Когда команда разработчиков создаёт мобильное приложение или функцию в нём, менеджер проекта контролирует ход работы. Его задача — довести проект до намеченного результата.
Какими навыками обладает менеджер проектов в мобильной разработке, с какими трудностями сталкивается в работе и какие у него карьерные перспективы, рассказал соавтор образовательной программы «Менеджер проектов» в Яндекс.Практикуме Михаил Плева.
Кто такой менеджер проектов
Для меня менеджер проектов в ИТ — это человек, который постоянно задаётся вопросом «как это сделать?» Как дойти из пункта А в Б быстро и эффективно? Как решить ту или иную проблему в проекте? Это люди, которые не только наслаждаются результатом, когда приложение нравится пользователям, но умеют вникать в процесс и постоянно актуализируют его под нужды бизнеса и команды.
Представим, что в студию разработки приходит клиент и заказывает мобильное приложение для бизнеса. На начальном этапе он озвучивает, какие проблемы решит финальный продукт и благодаря каким функциям. Так студия узнаёт, что ей предстоит создать. После этого заказчик обсуждает с исполнителем сроки выполнения задачи и её стоимость.
Менеджер проектов будет ответственен за то, чтобы довести работу до ожидаемого клиентом результата, опираясь на переменные: что команда делает, когда и за какую сумму.
У менеджера проектов, который работает со своим штатом разработчиков, аналогичные задачи. Специалист получает задачу и составляет по ней план, по которому ведёт команду.
Что умеет менеджер проектов в мобильной разработке
Чтобы управлять процессом мобильной разработки, нужно не только обладать общими менеджерскими навыками, но и понимать специфику направления.
Планирование. Чтобы построить план, важно понимать, какие шаги нужно сделать при разработке, чтобы команда пришла к результату. Так даже общее для менеджеров умение планировать обладает спецификой при создании мобильных приложений.
Во-первых, менеджер мобильной разработки знает правила дизайна для смартфонов. Специалисту стоит в общих чертах понимать, как проектируются интерфейсы iOS- и Android-приложений. У разных компаний и заказчиков представление о дизайне может отличаться, но у Apple и Google есть гайды, в которых прописаны фундаментальные принципы проектирования мобильных приложений. Изучив их, менеджер замечает явные ошибки при создании приложения и подсвечивает их команде. Также это позволяет лучше понимать специфику направлений дизайна и проектирования — а это помогает комфортнее взаимодействовать с дизайнерами.
Во-вторых, разработка. Расширяя кругозор в технических областях знаний, я как менеджер смогу быстрее формировать требования к продукту и легче находить общий язык с разработчиками. К примеру, на каждую функцию мобильного приложения требуется разное время. Если клиент уже после старта просит добавить возможность использования его сервиса в офлайн-режиме, то программистам придётся перестраивать внутреннюю архитектуру проекта. На это уйдёт много времени, и первоначальный план проекта поплывёт. А вот скорость разработки определения геолокации зависит от точности, которую требует клиент. Если нужно, чтобы приложение определяло не только город пользователя, но и улицу с домом, то это более трудоёмкая задача для команды, что тоже влияет на сроки исполнения проекта.
В-третьих, этап публикации приложения в App Store и Google Play. После того, как разработчик написал программу, он отдаёт её на проверку Apple или Google. Обычно на рассмотрение заявки уходит до трёх дней, но бывают и исключения. Например, 25 декабря корпорации уходят праздновать католическое Рождество, и, если команда не успела подать приложение на проверку до этой даты, то выйдет оно уже после Нового года.
Безусловно, всё предусмотреть невозможно — это работа команды и заказчика, всегда бывают форс-мажоры. В таких случаях пригодится знание методологий планирования, которые помогают менеджеру при продумывании плана, и гибкость.
Коммуникация. Относится к общим навыкам. Менеджер проектов должен не только находить компромиссы и договариваться с коллегами и заказчиком, но и уметь объяснять требования клиентов команде. Он выступает посредником между заказчиком и исполнителем, и большая часть работы менеджера — чаты и переписки. Он постоянно в обсуждениях деталей проекта и согласовании выполненных частей работ.
Инструменты. Вновь весьма общее умение. Менеджер может быстро назначить встречу в календаре Google, организовать созвон в Zoom, вести записи на доске Miro. Для каждого типа задач он использует отдельный инструмент. К примеру, чтобы отслеживать прогресс по проекту, он открывает Яндекс.Трекер, Trello, Jira или Asana. Для планирования обращается к GanttPRO или OmniPlan, а для составления бюджета проекта — к Excel.
Какие карьерные перспективы у менеджера проектов
Начинающий менеджер получает от 50 до 80 тысяч рублей. Ему дают небольшие задачи и команды, в первое время проверяют его письма клиентам перед отправкой и не берут с собой на переговоры с ними.
Уходит до полутора лет, чтобы перейти на среднюю позицию. Здесь зарплата доходит до 130 тысяч рублей. Ответственности становится больше, менеджер присутствует на встречах с клиентами, количество людей в команде и бюджеты растут. Иногда менеджеры на этом уровне пробуют себя в ответвлениях создания приложения: учатся проектировать интерфейсы или писать код. Со временем они лучше разбираются в нюансах работы команды и дорастают до позиций выше.
Чтобы дорасти до уровня выше, уходит до трёх лет, и здесь путь менеджера может быть разным:
- Стать руководителем менеджеров проектов.
- Перейти на должность аккаунт-менеджера — специалиста, главная задача которого — общение с клиентами.
- Стать менеджером по продукту. Он руководит созданием всего продукта, задаёт вектор его развития и разбирается в рынке.