Константин Горский в своем блоге на Medium поделился историей разработки фирменного шрифта Yandex Sans. С его разрешения мы приводим эту историю на сайте.
23 апреля 2016 на Я.Субботнике для дизайнеров мы анонсировали наш собственный шрифт Yandex Sans. Мы работали над ним два с половиной года и очень счастливы наконец поделиться результатом. В этом посте я расскажу о том, зачем мы всё это задумали, как происходила работа, что получилось в результате и что будет дальше. Пост написан по мотивам нашего рассказа на Субботнике.
Зачем вообще думать о шрифте?
Сразу попрошу прощения у читающих этот пост дизайнеров, так как местами буду говорить об очевидных для нас вещах. Среди читателей могут быть и недизайнеры, так что начну издалека.
Шрифт — это один из базовых «голосов» графического дизайна наравне с цветом, формой и т. д. Шрифт влияет на то, как воспринимается информация, им набранная. У Джона Маэды в его лекции на TED я подсмотрел очень наглядный способ это продемонстрировать. Это история о форме и содержании. Давайте возьмем некоторое содержание и попробуем, зафиксировав его, менять форму. Пусть нашим содержанием будет хорошо известный девиз Яндекса — «найдётся всё».
Вот как он выглядит, набранный Букварной гарнитурой — шрифтом, который мы используем для коммуникаций:
Так обычно и говорит Яндекс. Это наше сообщение, произнесенное нашим же голосом.
А что, если бы мы использовали для этого же содержания вот такой шрифт?
Согласитесь, выглядит неубедительно. Едва читается. Слишком по дизайнерски. Найдутся дизайнеры, хипстеры и смузи. Но совсем не всё.
Вот это уже серьёзное заявление. Такое могло бы подойти для распродажи в «Ашане» или в «Из рук в руки». Налетай, покупай!
А если так?
Это уже какое-то луркоморье, а может даже и вовсе днище интернета. Найдутся все приколы, бесплатно, без смс.
Этот вариант больше похож на свадебное приглашение. А может быть, на меню в дорогом ресторане. Найдутся все устрицы, трюфели и шампанское.
А ведь можно и вот так:
Мне кажется, это что-то вроде автозаправки с магазином. Найдётся всё: омывайка, ключи с домкратами, да и перекусить можно недорого.
Получается, что одно и то же содержание, заключенное в разную форму, может передавать совсем разный смысл. Вот почему задача выбора подходящего шрифта очень важна. Шрифт должен правильно подчеркнуть содержание, помочь ему раскрыться, не исказившись.
А что и как сейчас говорит Яндекс?
Тарас Шарова, руководитель группы прототипирования новых продуктов и один из авторов программы нашей Школы дизайна, в течение месяца записывал фразы, которые чем-то цепляли его в наших продуктах и коммуникациях. Получилась очень наглядная подборка именно нашего языка, нашего стиля и нашего голоса. Вот, например, типичные представители наших интерфейсных фраз, набранные Ариалом:
Кстати, Влад Головач рассказал, что, по его мнению, по-русски правильно называть этот шрифт Ариэль, так как изначально он был назван созвучно с персонажем «Бури» Шекспира. Но я пока, с вашего позволения, продолжу писать «Ариал».
Вообще, Ариал должен быть хорошо знаком читателю. И да, именно этот шрифт мы используем в наших веб-интерфейсах сегодня:
Почему именно Ариал? Дизайнерам должна быть хорошо известна его история. Ариал базируется на пропорциях и рисунке букв Гельветики, одного из самых знаменитых и даже культовых шрифтов XX века. Гельветика появилась в 1957 году под именем Neue Haas Grotesk. Если по какой-то причине вы пропустили фильм Helvetica, обязательно посмотрите хотя бы этот трейлер (а лучше фильм целиком, конечно):
Это гарнитура, которую можно увидеть почти в любой момент почти в любой точке мира. На ней основан визуальный язык бесчисленного количества брендов. Одним словом, живая классика.
Когда Microsoft в 80-х выбирали шрифт для своей операционной системы Windows, они по какой-то причине решили не платить за лицензию на Гельветику, а вместо этого попросили компанию Monotype сделать для них собственную версию этой гарнитуры. Так появился Ариал — «гельветика для бедных», по меткому выражению кого-то из наших шрифтовых дизайнеров. Не буду здесь углубляться в сравнение Ариала и Гельветики. Любой желающий без труда убедится, что они действительно очень близки:
Неоспоримыми достоинством Ариала являются ареал его распространения — он предустановлен почти в каждом компьютере — и огромный набор символов, содержащий буквы всех мыслимых алфавитов и вообще почти всё, что только можно придумать: например, знак рубля. В остальном, у дизайнеров всегда было много вопросов к Ариалу:
- Пропорции и рисунок букв местами вызывают вопросы — особенно в кириллице, многие буквы которой выглядят откровенно странно.
- Нет вариаций насыщенности (то есть толщины линий букв). Только обычный и жирный (отдельно существует еще Arial Black). Для современных интерфейсов этого уже не хватает, нужны разные степени насыщенности, легкие тонкие начертания, полужирные и т. д.
- Плохая читаемость в мелких кеглях. Из-за закрытого рисунка букв в размерах ниже 12px символы начинают «слипаться» и читаемость страдает. В веб-интерфейсах Яндекса самые мелкие надписи мы набираем открытой Верданой, лишенной этого недостатка.
Кроме веб-интерфейсов есть интерфейсы мобильные. Приложения Яндекса работают на разных платформах, а значит в части шрифта мы наследуем визуальный язык платформы:
На Андроиде нашим «голосом» оказывается довольно холодно-технологично-инженерный шрифт Roboto, в iOS — максимально нейтральный San Francisco, в Windows — характерный Segoe, к кириллице которого есть много вопросов.
А как звучат рекламные коммуникации Яндекса? Подборка Тараса снова показывает характерное:
Это Textbook New, он же гарнитура Букварная, впервые разработанная в СССР в 1958 году Еленой Царегородцевой в НПО «Полиграфмаш» для набора — действительно — букварей и школьных учебников. Добрый шрифт, знакомый каждому, чьё детство проходило на советском (и немножко постсоветском) пространстве. Свой, родной. Но несколько странный для современной высокотехнологичной компании в XXI веке.
С этим набором шрифтов мы жили до текущего момента, однако давно ощущали его ограничения. Мы чувствовали, что нам:
- недостаточно выразительных и технических возможностей Ариала и Текстбука;
- хочется иметь свой голос в мире чужих платформ.
Всё это привело к размышлениям о том, каким должен быть шрифт Яндекса.
Каким должен быть шрифт Яндекса
Мы сформулировали требования к нашему шрифту.
1. Шрифт должен иметь своё лицо, отличаться от конкурентов
Конкуренты — это, в первую очередь, Roboto, San Francisco, Segoe — шрифты интерфейсов Google, Apple и Microsoft соответственно.
2. И в то же время быть спокойным, нейтральным, не слишком характерным
Расскажу про нейтральность чуть подробнее. Помимо упоминавшихся выше интерфейсных и коммуникационных текстов, основное применение шрифта в продуктах Яндекса — передавать информацию, новости, данные. Вот яркие примеры текстов из этой категории:
Одной из важнейших наших ценностей всегда было отсутствие редакционной политики. Новости отбираются алгоритмами, без участия человека. Мы — зеркало интернета, мы отражаем то, что происходит, без добавления собственной оценки, позиции и какого бы то ни было искажения. С этой точки зрения очень важно, чтобы шрифт тоже не добавлял никаких дополнительных смыслов, был предельно нейтральным.
Любопытно, что это требование в некотором смысле противоречит предыдущему. Нам предстояло найти баланс между максимальной выразительностью и максимальной нейтральностью.
3. Выражающим наши ценности
Нейтральность нейтральностью, но какое-то лицо у шрифта всё-таки должно быть. Если попытаться описать, какие эмоции могут быть заложены в шрифте, мы обычно формулируем примерно такой список:
- открытый,
- современный,
- умный,
- нейтральный,
- локальный,
- технологичный, но с человеческим лицом.
Мне особенно близок последний пункт. Хотя мы?—?современная высокотехнологичная компания, нашим продуктам всегда была свойственна теплота и человечность. Мы точно не бездушный робот-андроид.
4. Сделанным в первую очередь для кириллического набора
Как известно, большинство шрифтов сначала создаются для латиницы, и лишь позже им дорисовывают кириллическую версию. Иногда это получается сделать более удачно, иногда?—?менее. Для нас сразу было очень важно, чтобы Яндекс говорил по-русски без акцента. Применительно к шрифту это означает, что кириллица должна создаваться одновременно с латиницей или даже раньше.
Ну и конечно шрифт должен иметь все необходимые нам символы и буквы, использующиеся в странах, где мы работаем: России, Украине, Беларуси, Казахстане, Турции и др., знак рубля и т. д.
5. Очень хорошо читаемым, разборчивым и применимым во всех современных средах
Интерфейсы и коммуникации Яндекса встречаются в самых разных средах. Вот, например, некоторые среды, в которых типографика встречается у Яндекс.Такси (это далеко не полная подборка):
6. Совпадающим по основным метрикам и пропорциям с Ариалом
Это техническое требование, важное для веб-интерфейсов. При замене шрифта с Ариала на наш, верстка страницы не должна разъезжаться. Важно также, чтобы шрифт не проигрывал Ариалу по ёмкости (то есть количеству символов в строке средней ширины), чтобы информации в блоке текста заданного размера (например, в результатах поиска) помещалось не меньше.
7. Имеющим несколько степеней насыщенности
То есть толщины линий:
Сейчас даже для веб-интерфейсов уже не хватает просто «жирного» и «нежирного», нужны градации.
Можно было поискать готовый шрифт, который удовлетворял бы всем этим требованиям. Но тогда голос нашего бренда не был бы уникальным. А еще нам пришлось бы немало платить за лицензии, учитывая размер аудитории наших продуктов и спектр применения. Мы решили заказать свой собственный шрифт.
Команда
Нам был нужен шрифтовой дизайнер с опытом работы над большими системами начертаний. Он должен был быть русскоговорящим либо плотно сотрудничать с русскоговорящим дизайнером.
Ира Волошина, которая начинала проект в Яндексе, обратилась к Илье Рудерману, который, в свою очередь, порекомендовал подключить Кристиана Шварца.
В итоге нам очень повезло работать над шрифтом с Ильёй и Кристианом с его студией Commercial Type.
В мире шрифтового дизайна Кристиан Шварц — настоящая суперзвезда мирового уровня. Он сотрудничал с Font Bureau (у них вообще звездный состав, включая, например, Мэтью Картера, автора шрифтов Verdana и Georgia), работал с Эриком Шпикерманом. Среди его работ — шрифты для американского Esquire, Deutsche Bahn и огромная система начертаний для британской газеты The Guardian, получившая международные награды. Кристиан удостоен премии лондонского Design Museum и был включен журналом Wallpaper в список «40 наиболее влиятельных дизайнеров до 40 лет».
Илья Рудерман — один из самых известных российских дизайнеров шрифтов, преподаватель Британской высшей школы дизайна. Илья учился дизайну шрифтов в Королевской Академии Искусств в Гааге, а позже у него самого учились многие российские шрифтовые дизайнеры. Работал над системами начертаний для Афиши и многих других заказчиков. Что очень важно, Илья давно сотрудничает со Шварцем, вместе они сделали уже не один шрифт.
В команде с Кристианом и Ильёй в роли ведущего дизайнера работал Мигель Рейес, дизайнер нью-йоркского офиса Commercial Type, который как и Илья обучался дизайну шрифтов в Голландии.
Хинтингом и сборкой шрифтов занимался Марк Рекорд.
Нам очень повезло, что удалось собрать для проекта такую звездную команду.
Со стороны Яндекса над шрифтом работало на разных этапах много замечательных людей. Проект начинала Ирина Волошина. Более чем активно участвовали Тарас Шаров, которого я уже упоминал в этом посте, Данил Ковчий и Сергей Фёдоров, Стас Поляков, Иван Семенов, Андрей Кармацкий, Миша Мильников, Рома Искандаров, cirrhoz, Настя Ларкина, Сережа Томилов, Никита Бровиков, Дима Середа, Саша Володин и очень-очень многие другие. Бесконечное количество раз бесконечное количество дизайнеров присылали правки, замечания и пожелания. Мне бы очень хотелось поблагодарить всех, и я очень боюсь кого-то забыть, поэтому не буду перечислять каждого.
Как работали над шрифтом
Расскажу здесь очень-очень кратко и только об основных вехах работы. За два с половиной года было много всякого, а пост, кажется, и так уже получается чересчур длинным. Илья и Кристиан в ближайшее время собираются написать свои посты, в которых наверняка будет больше деталей про процесс.
Изучив бриф и большое количество макетов наших интерфейсов и коммуникаций, дизайнеры предложили два направления с условными названиями Flat и Round.
Flat — более контрастный и более острый, характерный:
Round — более дружелюбный и мягкий:
После примерки в макеты интерфейсов и коммуникаций, а также после сравнительных тестов безоговорочным победителем оказался Round.
Шрифт, правда, всё равно выглядел довольно «колючим», поэтому в следующих версиях окончания штрихов смягчили:
С самого начала у нас было в работе две версии шрифта: Text и Display:
Увидев слово Display, можно подумать, что эта версия предназначена для экранов. Вовсе нет. В типографике Text используется для основного набора, мелких кеглей, а Display — для крупного, например, для заголовков. Можно увидеть, что буквы Display более характерные, вычурные.
В курсиве мы перебрали большое количество вариаций отдельных знаков. Долго не могли выбрать форму букв г, д, е, и, й, т, ц, ч, ш, щ, f. В конце концов после бесчисленных проб остановились на таком варианте:
Шрифт снова и снова тестировался, но все еще казался нам недостаточно мягким и добрым. Он, безусловно, выглядел современно, но ему не хватало теплоты и человечности, присущей, например, Букварной. Перепробовав большое количество вариаций пропорций и окончаний штрихов, мы получили более добрую версию, которая и была взята за основу:
Параллельно всё время происходило бесконечное количество технической работы, подбора кернинговых пар, хинтинга, работы над несколькими начертаниями:
Что получилось в результате
Финальная (на сегодняшний день) версия шрифта Yandex Sans выглядит так:
Мне кажется, нам удалось решить главную задачу — сделать современный нейтральный шрифт, отличающийся от основных конкурентов и довольно точно передающий образ Яндекса и «голос» нашего бренда.
А вот как выглядит примерка шрифта в естественной среде:
Теперь миссию Яндекса и историю компании можно прочитать нашим «голосом» — нашим новым шрифтом.
А вот как выглядят примеры фраз в начале поста, набранные Yandex Sans:
Здесь тоже видно, что шрифту удается быть достаточно узнаваемым и самобытным, оставаясь одновременно нейтральным и не добавляя дополнительного смысла тексту, не искажая исходный материал.
Что дальше
Впереди у нас самое интересное. Как известно, с запуском продукта работа над ним только начинается. Нам еще только предстоит по-настоящему тестировать Yandex Sans в продуктах. И если в коммуникациях он совсем скоро начнет появляться, то на главной странице Яндекса или в результатах поиска Yandex Sans точно не стоит ждать в ближайшее время. Впрочем, начало положено, и это, как мне кажется, самое главное.