Андрей Бакаленко, руководитель мобильных приложений в Сбербанке, в своем блоге на Medium рассказал о том, что такое MVP, и как этот концепт используют известные цифровые стартапы.
Год только начался, поэтому самое время объективно посмотреть на свои продукты и планы на 2017. В конце 2016 мы провели воркшоп в Питере на тему создания и тестирования продуктовых гипотез и еще сделали Product meet-up внутри Сбербанка на эту тему. Эта статья — квинтэссенция всего того, что удалось собрать, размышляя на тему формирования алгоритма создания правильных и нужных сервисов.
Но сначала голые факты.
Факт первый: 9 из 10 стартапов умирают.
Факт второй: как ни странно, 1 из 10 стартапов выживает и успешно запускается. Если вы думаете, что только стартапы, состоящие из пары энтузиастов попадают в эту статистику, то это не так. Новые проекты внутри больших организаций сталкиваются с неудачами также часто. Надо учиться у лучших, поэтому я проанализировал практику наиболее успешных стартапов для выявления основных принципов, позволивших им создать отличный продукт. Так вот, все успешные стартапы делали одну очень важную вещь — они проходили продуктовый цикл (экспресс оценку перспективности и полезности конечного продукта).
Продуктовый цикл выглядит примерно так:
1) Вы определяете ключевые метрики, которые покажут, является ли продукт а)ценным для клиента (value metrics) б)имеет ли он потенциал роста (growth metrics). Например, это может быть воронка /количество клиентов, которая показывает, сколько людей оставило данные своих банковких карт и заплатило за сервис.
2) Максимально быстро запускаете первую версию сервиса (MVP — Minimum Viable Product), которая должна проверить метрики.
3) Если метрики оправдываются, продолжайте развивать сервис. Если нет — делайте пивот (pivot — меняем направление движения) на основе новых аналитических клиентских инсайтов и развивайте продукт в другом направлении.
Дима Щеглов, спасибо тебе за этот слайд!
Этот цикл повторяется снова и снова. Если стартапу хватает времени для того, чтобы нащупать подобный сервис, он потенциально становится успешным. Если нет — стартап умирает.
Довольно продолжительное время мне казалось, что свою идею реализовать довольно сложно, потому что нужны разработчики, ресурсы, особые компетенции. На самом деле опыт лучших компаний показывает, что достаточно сделать очень простую первую версию и для этого не нужно тратить $1,000,000+. Эта первая версия продукта и называется MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт). Давайте посмотрим на лучшие примеры MVP.
Dropbox
Как думаете, как получил первый раунд инвестиций основатель Dropbox Дрю Хьюстон? Нет, никаких уже работающих продуктов. Оказалось достаточно качественного видео, которое описывает работу Dropbox. Дрю выложил видео в интернет на специальный сайт и получил множество комментариев.
С помощью видео получилось проверить очень простую гипотезу — Прототипов на рынке облачных сервисов уже было достаточно, однако ни один из них не решал одной важной задачи — ни один из сервисов не обепечивал бесшовного опыта передачи файлов между всеми девайсами пользователя. В итоге, несмотря на большое количество конкурентов, Dropbox сумел стать самой крупной компанией в своей сфере и сейчас капитализация Dropbox составляет более $10 миллиардов. Рекомендую вам посмотреть на их кейс подробнее в этом видео:
Zappos
Иногда видео недостаточно для проверки гипотезы. Например, основатель Zappos Тони Шей решил создать сайт, на котором выложены фотографии всего ассортимента товаров из ближайшего обувного магазина обуви.
Тони разрешили делать фотографии лишь при одном условии — если в интернете кто-то покупал пару обуви, он должен был прийти в магазин и купить эту пару. Так он очень быстро определил, что у пользователей есть потребность покупать обувь через интернет, а точнее есть потребность экономить время на покупках, а интернет удовлетворяет этому условию. Кстати, такой тип тестов называется “Wizard of Oz”. Когда сайт продается как умная технология, а на самом деле все действия на нем производятся вручную.
Groupon
Энрю Мейсон назвал свой первый сайт — The Point. Он задумывался как платформа, которая позволяет сводить вместе людей, которым нужно решить общую проблему, которую не получается решить по одиночке.
Сайт не дал запланированных результатов, поэтому команда решила попробовать что-то другое.
Они создали блог, через который начали публиковать предложения-акции. Все предложения публиковались вручную каждый день, например, одним из предложений была покупка 10 пицц по цене 9 и так далее. Если кто-то подписывался на предложение — создавался PDF-купон, (конечно же, все это работало вручную). Затем купон отправлялся по почте. Это сейчас купоны для нас — типичная вещь. Но тогда это стало настоящим прорывом, который позволил появиться компании Groupon.
Airbnb
Еще в 2007 году цены на аренду квартир и комнат в Сан-Франциско были заоблачными, а если ты хочешь начать успешный старт-ап — ты должен быть в Силиконовой долине или где-то неподалеку. Брайан Чески и Джо Джеббия были в то время начинающими предпринимателями, которые решили сдать несколько матрасов в своем лофте на время одной из многочисленных конференций, проходящих в Сан-Франциско. Они сделали простой веб-сайт и вскоре на их предложение откликнулись трое гостей.
Так появился сервис Airbnb (то есть AirbedAndBreakfast).
Это одни из немного примеров MVP, которые показывают, что вам не нужно полностью реализовывать свой сервис, чтобы проверить идею. Более того, иногда бывает достаточно видео или стартовой страницы сайта, чтобы проверить свою гипотезу. Еще больше кейсов MVP вы можете найти вот здесь.
Лучше всего идею по MVP в свое время выразил Марк Рендал, VP Creativity Adobe:
Пишите код только тогда, когда нет другого способа проверки гипотезу.
Единственное условие, которое вам стоит соблюдать — MVP должен максимально точно передавать вашу идею, потому что если получится так, что вы не донесли концепцию до клиентов, и они ее неправильно поняли — вы получите ложные результаты. Аналогично, вы должны продавать сервис вашей потенциальной целевой аудитории.
MVP — это центральная часть процесса запуска продукта, которая является корневой. Правильное видение приводит к хорошему MVP, которое затем реализуется в правильном запуске. Мы поговорим об остальных пунктах в дальнейшем.
Сконцентрируйтесь на главном, выкидывайте все ненужное и удачи всем нам в запуске лучших продуктов в 2017!
P.S. Эта статья вдохновлена книгой Эрика Райса Lean Start-up. Всем рекомендую.
Thanks to Наталья Москвитина.