В человеческой психике много забавных багов. Некоторые настолько яркие, что получили собственные имена. Когда нам нужно что-то сделать, а вместо делания мы начинаем заниматься очень «важными и срочными вещами»: мыть пол, поливать цветы, готовить обед, рефакторить код — это «прокрастинация».
Баг проявляется не только в домашних условиях и у студентов. Одна из специфик разработки программ — множество мелких задач. Часть из которых разработчики почему-то не очень хотят делать и могут «откладывать» неделями, месяцами и даже годами. Прокрастинация как она есть.
Что такое прокрастинация и как она работает никто не знает, но есть ряд любопытных гипотез. Я расскажу про две самых забавных.
Гомер Симпсон не завидует себе в будущем
Наблюдения показывают, что у большинства людей очень слабая эмоциональная связь с собой-в-будущем. Когда человек думает о себе через месяц и о другом человеке, например о Стиве Джобсе, то в его мозгу проявляют активность одни и те же области. Совсем не те, которые активны, когда человек думает о себе-в-настоящем.
Этот баг вреден тем, что человек, откладывая работу «на потом», как бы «поручает ее другому человеку». Не себе. «Другому себе», завтра. Или через неделю. Или через месяц. А лучше — никогда.
Само по себе это наблюдение нам ничем не поможет. Глючит себе мозг и глючит, есть глюки и пострашнее. Неприятности начинаются, когда эта особенность пересекается с еще одной.
Как мозг оценивает модели
Про модели, которые строит мозг, я уже писал, пишу и писать буду. Удобное, простое объяснение работы мозга. С учетом того, что мы понятия не имеем, как он работает. Мозг постоянно строит модели окружающего мира и предсказывает взаимодействия нас с этим миром. Если предсказание удачное — модель усиливается. Если неудачное — ослабляется, вплоть до полного исчезновения.
У мозга очень много моделей. Например, модель того, что солнечный свет падает сверху. Она очень сильная, и ее эксплуатирует множество оптических иллюзий. Или модель того, что если повернуть голову, то картинка в глазу сместится определенным образом. Это простые, понятные и легко проверяемые модели.
Есть более сложные модели. Например: «если написать эту статью, то я стану лучше как писатель». В соответствии с моей картиной мира, у меня есть ожидания, что значит «лучше». Я ожидаю шары в социальных сетях, множество комментариев, критики, благодарных читателей, все вот это. А на практике статью прочитают много тысяч человек, но прокомментируют всего несколько. С точки зрения моего мозга — это плохой результат, не нужно статьи писать. Нужно ослабить эту модель.
Страшная тайна прокрастинации
Что значит «ослабить модель»? Написание статьи по управлению разработкой — это сложный процесс. В нем участвуют десятки, сотни, тысячи разных моделей. Что и как ослаблять?
У мозга есть ответ на этот вопрос! Для сложных моделей, которые управляют нашим поведением, мы субъективно ощущаем «усиление моделей» как «мотивацию» и «вдохновение», а ослабление моделей — как «демотивацию». Вот так все просто. Если я хочу отложить написание статьи на завтра (см. выше — «на никогда»), то значит, мой мозг счел эту работу не полезной и демотивирует на ее выполнение. А там еще и другие модели подключатся к этому балагану, и будет вот так:
Демотивация — это гормональный коктейль. Если в нашей картине мира какое-то действие «приводит к неудаче» (например, есть большой опыт «писать в стол»), то мы получаем этот коктейль и ощущаем «отсутствие желания делать». После чего как-то это для себя объясняем. Например тем, что вдохновения не завезли. Или тем, что надо срочно помыть полы.
Сила объяснений
Про «объяснения» стоит сказать отдельно. Мозг строит модели всегда и для всего. Это хорошо показывает известный эксперимент, когда человека на сцене вводили в транс и инструктировали по команде ведущего залезть под стол. Затем его выводили из транса, продолжали беседу, и в какой-то момент ведущий отдавал команду. Человек в большинстве случаев сразу же залезал под стол, для таких экспериментов отбирают специальных, очень гипнабельных людей. А вот после того, как он под стол залезал, его спрашивали, зачем он это сделал. Того, что было в трансе, человек не помнил, но его мозг сразу же придумывал «правдоподобное объяснение» странному поведению. Чего там только не было…
Бессмысленно спрашивать разработчика, почему он второй месяц откладывает задачу «на завтра». Мозг придумает объяснение всегда. При удачном положении звезд вам даже про инопланетян расскажут. За двадцать лет работы два раза такое слышал лично.
Кто виноват и что делать
Виноват наш мозг, он не очень приспособлен к работе в современном постиндустриальном обществе.
Что можно делать? Прокрастинация — это тот редкий случай, когда понимание проблемы не дает автоматически ее решения. Это, увы, не Кошелек Миллера, знание о котором позволяет просто считать методы в классе и, если их больше десяти, разделять его на части. Количество статей, семинаров и тренингов личностного роста «как победить прокрастинацию за 10 простых шагов» как бы намекают, что мы пока не научились с этим работать. Что я могу предложить:
- Рассказать команде о том, что «вдохновение», «муза», «настроение» — это иллюзия. На самом деле есть только мотивация и демотивация мозгом конкретной деятельности. Все заходы в эту сторону пресекать.
- Использовать ритуалы и коридоры. Agile ставит перед командой достижимую цель для каждой итерации — это сильно мотивирует. Правильно настроенный коридор является более сильной моделью, чем то, что придумает мозг про неудачи.
- Фокусироваться не на глобальных целях, а на шагах. Наш мозг с трудом верит в глобальные цели вроде «построить дом». А вот в локальные цели «положить кирпич» — вполне. А через некоторое время и дом построится.