Дизайнер Кристина Водтке рассказала о том, что такое дизайн-мышление, о его основных принципах и о том, почему эти принципы не так просты, как может показаться.
Когда я впервые услышала о дизайн-мышлении, то подумала, что это умный ребрендинговый ход от IDEO, чтобы взимать в два раза больше денег за ориентированный на пользователя дизайн. Что я могу сказать — я старомодный дизайнер: когда я читала о дизайн-мышлении, оно не показалось мне прорывом. И не я одна считала так.
Но со временем я обнаружила, что часто пародируемый подход к дизайн-мышлению — много стикеров и много прототипов — работает лучше, чем любой другой подход к продукту и инновациям.
Почему? Дизайнеры действительно думают иначе?
Ключевое слово — мышление. Я хочу показать, что дизайн-мышление основано на трех когнитивных теориях: распределенное познание, экспертное мышление и итерационное моделирование мира. Давайте разберем каждую из них по отдельности.
Распределенное познание
Распределенное познание (или воплощенное познание) — самая распространенная теория о работе познания. Она утверждает, что мы познаем и размышляем не только при помощи мозга, но и при помощи окружающей среды.
Например, вы играете в скрэббл. Если вы перемешаете плитки с буквами — это замедлит вас? Будете ли вы набирать меньше очков?
Любой игрок скажет вам, что так и есть. Любой игрок в покер скажет вам, что он перемещает карты в руке так, чтобы они поддерживали его стратегию. Любой человек совершает долгое вычисление при помощи карандаша и бумаги, а не держит всю информацию в голове. Дизайнер, пытающийся понять, как организовать контент, делает это при помощи стикеров (или других карточек, суть заключается в модульности).
Когда вы видите воркшоп по обучению дизайн-мышлению, он обычно включает три простых инструмента распределенного познания:
- Делать информацию модульной для простой манипуляции (записывайте данные на стикеры и перемещайте их).
- Моделирование существующих и потенциальных систем при помощи эскизов. Примеры: диаграмма связей и раскадровка.
- Прототипирование потенциальных решений для понимания и оценки. Это может быть бодисторминг или более сложное решение, например, напечатанная 3D-модель.
Все эти техники представляют распределенное познание, потому что:
- Вам не нужно хранить информацию в памяти, при этом ресурсы вашего мозга освобождаются.
- Они позволяют вам видеть связи и отношения, которые вы бы не смогли просто визуализировать в голове.
- Создают общее понимание для команд. Теперь ваши коллеги могут быть частью распределенного мира, с помощью которого вы мыслите.
Распределенное мышление выражает простую идею: размышление при помощи объектов в реальном мире является естественным способом мышления. Люди не просто используют инструменты. Мы размышляем при помощи инструментов.
Распределенное познание помогает всем лучше думать. Практикующие Agile используют канбан-доски в качестве усиления памяти и акселерации стратегий. Мой планировщик финансов помогает мне создавать диаграммы связей, чтобы видеть, куда идут мои деньги. Всё это стратегии распределенного познания.
Но если каждый использует распределенное познание, что в чем заключается дизайн-мышление?
Дизайн-мышление как экспертное мышление
Все мы используем мир в качестве расширения для нашего разума. Мы становимся все лучше в этом. Мы разрабатываем инструменты и методы и получаем всё лучшие и лучшие результаты. Разные профессии применяют разные подходы, и все мы разрабатываем свои способы размышления над проблемой.
Например, назовем способ работы поваров шеф-мышлением. Шеф-повара имеют класс проблем (приготовление пищи) и ряд навыков для создания набора решений. Три ключевых навыка:
- Работа с ножом. Если вы пройдете урок по навыкам обращения с ножом, вы начнете чувствовать, что нож становится расширением вашего тела.
- Управление огнем. Конечно, вы можете поставить сковороду на огонь, но вы можете использовать духовку или пар.
- Ингредиенты. Повар знает, как превратить не очень хорошие ингредиенты в хорошее блюдо, как показать отличные ингредиенты и как смешивать продукты для создания вкусовых профилей разных стран.
У поваров есть стандартные методологии, например, mise en place. Со временем повару не нужно искать, какую специю использовать или как почистить рыбу. Методы становятся невидимыми для его/её разума. После того, как я поучилась в кулинарной школе, огонь и нож стали моими дополнениями, я могу открыть любой холодильник и решить проблему при помощи шеф-мышления.
Вернемся к дизайн-мышлению. Со временем дизайнеры создают свой набор подходов к решению разных проблем. Архитектура и графический дизайн так же стары, как и готовка, но дизайн интерактивных продуктов ещё развивается и не вполне сформирован. Но существует несколько классов проблем и соответствующих дизайнерских решений:
- Анализ контекста: интервью, эмпатия, вопросы по контексту, разговоры с клиентами — всё это инструменты для понимания контекста создания дизайна.
- Оценка: как вы фильтруете информацию, когда её слишком много? Всегда можно использовать стикеры.
- Генерирование идей. Опытные дизайнеры знают, что даже если ваша первая идея гениальна, вы не узнаете это, пока не придумаете ещё двадцать. Для нахождения и определения потенциальных решений можно использовать спринты.
- Определение продукта. Концептуальные модели, карты сайта, блок-схемы, кейсы, истории пользователей… столько способов попросить инженеров что-то создать.
- Оценка идей. Часть мышления при помощи мира включает в себя работу с миром пользователей. От совместного создания дизайна до тестирования удобства в пользовании эффективные дизайнеры находят способы оценить качество своего мышления при клиентов.
Мой список по сути отражает определение дизайн-мышления от d.School, показанное на схеме ниже. Диаграмма выглядит просто, но каждый элемент представляет большое количество экспериментальных знаний.
Например, недизайнер придумывает идею. Дизайнер придумывает десятки идей, выделяет хорошие, плохие и странные, делает эскизы, объединяет, критикует, улучшает, разрабатывает, смешивает идеи и только потом создает прототипы. То же самое для этапов определения или тестирования. Каждый шестиугольник представляет собой десятки методов и годы практики.
Начинающие дизайнеры имеют зачатки этих инструментов, но нужно время для достижения мастерства. Как вы видите из списка выше, существует множество способов решения проблем, и часть компетенции эксперта — знать, какие инструменты дают лучший результат.
Конечно, вы можете взять уроки и это поможет вам стать лучше, но только практика превратит эти навыки в привычку и даст вам достаточное мастерство в решении проблем.
Итерационное моделирование мира
Давным-давно, когда я управляла командой из восьмидесяти дизайнеров в Yahoo!, я задумалась: “В чем уникальная возможность дизайна?” Что дизайнеры делают для бизнеса, и чего не могут менеджеры, маркетологи и инженеры? Я решила, что
Дизайн делает идеи реальными, поэтому их можно понять и оценить до воплощения в реальную форму.
Дизайнеры делают два типа работы по моделированию:
- Моделирование существующего мира.
- Моделирование потенциального мира.
Дизайнеры создают ментальные модели и системы моделей, чтобы документировать текущее состояние их уголка мира. Дизайнеры моделируют объект их задачи и экосистему, в которую он входит. Дизайн-мышление — это системное мышление. Затем дизайнеры создают модели, схемы сайтов и другие прототипы, чтобы смоделировать желаемое состояние системы.
Не только дизайнеры участвуют в создании этой новой версии мира, но именно они задают путь для изменений. Это мощнее, чем многие себе представляют. Я видела, как CEO при взгляде на прототип понял дальнейший путь для своей компании.
Так как модели работают для понимания и планирования, старшие дизайнеры, такие как Дейв Грей, используют их так же часто, как и продукты. Бизнес-стратеги (Алекс Остервальдер) и стартап-коучи (Дэвид Бленд) создают модели, чтобы идти к переменам.
Прототип — это просто модель в высоком разрешении. Это все ещё более дешевый способ, чем создание реального продукта. Прототип — это способ увидеть будущее и понять, стоит ли его создавать. Чтобы думать, как дизайнер, нужно увидеть мир как он есть и найти путь к потенциальному будущему.
Дизайн-мышление как способ жизни
С совершенствованием технологий растет количество подходов к созданию продуктов и сервисов. Agile помогает инженерам создавать правильные вещи в правильное время. “Бережливый стартап” помогает бизнесменам создавать правильные вещи в правильное время. Эти принципы переносятся в другие сферы: люди при помощи них публикуют книги и даже относятся к обеду в День благодарения как к инженерному проекту.
Дизайн-мышление было недавно принято этими сообществами как ещё один способ. Это не привело к тому, что менеджеры и владельцы бизнеса решили, что они дизайнеры. Это привело к желанию повышения грамотности в дизайне, которое способствует найму хороших дизайнеров.
Дизайн-мышление необязательно относится к дизайну, как и Agile не ограничен разработкой. Ему должен учиться каждый, но помните, что у опытного дизайнера есть опыт представлять мир таким, каким он может стать, и составлять план по воплощению этой идеи.
Дизайн — это искусство делать сложное простым, разрозненное — упорядоченным, бесполезное — полезным. Поэтому дизайн-мышление — это мощный инструмент для создания инноваций, который полезен и для людей, и для компаний.
Руководство по проектированию цифровых продуктов для дизайнеров и их соратников