроме внушительного фукционала и всевозможных приложений, разработчики также могут использовать геолокацию пользователя, устанавливать взаимодействие с разными устройствами. В области банковских платежей также заметны значительные изменения. Мобильные платежи составляют уже 3% от общего объема мирового рынка электронной коммерции.
Технологическая база состоит не только в применении экрана мобильного телефона в качестве интерфейса для перечисления средств, но и в использовании технологии бесконтактной связи (NFC), маячков микрогеолокации (BLE) и носимых устройств, которые пока сильно привязаны к мобильным устройствам. Возможным шагом станет замена в ближайшем будущем mPOS и обычных POS терминалов на мобильное устройство продавца, использующее технологию NFC.
Новый контекст использования платежей создается у нас на глазах. Почти ровно год назад состоялась традиционная ежегодная конференция Apple, где даже часы не вызвали такого ажиотажа в зале и на фондовой бирже, как анонс системы мобильных платежей Apple Pay. Также можно наблюдать достаточно успешное принятие пользователями часов AlfaPay, использующих технологию NFC.
Привычная online среда также изменяется. Недавно российская социальная сеть запустила новый сервис — Товары Вконтакте. В интерфейсе сообществ, которые используют соцсеть как площадку для продажи товаров, появились специальные инструменты для создания каталога с описанием каждого товара, что избавляет от необходимости использовать для этого фотоальбомы. Осталось дождаться появления способа оплаты, и Интернет-магазины целиком перекочуют в социальную сеть. Сейчас более 51% трафика соцсетей приходится на мобильные устройства.
Стоит отметить, что соцсети вообще крайне неохотно отпускают пользователей со своего сайта во “внешний” Интернет: например, в мобильной версии Facebook открытие ссылки на внешний ресурс происходит не в браузере: страница загружается в самом приложении в дополнительном окне; Вконтакте часто просит подтвердить намерение перехода и предупреждает о возможной опасности. В соцсетях уже много компаний, вкладывающих ресурсы в развитие и продвижение брендов, потому что аудитория таких сайтов также велика. Необходимость переходить куда-то еще снижает конверсию, а так деятельность SMM специалистов будет иметь реальный KPI — продажи. Малым предприятиям собственный сайт станет не нужен, а соцсети будут просто брать комиссию за каждую сделку.
Не стоит забывать, что есть социальные сети, существующие исключительно на мобильных устройствах — это делает их особенными. Яркими примерами являются Instagram (соцсеть для любительских фотографий из жизни, снятых с мобильного устройства) и Foursquare (создана для коллекционирования отметок о посещении разных мест, что доступно только с использованием геолокации на телефоне). В Америка Instagram монетизируется за счет рекламы в ленте и социальная уже внедряет кнопку «Купить» для прямой продажи товаров из постов с фотографиями.
Удобство оплаты и использования подкупает людей, все большая часть предпочитает безналичный расчет. Как следствие, нагрузка на систему процессинга увеличивается. Уже есть данные о платежах и транзакциях каждого конкретного человека и из них можно извлекать пользу посредством интеллектуального анализа. К примеру, во время подорожания SMS сообщений, банки начали активно использовать push сообщения на мобильных устройствах. С помощью интеллектуального анализа данных (data mining) в автоматическом режиме можно предсказать, когда клиент “уйдет в отток” и замотивировать его посредством push notifications на совершение необходимых действий: привлечь скидкой, напомнить о себе. Все эти действия приводят к повышению продаж с мобильных устройств.
Конвейерная персонализация будет удобна всем, кто использует платежи в своей деятельности. Благодаря имеющимся данным о транзакциях клиента и его нынешней покупке у данной фирме, можно рекомендовать ему товары после того, как он совершит покупку. При этом у бренда, продающего что-то через мобильное приложение или на сайте не будет необходимости самому строить рекомендательные системы: он может уже купить готовый экземпляр. Рекомендации должны выводиться, исходя из данных только одной фирмы, что сохраняет конкуренцию. Фирмам выгодно подключаться к этой программе не только потому, что это дополнительная гарантированная реклама (на странице об успешности проводки) их же товаров, приводящая к повышению продаж, но и удобный сервис, конкурентное преимущество: чем раньше процессинг начинает собирать данные этой фирмы, то есть она подключена к системе, тем больше есть информации из которой можно сделать лучшие выводы.
Интересной кажется возможностью интеграции карты лояльности клиента с банковским счетом и мобильным устройством. С одной стороны, это позволит забыть о необходимости иметь нужную карточку для получения скидки (вряд ли кто-то сегодня забывает смартфон), с другой стороны, магазину не надо больше тратиться на выпуск карт. Авторизация пользователя и занесение его в CRM систему фирмы будет происходить одновременно с проводкой платежа. Сдерживает же такую интеграцию все еще большая доля старых телефонов.
Все перечисленные пункты в совокупности способны изменить восприятие платежей и продаж, а значит стоит обратить на них внимание. Обсудим?