Site icon AppTractor

Психология игры: как игры меняют наше мышление, эмоции и сны

feaВ Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ в рамках образовательной программы “Менеджмент игровых проектов” проходил открытый мастер-класс Ольги Морозовой. Ольга — научный сотрудник Института психологии Российской Академии Наук и Московского центра исследований видеоигр, член экспертного совета по развитию киберспорта при Госдуме, а также главред проекта “Игрология”. По итогам лекции был подготовлен конспект «Психология игры», из которого вы узнаете:

Практически каждый из тех, кто играл в игры, хоть раз в жизни слышал от своих учителей, родителей или других знакомых: “Игры — это плохо!”

Многие люди, особенно в России, говорят только о вреде видеоигр: игровой зависимости, влиянии жестоких игр на детей. Тоже самое, с детства, слышала и Ольга. Позже она начала изучать различные источники информации, а в особенности — англоязычные исследования. Из них следует, что ситуация в мире совершенно другая. Есть много вещей, о которых в России никто не говорит или, судя по всему, не знает.

Сейчас Ольга ведет свою научно-популярную деятельность по изучению видеоигр, выступает с различными лекциями и пишет в свою группу, где простым языком рассказывает о научных исследованиях видеоигр.

Психология игры: что происходило в научных кругах последние 30 лет

Сейчас в видеоигры играют 2.5 млрд людей по всему миру, из них в России — 65 млн, что составляет почти половину населения нашей страны. По всем остальным странам ситуация практически такая же: около половины всего населения играет в видеоигры.

На первый взгляд, это говорит о том, что очень много людей любит это хобби. Однако из общественных СМИ (телевидение, радио, конференции, родительские собрания и т.п.) вы услышите, что видеоигры лишь отупляют, делают из детей убийц, агрессоров, зависимых и т.п. Получается, что мнения любителей видеоигр совсем не слышат: мало кто говорит о том, как игры интересны, прекрасны и какую пользу приносят. И в таком положении дел есть вина научного сообщества.

Видеоигры развивались очень быстро: только появившись, они захватили досуг современного общества по всему миру. Родители и учителя испугались — они начали задавать вопросы. Как к этому относиться? Запрещать или поощрять? С этими вопросами они побежали к детским психологам и столкнулись с серьезной проблемой.

К сожалению, наука — ужасно неповоротливая вещь, настоящие исследования занимают очень много времени. В тот момент неспособность ученых ответить на вопросы обеспокоенных граждан образовала своеобразный вакуум. Его быстро начали заполнять страхи, мифы и предрассудки.

Все это начали эксплуатировать в СМИ: давить на страхи, поддерживать их, списывая различные инциденты с массовыми расстрелами на вред от видеоигр. Это было легко: в новостях тиражировали те же самые аргументы, которые мы годами слушали о вреде телевидения. Более того, в играх человек активен и лично совершает различные действия. Так что кровь “на экране” монитора очень легко проецируется на чудовищные поступки убийц в реальной жизни. Кроме того, СМИ приплели сюда еще один мощный аргумент — возникновение игровой зависимости.

Волна паники началась с Европы и США, а позже перешла на Россию.

Казалось бы, научное сообщество, пусть и запоздало, но должно было вмешаться, изучив влияние видеоигр на людей. Однако этого не произошло по одной простой причине: ученые не работают в вакууме, они «впитывают» настроения, которые присутствуют в обществе.

Таким образом первые исследования видеоигр проходили исключительно с негативной стороны, что неизбежно давало результаты лишь подтверждающие “общественные настроения”. В научных журналах отдавали предпочтение статьям, доказывающим какой-либо вред видеоигр. При этом издатели не обращали внимание на плохое научное качество материала. Именно такие работы получали освещение в СМИ.

Лишь после после 2008 года на Западе начался прорыв в изучении видеоигр. На них обратили внимание именитые ученые из видных университетов, были написаны научные работы, которые вызвали больший интерес. К этому моменту игровая индустрия уже достигла критической массы, сложилось уже целое поколение геймеров.

К сожалению, в России этого прорыва еще не произошло, т.к. никакого сотрудничества между игровой индустрией и наукой не было. Многие российские геймеры даже испытывали чувство вины и стыда за то, что играют, хотя и любят видеоигры. Тем временем, на Западе ситуация менялась: негативное мнение о видеоиграх, конечно, еще присутствует, но ситуация уже значительно улучшилась.

Психология игры: что изучает научное сообщество

На скриншоте ниже представлены основные темы, которые исследуют ученые на Западе.

Ученые начали свои исследования с изучения влияния видеоигр на интеллект и мышление. Любая игра — это череда задач. Успешность решения каждой задачи зависит от умственных способностей.

Разные игры тренируют разные навыки. Вполне логично, что игроки, у которых определенные умственные способности больше развиты, будут лучше справляться с определенными задачами. В целом, это является когнитивной сутью геймдизайна. Если задачи, которые решает игрок нагружают умственные способности достаточно сильно — игроку будет интересно, т.е. видеоигра должна бросать достаточный вызов умственным способностям человека.

Когда ученые заметили эту особенность, они задались следующим вопросом. Если видеоигры нагружают мозг игрока, отличаются ли умственные способности играющих от остальных людей?

Результаты были очень интересными: например, играющие люди намного лучше оценивают количество объектов (у них лучше моментальный счет). Это объясняется тем, что геймерам в играх постоянно нужно оценивать количество. Преимущество в моментальном счете — очень полезно в реальной жизни, т.к. оно лежит в основе освоения математики. С результатами исследования можно ознакомиться в статье Green et al., Enumeration versus multiple object tracking, 2013.

Ниже краткий список умственных способностей, в которых геймеры превосходят неиграющих людей по результатам исследований.

Как игры развивают умственные способности

Само по себе превосходство геймеров над не играющими пользователями ничего не доказывает, так как этим хобби могут изначально увлекаться люди с превосходящими способностями. Чтобы проверить гипотезу о влиянии видеоигр, ученые брали неиграющих людей, оценивали их умственные способности. После просили провести 20-50 часов в видеоигре, а затем снова оценивали умственные способности.

В результате навыки, выделенные на предыдущем скриншоте жирным шрифтом, действительно улучшились. Иными словами, видеоигры действительно развивают мозг. Больше всего тренируют именно action-игры (шутеры, MOBA), казуальные (мобильные) игры — почти нет.

Существует много исследований, демонстрирующих возможности использования видеоигр в профессиональной подготовке:

Видеоигры развивают пространственное мышление, которое предсказывает успех в СТЕМ-профессиях (математике, инженерии, науках, финансах и так далее). Особенно от этого выигрывают женщины, так как они в среднем отстают от мужчин в пространственных способностях: всего 10 часов игры в Medal of Honor позволяет женщинам сравняться с мужчинами в этом аспекте. Это одно из возможных объяснений, почему играющие девочки в четыре раза вероятнее выбирают карьеру в технических специальностях.

В экспериментах мы также видим, что всего тридцать минут игры в шутер дарит прилив умственных сил, повышает обучаемость и помогает усваивать естественнонаучные знания (например, в эксперименте Sanchez 2013 – урок по геологии).

Ученые даже дали видеоиграм следующее определение:

видеоигры — это ментальные упражнения, выполняемые по определенным правилам с целью отдыха, удовольствия и чувства достижения.

Утверждение о том, что дети много играют, поэтому они хуже учатся — это миф, опровергнутый исследованиями. Например, в 2014-м году (ссылка приведена на скриншоте ниже) ученые обработали данные 192 тысяч школьников из 23 стран мира: сравнили успеваемость геймеров и негеймеров, тестовые баллы по математике, чтению и естественным наукам.

Было установлено, что геймеры никак не отличаются от неиграющих. Более того, у детей, которые играют только по выходным, успеваемость даже лучше, чем у неиграющих сверстников. При этом успеваемость тех, кто много играет по будням, лишь незначительно ниже.

Психология игры: как применяются полученные знания

Сейчас ученые используют видеоигры в целях коррекции и реабилитации людей с умственными нарушениями. Оказывается, видеоигры помогают детям, страдающим дислексией и амблиопией (болезнь слепого глаза). Также игры приносят пользу людям пожилого возраста, у которых происходит снижение умственных способностей.

Видеоигры успешно используют в психотерапии для лечения апатии и депрессии. Видеоигры являются контекстом общения с семьей и детьми, и могут удовлетворить базовые потребности человека в автономии, компетентности и отношениях.

Кроме того, игры усиливают мотивацию: игроки более упорны в решении задачи, доведении их до конца. То, насколько сильно конкретная игра удовлетворяет потребности конкретного человека, предсказывает, насколько глубоко он погрузится в виртуальный мир, сколько удовольствия получит и захочет ли играть еще. Это подтверждается экспериментами, о которых идет речь в статье Motivational model of video game engagement, 2010.

Видеоигры дарят человеку положительные эмоции, которые улучшают самочувствие, развивают творческие способности. Более того, игры помогают ветеранам войны справиться с депрессивным состоянием, снижают риск суицида и алкоголизма, так как отвлекают, дарят заряд положительных эмоций и чувство компетентности.

Компьютерные игры снижают риск развития посттравматического стрессового расстройства, так как яркая визуальная стимуляция в течении 4-6 часов после страшного опыта препятствует запоминанию этого опыта. Работает это не только с солдатами, но и жертвами автокатастроф. Психология игры такова, что ее также можно успешно использовать как обезболивающее средство, так как игра отлично отвлекает пациентов от неприятных ощущений.

И, конечно же, видеоигры влияют на сон человека: у игроков более насыщенные, необычные и интересные сны. Геймеры лучше запоминают сны, лучше осознают себя во сне, благодаря чему могут управлять сновидениями. Видеоигры и сон вообще очень похожи, так как и там, и там, человек попадает в виртуальный мир, в котором действуют свои законы и правила, отличающиеся от существующих в реальности: могут появиться суперспособности или наоборот, можно потерять, например, способность говорить.

Геймер лучше ориентируется во сне, быстрее понимает и принимает его законы, но может и менять их по своему желанию — режиссировать сон. Как следствие: геймерам снится меньше кошмарных снов. Однако увлечение видеоиграми все же связано с нарушениями режима сна: геймеры меньше спят, дольше засыпают и хуже высыпаются.

Как видите, видеоигры — это многогранная область для исследований. Многие из них приносят значительную пользу людям, что подтверждается многочисленными научными исследованиями. Изучать игры наука начала совсем недавно, и впереди еще много новых фактов о влиянии игр на человека!

Главное — не ориентироваться на негативное (в большинстве своем) мнение общества, которое может измениться в любой момент. Играйте в любимые игры с удовольствием: самостоятельно или в команде, но не забывайте о реальной жизни, в которой так же много удивительного и прекрасного.

А если хотите присоединиться к сообществу, создающему замечательные игровые продукты приходите в ВШБИ НИУ ВШЭ на День открытых дверей 5 марта. Мы поговорим о создании видеоигр в рамках программы Менеджмент игровых проектов. Возможно, именно там вы сделаете первый шаг в индустрию разработки игр!

Exit mobile version