О прошлом, настоящем и будущем WhatsApp с Яном Кумом поговорил журналист Гарри МакКрекен. Как компании удалось добиться относительной независимости от Facebook и приобрести 1.3 миллиарда пользователей?
Три с половиной года назад Facebook анонсировал план приобретения WhatsApp за 19 миллиардов долларов — и по тем, и по нынешним временам огромная сумма. Но только в январе этого года команда WhatsApp переехала в кампус Facebook. Она занимает крыло здания 10, где висит знак, которого я не видел до этого ни в одной технологической компании: “Пожалуйста, сохраняйте минимальный уровень шума”. Внутри сообщение дополняется библиотечным знаком: “Тихая зона”.
Когда я спрашиваю CEO WhatsApp Яна Кума о неожиданном пристрастии к тишине, он объясняет, что компания обнаружила, что инженеры лучше всего работают в среде без отвлечений. “Мы не типичная компания”, — объясняет Кум, который основал WhatsApp со своим другом Брайаном Эктоном в 2009 году. “Мы всегда были немного старше и немного раздражительнее, чем типичные выпускники колледжа. Поэтому мы всегда любили очень спокойную рабочую среду”.
Офис WhatsApp был действительно удивительно тихим в день моего посещения. Но вера компании в ценность внимательности и концентрации выражается не только в желании избавиться от ненужной болтовни. Ее мантра “Фокус — новое слово на F” напечатана на магнитах, которые сотрудники развесили на разных поверхностях офиса,а доска для информации сообщила мне, что цветная роспись стены от художника Иена Росса, хоть и кажется мне абсолютно абстрактной, на самом деле посвящена фокусу.
Легко видеть, как приверженность WhatsApp фокусу выражена в самом приложении, которое прославилось как бесплатная доступная альтернатива СМС, добавив всего несколько функций с момента своего существования, например, голосовые и видеозвонки. “Культура компании происходит от продукта, который мы создаём», — говорит Кум, который лишь иногда уделяет время в своём расписании на общение с медиа. “Мы всегда хотели создать простой полезный продукт, по-настоящему эффективный, который не будет сильно расходовать заряд батареи телефона”.
К моменту покупки WhatsApp это простое предложение уже позволило сервису приобрести более 450 миллионов ежемесячно активных пользователей. Два года спустя это число выросло до миллиарда. Сегодня оно составляет 1.3 миллиарда ежемесячно активных пользователей, миллиард из которых пользуется мессенджером каждый день. Они отправляют 55 миллиардов сообщений, 4.5 миллиарда фото и миллиард видео ежедневно. Приложение необычайно глобально по охвату: оно доступно на 60 языках и включает Индию, Бразилию, Индонезию и Мексику в числе стран с максимальным количеством пользователей, США также входит в топ-10.
Почему $19 млрд за WhatsApp больше не кажутся безумной суммой
Устойчивый рост WhatsApp напоминает удивительные способности Facebook по наращиванию пользовательской базы. Но если Facebook всегда гордился своим научным подходом, то Кум гордится тем фактом, что WhatsApp действовал с точностью до наоборот. Цель компании — сделать начало использования приложения максимально простым; оно даже не требует создания логина или пароля, а его польза гарантирует, что вы расскажете о нем своим родным и друзьям.
“Для нас важно, что рост всегда был органическим. Мы никогда не занимались growth hacking-ом или чем-то подобным. И мы всегда считали, что именно это делает нашу сеть сильнее”, — говорит Кум. “Мы всегда хотели включить в нашу сеть каждый смартфон и привлечь всех к использованию WhatsApp.”
Сохраняя простоту
Сохранение этой прямолинейности приложения не входило в условия, обещанные компании при слиянии с Facebook. Основной сервис Facebook всегда был историей про попытку попробовать множество функций вместо того, чтобы совершенствовать немногие из них. Например, Messenger получил столько функций, что стал самостоятельным приложением. Даже Instagram, начавшийся с создания и распространения квадратных фотографий, получил множество новых возможностей.
В феврале этого года в WhatsApp была введена одна функция, которая кажется отклонением от его главной миссии — инструмент “Статус”, аналогичный историям в Facebook и Instagram.
Как и другие сотрудники Facebook, работающие над разными вариациями «Историй», Кум полностью признает, что оригинальная идея была создана Snapchat, но говорит, что его версия — это не просто клон. Он указывает, что изначально WhatsApp предлагал создание текстовых статусов. “Изображения говорят больше, чем текст. А видео говорят больше, чем изображения. Поэтому мы хотели расширить возможности статусов в нашем приложении и, по сути, перенесли наш статус из 2009 в 2017 год”.
Пользователи были недовольны исчезновением старых статусов, которые WhatsApp вскоре пришлось вернуть. Но большее число пользователей принимает новую версию. В июле компания анонсировала, что 250 миллионов людей используют новые статусы ежедневно — это количество больше, чем вся аудитория Snapchat.
Как и Instagram, компания обладает достаточной автономностью в определении своего будущего. Когда было объявлено о появлении игр в Messenger, Кум сказал, что эта функция была бы бесполезна в WhatsApp: “Люди не хотят играть в WhatsApp — они хотят общаться в WhatsApp”.
CEO Instagram Кевин Систром сравнивает работу с Марком Цукербергом, Шерил Сэндберг и Майком Шрепфером с советом директоров мирового уровня. Кум говорит, что у WhatsApp примерно похожие взаимоотношения с головной компанией, хотя добавляет, что вносит свой вклад в стратегию Facebook как член своего совета директоров: “Это небольшая рекурсия, если подумать об этом”.
WhatsApp глубоко интегрирован с Facebook в вопросах ресурсов и двойной работы. Например, они могут использовать ресурсы рекрутинга Facebook для поиска новых кадров. Также вместо того, чтобы создать собственную систему видео- и аудиозвонков, они создали эти функции на базе инфраструктуры Facebook.
Это помогло WhatsApp оставаться небольшой компанией с менее чем 250 сотрудниками (на момент приобретения в компании работали 55 человек). Instagram, например, разросся с 13 до более чем 500 сотрудников с момента объединения с Facebook. Сам Facebook, Inc. насчитывает более 20 тысяч работников. WhatsApp все ещё растет, но “инженеры предпочитают работать в подвижных командах, которые не проводят множество встреч и других мероприятий, не связанных с созданием продукта”, — говорит Кум. “И мы всегда хотели иметь небольшие команды разработчиков”.
Приватность для всех
WhatsApp всегда хотел предложить end-to-end-шифрование, чтобы все звонки и сообщения были скрыты от посторонних глаз, и защитить пользователей так, чтобы тем не пришлось изменять свои привычки. Компания начала работу над функцией в 2013 и закончила её в начале 2016. “Существует множество режимов, которые шпионят за своими гражданами”, — говорит Кум, родившийся в Украине во времена СССР и переехавший в США в подростковом возрасте. “Мы всегда были против строгой цензуры.”
Введение шифрования в WhatsApp не обошлось без противоречий: оно привело к временной блокировке приложения в Бразилии, а также к блокировке в Китае. Однако Кум говорит, что тот факт, что WhatsApp шифрует миллиарды сообщения каждый день так, что эту меру безопасности нельзя обойти, помог государствам повернуться к новой реальности.
“Мы узнали, что государства поняли и приняли факт, что end-to-end-шифрование — это надолго. Никто не может прийти и попросить нас отключить его. Когда вы предоставляете запасной ход к зашифрованному продукту, он больше не является зашифрованным.”
Приступая к бизнесу
Facebook дал WhatsApp свободу в сохранении фокуса на создание простого, полезного и приятного для пользователей приложения без попытки монетизировать эти 1.3 миллиарда пользователей. До приобретения компания была строго против рекламы, которой нет в приложении до сих пор. Сравните эту ситуацию с Instagram, который имеет более миллиона рекламодателей, совершая солидный вклад в общую выручку Facebook.
Уже некоторое время в WhatsApp обсуждается возможность альтернативной бизнес-модели, которую также развивает Messenger, то есть, функции посредника между потребителями и компаниями для обслуживания клиентов. Кум пока не делится деталями, но рассказал, в каких случаях это можно использовать. Например, если ваш полет задержали, вы можете узнать это из WhatsApp и при необходимости использовать приложение для покупки нового билета. WhatsApp пока не концентрируется на финансовой стороне такого применения приложения. Вместо этого они пытаются продумать пользовательский опыт.
“У нас уже есть компании, которые общаются с клиентами через WhatsApp. И пока это похоже на попытку вставить круглый колышек в квадратное отверстие, потому что инструмент пока не совсем удобен для использования в таких целях. Наша сеть будет более ценной для компаний, если они начнут использовать её правильно”.
Эта функциональность может быть новой возможностью для WhatsApp, она подходит изначальному духу компании, предлагающему миру альтернативу сервисам мобильных операторов. “Я получаю оповещения от дантиста через СМС, на которые мне нужно ответить “да” или “нет”. Это не самый удобный интерфейс”, — отмечает Кум.
После обсуждения настоящего и будущего компании с Кумом, я спросил его о прошлом. В какой момент он понял, что они создали нечто с потенциалом привлечь большое количество пользователей?
“В голливудских фильмах всегда показывают момент прозрения, когда у вас появляется идея и вы бежите с ней в патентный офис”, — смеется Кум. Но он верит, что вместе с Эктоном они нашла выигрышную формулу через некоторое время экспериментов, внедрили доступные на тот момент технологии (такие как iOS-оповещения, которые Apple представила в 2009) и смотрели, как люди используют их приложение. Этот подход сейчас повторить даже легче, чем при создании WhatsApp, потому что смартфонами пользуется ещё больше людей.
“Получить миллион пользователей сейчас», — уверяет он, — «даже проще, чем когда мы начинали”.