Ретт Моррис — директор Endeavor Insight, исследовательского подразделения компании Endeavor, которая поддерживает предпринимателей во всем мире. На TechCrunch он написала статью об одной интересной особенности стартапов. Мы приводим ее русский перевод.
«Я, наверное, раз 200 переделала эту презентацию для инвесторов», — сказала мне недавно одна основательница стартапа. Она встретилась с более 50 потенциальными инвесторами до того, как закрыть раунд инвестиций в прошлом месяце. Это может показаться странным, но ее опыт не так уж необычен.
Начинающие предприниматели часто тратят сотни часов на поиск бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Эта деятельность очень важна, но анализ новых данных о стартапах показывает, что основателям также следует потратить время на то, что многие упускают: поиск крутых менторов. Этот простой ход может увеличить шансы компании на успех намного больше, чем что угодно другое.
Секреты лучших учредителей
Наша команда изучила тысячи технологических бизнесов в прошлом году. Мы выделили технические компании из Нью-Йорка — это был самый быстрорастущий технологический сектор за период 2003-2013, а теперь — второй крупнейший технический хаб в мире. Цель нашего исследования — понять, как локальным фирмам удалось стать такими успешными.
Наши аналитики использовали данные из CrunchBase, AngelList и LinkedIn и проинтервьюировали около 70 учредителей (в целом технические стартаперы Нью-Йорка потратили на этот проект больше месяца). Это помогло нам создать самую большую в мире базу данных по сообществу частных предпринимателей-одиночек.
Мы обнаружили, что несколько факторов, которые обычно называют предикторами успеха стартапа (например, начать дело в колледже), на самом деле не имеют большого значения. Развенчивать такие мифы о стартапах интересно, но мы нашли еще несколько других вещей при исследовании свойств лучших компаний.
Создание предпринимательского преимущества
Размер нашей выборки нью-йоркских технических компаний позволил нам сделать кое-что уникальное. Мы сравнили компании внутри «группы ровесников», собранной из стартапов в одном городе и сфере, запущенных в один и тот же год. В каждой группе мы выделили «топ успешных»: для этого нужно было удовлетворять одному или более из следующих критериев:
- значительное приобретение: выход с как минимум $100 миллионами;
- привлечение инвестиций: топ 10% в группе ровесников по количеству привлеченных денег;
- размер компании: топ 10% в группе ровесников по количеству работников.
Только 13% из выборки удовлетворяли хотя бы одному из критериев. Среди лидеров — Gilt Groupe, Huffington Post, MongoDB, Shutterstock и Tumblr.
Наш анализ лучших компаний технологического сектора Нью-Йорка раскрыл несколько интересных последовательностей. Мы обнаружили, что многие из основателей этих компаний имеют сильные личные связи с другими учредителями успешных компаний.
Одна из самых мощных связей — менторство. Лучшие учредители, например, Чад Дикерсон из Etsy и Нат Тернер из Flatiron Health, имели в качестве менторов других успешных людей: Катерину Фэйк из Flickr и Брайана О’Келли из AppNexus.
Отношения вроде этих очень действенны. Как показывает диаграмма ниже, 33% основателей, у которых есть успешные менторы, попадают в топ успешных. Это более, чем в три раза лучше, чем результаты других технологических компаний Нью-Йорка.
Эта закономерность подтверждается и за пределами Нью-Йорка. После смерти Стива Джобса Марк Цукерберг сказал, что он был бесценным ментором. Основатели Dropbox Дрю Хустон и Араш Фердовси пользуются менторство Али и Хади Партови, успешных серийных предпринимателей Долины.
Преимущества менторства не ограничиваются предпринимательской средой. Изыскания в других областях также показывают, что хорошие менторы улучшают деятельность своих протеже. Тем не менее, значительная разница между количеством успешных компаний с менторами и без позволяет предположить, что для стартапов наличие ментора особенно эффективно.
Создание большинства менторских отношений
Endeavor оказал поддержку более 1000 предпринимателям быстро растущих компаний из более чем 20 стран. В дополнение к нашей работе по соединению основателей с инвесторами и тренинговыми программами, мы взрастили тысячи менторских отношений между нашими основателями и опытными предпринимателями и исполнительными директорами. Эти менторы помогли компаниям в сети Endeavor достигнуть среднего показателя роста в более чем 60% в год. Сумма по компаниям, вышедшим на IPO или проданным за хорошие деньги, значительно превысила $100 миллионов.
Вот три вещи, которые можно использовать для более эффективного взаимодействия с менторами:
1. Важно качество ментора. Просто ментор — недостаточно. Для того, чтобы ваша компания попала в число лучших, вам нужен ментор, который знает, как достичь этого уровня. Наш анализ показал, что уже добившиеся успеха менторы способны помочь молодым стартапам перегнать своих ровесников в три раза. Менее успешные менторы показывают намного более худшие результаты.
2. Хорошее менторство требует постоянной поддержки отношений. Топ лучших менторов и их протеже в нашем исследовании Нью-Йорка встречались как минимум три раза. Во время работы по поддержке предпринимателей, мы также заметили, что постоянный контакт — критичен. По сути, все новые основатели, присоединившиеся к сети Endeavor, получали рекомендации от нескольких менторов, которые встречались с ними по крайней мере раз в квартал.
3. Классные менторы фокусируются на критических вещах для бизнеса. Очень важно использовать все таланты вашего ментора. Отношения, которые мы идентифицировали у лучших основателей, все фокусировались на обсуждении ключевых вещей, с которыми сталкивались компании протеже. Лучшие менторы — очень заняты. Основателям следует использовать время своих менторов для получения экспертной оценки в той области, в которой она принесет как можно больше пользы.