Кирилл Горяинов, сооснователь инновационной лаборатории DeepBrain.
Технологии дополненной реальности, которые еще 10 лет назад казались чем-то из далекого будущего, уже сейчас активно используются сразу в нескольких отраслях бизнеса. Среди них – ритейл, мероприятия, игровая индустрия, рынок недвижимости и издательское дело.
Львиную долю рынка дополненной реальности занимают проекты в розничной торговле. AR-технологии дают новые возможности взаимодействия брендов и конечных потребителей. Неважно, обращается ли человек за информацией к киоску дополненной реальности, становится ли частью происходящего на экране витрины или просто заходит в мобильное приложение – главное, растет его вовлеченность, и, как следствие, увеличиваются шансы на покупку товара.
К примеру, приложение-каталог IKEA позволяет в буквальном смысле увидеть вашу квартиру с новой обстановкой. Выбираете в каталоге интересующую мебель, определяете ее место, наводите туда камеру мобильного телефона. На экране появится выбранный предмет интерьера, вписанный в дизайн именно вашей квартиры.
Еще один проект реализован в розничной сети Tesco, Сеул. Чтобы оформить заказ на дом, покупателю достаточно просканировать изображения товаров на полках. Никаких корзин, тележек и очередей в кассу – все происходит быстро и автоматически. Покупатели не тратят лишнее время, а значит, вернутся в магазин снова.
Компания Skoda провела тест-драйв на автомобилях, воссозданных с помощью AR-технологий. В iPad-киоске человек выбирал понравившуюся ему комплектацию и цвет автомобиля, садился в автомобильное сиденье перед зеленым экраном, и начиналась видеосъемка. В этот же момент на гигантских экранах, установленных на вокзале, где проходила акция, можно было увидеть его самого, сидящего за рулем выбранного авто.
Забудьте о том, что раньше мы прикидывали на глаз, представляли в мечтах, подойдет ли нам тот или иной товар, пробовали покупать, но в итоге возвращали – всё в прошлом. Покажите посетителю результат от покупки здесь и сейчас, и он не только выберет вас, но и расскажет о вашем подходе другим.
По делу и со вкусом
Мероприятия, пожалуй, идеальная сфера для применения AR-технологий. Задача компании — впечатлить человека за короткий отрезок времени. Технологии, позволяющие совмещать виртуальный и реальный миры на экране, помогут справиться с этой задачей. Представьте, как с витрины вам машет фирменный персонаж. Он вступает с вами во взаимодействие, повторяя ваши движения, предлагает сфотографироваться с ним – он живой! А экспоненты могут больше не тратить средства на организацию завоза сложного оборудования, сэкономив деньги на приобретении площадей, транспортировке и подключении демо-стендов.
Одна из нефтяных компаний продемонстрировала на выставке интерактивную визуализацию крупных промышленных объектов. Управлять перемещением по территориям можно было при помощи жестов или скачав специальное приложение. Использовали и игровой элемент – не отходя от стенда можно было совершить обзорные экскурсии на виртуальном вертолете.
Вся жизнь игра
Опыт тесного взаимодействия с продуктом в развлекательной форме мы помним гораздо дольше, чем обычный буклет. Игры, в которых применяются AR-технологии, наделяют окружающее пространство виртуальными особенностями. Например, в некоторых телефонах по умолчанию встроены приложения, распознающие на звездном небе созвездия и объекты и предоставляющие по ним всю необходимую информацию.
Компания Toyota создала специальный маркер «Made to Thrill». Поместив распечатанный маркер перед собой и направив на него камеру, пользователь в тот же момент видит автомобиль на дисплее своего мобильного устройства. Играть с ним можно сколько угодно!
Мой дом – моя крепость
Объекты недвижимости можно продемонстрировать потенциальным покупателям, даже если они находятся на стадии строительства. Скажем, человек хочет найти себе квартиру. Теперь ему не нужно никуда ехать, бегать по стройкам, рассматривать скучные буклеты. Киоск дополненной реальности непосредственно на территории офиса продаж или мобильное приложение покажет реалистичные модели, создающие крепкую эмоциональную связь с объектом, и обеспечит компании заинтересованного клиента.
Например, платформа интерактивной визуализации VirtualForce позволяет посмотреть свою будущую квартиру: походить по комнатам, выглянуть в окно, сделать ремонт по своему вкусу, рассмотреть, как будет выглядеть прилегающая к объекту территория утром и днем, зимой и летом.
Не красна книга письмом – красна умом
Думаю, в скором времени отделы рекламы многих СМИ обратят свой взор на рынок AR. Страницы журналов станут живыми, способными на взаимодействие с читателем. Представьте, вы находите в журнале вкладыш – бумажный браслет, который при помощи скаченного по qr-коду мобильного приложения превращается в часы со стрелкой, указывающей реальное время прямо на экране вашего телефона. Смените ремешок или выберете другую модель, закажите часы одним нажатием кнопки и поделитесь впечатлениями с друзьями.
Никто больше не обращает внимания на статичную рекламу, она просто выпадает из поля зрения. Единственная возможность обратить на себя внимание потенциального покупателя – удивить его, наделить свою рекламу способностью оставлять WOW-эффект. Точно можно сказать, что после выхода на потребительский рынок очков дополненной реальности, начнется настоящий бум AR-рекламы. И те компании, которые первыми станут использовать эти технологии, смогут не только укрепить позицию своего бренда на рынке, но и получат ощутимую прибыль.