Количество пользователей смартфонов в 2019 году достигнет 2,5 миллиардов, а постоянно растущее число приложений в Google Play и Apple App Store делает мобильную разработку одним из самых динамичных и конкурентных секторов.
В мобильной разработке правила игры меняются чаще, чем обновляется ПО смартфонов. С учетом повышенных ожиданий пользователей к функционалу приложения, его безопасности и приватности, следующий год внесет коррективы в деятельность мобильных рекламодателей, паблишеров и разработчиков приложений.
Мобильным разработчикам как никогда важно пробиться сквозь белый шум и захватить внимание пользователя, сохраняя позитивный опыт пользования приложением. Умение меняться давно стало главной составляющей хорошей стратегии мобильного продвижения.
Мы оставили за скобками блокчейн, крипту и виртуальную реальность и выделили универсальные мобильные технологии, которые стоит внедрять в приложение, чтобы получить прибыль в 2019 году.
Эволюция машинного обучения и искусственного интеллекта
Доход приложений от внедрения искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) на мировом рынке постоянно растет и превысит 100 млн. долларов к 2025 году. Согласно исследованиям Gartner, 200 самых крупных компаний в мире активно внедряют и полагаются на данные машинного обучения.
Мобильные приложения могут использовать искусственный интеллект, чтобы понять поведение пользователя, и предоставлять ему более персонализированные рекомендации. Машинное обучение на основе данных позволит автоматизировать задачи, чтобы исключить человеческий фактор и анализировать большой массив данных с минимальным участием человека.
Отличный пример мобильного приложения на основе AI — фитнес-приложение Lark. Это умное приложение с чат-ботом, которое трекает физическую активность и с помощью введенных пользователем данных о своем распорядке дня и пищевых привычках дает рекомендации на основе данных, полученных от ведущих мировых экспертов в области здравоохранения и питания.
Машинное обучение очень пригодится в здравоохранении, логистике, IT, образовании — везде, где есть много неупорядоченных данных. А разработка приложений на базе AI помогает освободить саппорткоманду приложения от рутины — ведь на все типичные запросы может отвечать чат-бот.
Еще один пример — игра AlphaGo, которая основана на общих принципах машинного обучения и смогла обыграть сильнейшего игрока мира в го. Во время разработки AlphaGo авторы использовали только самую элементарную теорию игры в го, программа достигла высокого уровня игры, самостоятельно обучаясь на партиях профессионалов. Команда разработчиков планирует применить опыт AlphaGo для разработки медицинской диагностики.
Мгновенные приложения для Android
Идея мгновенных приложений (Instant Apps), которые Android выкатил еще в 2016, наконец набирает обороты. Благодаря этой технологии пользователи могут получить доступ к функционалу приложения, не загружая его. Для пользователей выгода очевидна: концепция “попробуй, прежде чем купить” позволит им сэкономить время на чтение отзывов, и самим попробовать фичи приложения.
Google Play планирует таким образом сэкономить память в смартфонах. Но одна из проблем заключается в том, что мгновенные приложения работают корректно с приложениями без тяжелой графики.
Тяжеловесным играм с большим функционалом может быть сложно экспериментировать с мгновенными приложениями.
Еще один предмет горячих споров разработчиков — как внедрение мгновенных приложений повлияет на рекламную монетизацию. Они могут увеличивать уровень вовлеченности на определенных уровнях приложения, но негативно влияют на retention: если нет необходимости устанавливать приложение, пользователь реже возвращается.
Низкий порог доступа к приложению и подход “попробуй, прежде чем установить” в идеале уменьшает случайные скачивания и количество пользователей, которые забросили приложение. Поэтому если у вас приложение с простой логикой, которое весит немного, стоит потестировать Instant Apps.
Персонализация vs GDPR
Исследование IAB показало, что в разных приложениях разное время пикового вовлечения пользователей, а значит шаблонная реклама на них не сработает. Рекламодателю важно привлечь внимание пользователя во время его максимальной вовлеченности, предоставляя ему возможность контролировать уровень персонализации.
Персонализация в 2019 не менее важна, чем приватность. Исследование Salesforce показывает, что 65% пользователей считают, что персонализация повышает их лояльность к компании. В то же время пользователи ценят конфиденциальность данных.
Это вызвало противоречия в онлайн-экосистеме: большие компании типа Google или Facebook запрашивали личную информацию, чтобы «обеспечить более качественный пользовательский опыт». Но правила GDPR теперь обязывают объяснять пользователям, какие данные и зачем собирает компания и дать им выбор — отказаться от сбора cookie, или разрешить системе узнать себя лучше.
Разработчики уверены, что GDPR не повредит персонализации, и она останется актуальным трендом 2019 года.
Появление новых способов монетизации
Объем рынка мобильной рекламы оценивается в 250 миллиардов долларов, поэтому все больше разработчиков стремятся к тому, чтобы монетизировать приложения рекламой. Но даже применяя все известные стратегии монетизации, попасть в 5% самых высокодоходных приложений нереально. Поэтому разработчики используют нетрадиционные способы монетизации приложений.
Монетизация пользовательских данных начала развиваться пару лет назад и сегодня является одним из быстрорастущих трендов. Монетизация данных — это процесс сбора и передачи неперсональных данных пользователей посреднику. Для приложений с DAU от 60 000 пользователей этот вариант – идеальный пассивный заработок.
Монетизация данных полностью соответствует правилам GDPR и Google Play Policy, но требует явного согласия пользователей перед началом процесса сбора данных.
Пока в России только начинают думать о правовом режиме для монетизации пользовательских данных, можно успеть собрать все сливки до массового хайпа.
UX: От сложного к простому
Упрощенный UX помогает пользователям быстро ориентироваться в приложении и находить то, что они искали. Дизайн мобильных приложений должен предсказывать поведение пользователей, быть минималистичным, и учитывать Swiping-жесты, чтобы обеспечивать целостный опыт для пользователей приложений. А с развитием Google Pay и Apple Pay, желательно добавить возможность оплаты виртуальной картой.
Вспомните нашумевший редизайн Snapchat: некоторое время назад они изменили свой узнаваемый интерфейс приложения и отвели больше места пользовательскому контенту и рекламе. Реакция пользователей на новые функции Snapchat была ужасной: они утверждали, что новый Snapchat более сложный в пользовании, а затем подписали петицию, чтобы вернуть старый-добрый дизайн. В конце концов, команде из Snapchat пришлось вернуть все, как было. Snapchat сделал шаг назад с точки зрения дизайна, но смог удержать лояльность пользователей.
Дизайн игр тоже стремится к максимальному упрощению. Если речь идет о небольшой игре, то хороший дизайн без отвлекающих элементов будет выглядеть так:
Усиленная защита мобильных приложений
В 2017 году около 75% мобильных приложений не смогли пройти даже базовые тесты безопасности. Это означает, что в процессе создания приложения разработчик обычно не тестирует приложение на потенциальные уязвимости. Ошибки, допущенные в процессе разработки приложений, могут напрямую влиять на репутацию и погубить приложение после запуска. Наиболее распространенными уязвимостями мобильной безопасности являются слабый контроль на стороне сервера и уязвимости в протоколах и аппаратуре.
В 2019 ожидается усиление безопасности Android и iOS-приложений, но увы, низкокачественных приложений в обоих магазинах приложений все еще много.
Не надейтесь, что пронесет —проверьте приложение на предмет пробелов в безопасности. Список удобных инструментов проверки приложений включает ZAP, Micro Focus, Kiuwan и многие другие.
В 2019 мобильные приложения станут еще более персонализированными и ориентированными на пользователя. Во многом это произойдет благодаря упрощению дизайна приложений, AI и машинному обучению. Необходимо помнить о безопасности приложения для пользователей: обязательно тестируйте его на предмет уязвимостей. Не позволяйте невнимательности или желанию сэкономить перечеркнуть все усилия по разработке.
Новые способы монетизации при грамотном применении могут дать реальный прирост доходности приложения, который можно инвестировать в его дальнейший рост и разработку новых фишек.