На прошлой неделе Сатья Наделла разослал всем работникам Microsoft открытое письмо, в котором описывал будущее компании и стратегию ее работы.
В частности, в нем говорится:
Наша страсть — позволить людям преуспеть в мире мобильных устройств и облачных вычислений… В своей основе Microsoft — это компания продуктивности и платформ для мобильного и облачного мира. Мы изобретем заново технологии продуктивности, позволяющие каждому человеку и каждой компании делать больше и достигать большего.
Microsoft обладает уникальной способностью объединять воедино устройства, приложения, документы, данные, социальные сети, предоставляя цифровые возможности таким образом, что люди оказываются в центре всего этого и получают возможность делать больше и достигать больше в условиях, при которых все большей и редкой ценностью становится время.
Журналист Wired живо отреагировал на него, и мы приводим перевод его статьи.
Новый генеральный директор Microsoft отправил 3200 слов в своем письме. Оно было доставлено каждому в компании и опубликовано на сайте. В записке Наделла обозначает новое видение и направление для компании из Редмонда. Это как боевой клич для войска, предупредительный выстрел, означающий, что дела теперь идут по-другому. В нем содержатся и грядущие изменения. Microsoft теперь в основе своей является мобильной и облачной компанией, планирующей более внимательно сосредоточиться на своей основной компетенции — производительности.
Однако, несмотря на все эти слова, в письме очень мало конкретной отточенной информации. И совершенно неясно, как Наделла планирует осуществить эти радикальные изменения, о которых он ведет речь. Что в действительности изменится? Трудно судить по письму.
В этом отношении письмо не достигает цели. Если вы хотите, чтобы люди сплотились, вы должны дать им то, вокруг чего можно сплотиться. Им нужен продукт или идея, в которую можно верить. Записка Наделлы этого не предложила.
Для Apple, когда она была на самом дне, объединяющим фактором был продукт: iMac. Он выражал основную идею компании — простоту и дизайн. Все, что вам было нужно, это подключить его. OS X, iPod, iPhone и iPad усилили эти основные ценности. Хиты породили хиты.
В компании Google идеей была организация всей информации в мире. Это отразилось в поиске и в картах, в Chrome и в Android. Это же можно обнаружить в Nest или в машине без водителя (что стало возможным, благодаря организации данных с улиц). В Facebook большая идея — объединять людей. И в Microsoft, старом добром всемогущем Microsoft, идея была в помещении компьютера на каждый стол в каждом доме. Что и было почти достигнуто. А совсем недавно бывший генеральный директор Стив Баллмер описал новую стратегию компании как устройства и услуги.
Но сейчас настал новый день для Microsoft. «В то время как ссылка на устройства и услуги была полезна в начале нашего преобразования, сейчас нам нужно оттачивать нашу уникальную стратегию, — пишет Наделла. – Microsoft — это компания продуктивности и платформ для мобильного и облачного мира. Мы изобретем заново технологии продуктивности, позволяющие каждому человеку и каждой компании делать больше и достигать большего».
Это не выглядит как уникальная стратегия, даже если она и умна. В конце концов, мы можем даже поспорить о том, что Google и Apple, возможно даже Amazon — все являются mobile-first и cloud-first продуктивными и платформенными компаниями. Но Microsoft нужно что-то, чтобы выделиться, и весь мир должен узнать об этом.
Но вместо чего-то конкретного записка Наделлы предлагает лишь много бахвальства в сочетании с удручающим количеством жаргона. Как выразился мой друг, это будто бы, если «бот Маркова собирает старые пресс-релизы Microsoft в новый пресс-релиз».
Наиболее конкретное изменение в стратегии, предложенной Наделлой, похоже содержится в культурной ее части.
Он пишет:
Мы увеличим текучесть информации и идей, приняв меры для того, чтобы оргструктура стала более плоской, и выработаем более прозрачные бизнес процессы. Изменения в культуре означают, что мы будем работать по-новому. Часто люди думают, что это будет касаться других, а не их лично. В действительности, все из нас должны принять новый подход и начать работать вместе, чтобы сделать Microsoft лучше. Незадолго до этого я попросил каждого из команды высшего руководства упростить по возможности свою деятельность, то, как они выполняют свою работу.
О Боже. Этот язык. Проще говоря, он, кажется, пытается сказать нам о планах уволить множество людей (сегодня как раз появились новости о массовых сокращениях в Microsoft – прим. ред.). Это, наверное, необходимо, если ставить задачей выразить сожаление. Но без четкого видения, как планируется улучшить производительность и работу компании, это выглядит так, словно ставится задача деморализовать именно тогда, когда нужно вдохновить.
На этой неделе я разговаривал с учредителем стартапа с кроссплатформенной разработкой, и он жаловался мне, как тяжело сейчас нанять талантливых разработчиков для Windows за пределами Сиэтла. По его словам, это не из-за того, что они пользуются столь высоким спросом, как это часто бывает. Скорее всего дело в том, что их просто больше нет. Наиболее талантливые и амбициозные люди покинули платформу. Microsoft потеряла свою способность вдохновлять не только с точки зрения работы разработчика, но и просто с точки зрения уверенности.
Microsoft все еще остается компанией с великолепными продуктами. Xbox, Surface Pro 3 да еще и Windows 8.1. Azure, OneNote и OneDrive просто потрясающи. Но за эти годы их затянуло в трясину Баллмера, а сейчас Наделла обязан привести все в порядок.
Ему нужно начать с упрощения всего, давая понять, какова цель Microsoft, и что он планирует делать. Он должен предложить своим сотрудникам ясный путь из болота Баллмера и затем провести их по нему. Маркетинговый жаргон и туманные обещания – это проблема, а не решение.