Несколько лет назад Ник Майло использовал папку с обычными текстовыми файлами для ведения заметок, когда узнал о приложении Obsidian.
Это приложение только что вышло в бета-версии и набирало популярность на форуме по продуктивности, который часто посещал Майло. Obsidian придавал текстовым файлам структуру, напоминающую более популярные приложения, такие как Notion и Evernote, и Нику не потребовалось много времени, чтобы увлечься этим приложением.
«Я сразу же понял, что они взломали код», — говорит он.
С тех пор Майло стал одним из самых активных пользователей Obsidian, у него есть популярный канал на YouTube и электронный курс, в котором он спокойно объясняет не только как использовать Obsidian, но и зачем (популярный комментарий к его первому видео: «Это был не обзор продукта. Это была управляемая медитация»).
Он не одинок в своем стремлении улучшить работу. По оценкам компании Obsidian, у нее миллион пользователей, а ее канал Discord насчитывает более 110,000 участников, которые используют приложение для самых разных целей — от управления задачами и создания закладок до организации своих повседневных мыслей. На Reddit Obsidian входит в 5% лучших сообществ с 94 600 участниками. Все это произошло без поддержки венчурного капитала или внешних инвестиций.
Успех Obsidian на низовом уровне тем более примечателен, что приложение не слишком привлекательно для нетехнических пользователей. В то время как такие приложения, как Notion, помещают все ваши заметки в «облако», чтобы вы могли мгновенно получить к ним доступ из любого места, Obsidian предоставляет пользователям локальную папку с файлами и поручает им самим управлять ими. Использование Obsidian также требует некоторого знакомства с Markdown — языком редактирования текста с собственным уникальным синтаксисом, — и опирается на сторонние плагины для функций, которые являются обязательными в других программах для ведения заметок.
Но в этой занудности и заключается его привлекательность. После того как Obsidian понравится, трудно представить, что можно использовать что-то еще.
От корней
Эрика Сюй и Шида Ли начали работу над Obsidian в 2020 году во время карантина во время пандемии. Эти два инженера познакомились в Университете Ватерлоо и ранее разработали приложение для управления задачами под названием Dynalist.
В интервью Ness Labs Сюй сказала, что ей хотелось удовлетворить собственный зуд. Она пыталась создать для себя персональную вики, но другие инструменты, такие как MediaWiki и TiddlyWiki, ей не подошли, а в приложениях для ведения заметок всегда находилась какая-то одна функция, которая была недоступна или работала не совсем так, как хотелось.
Отталкиваясь от расширяемых редакторов кода, она придумала систему плагинов, которую Obsidian использует даже для своих основных функций. Это позволяет пользователям заменять такие элементы, как подсчет слов, альтернативами сторонних разработчиков или даже подключать новые функции, такие как канбан-доски и рисование в свободной форме.
Затем Сюй и Ли обратились к Discord, как для распространения ранних бета-версий, так и для запуска системы плагинов. В беседе с Робертом Хейсфилдом Ли сказал, что, опираясь на свой опыт модератора игровых сообществ, он создал сообщество Obsidian как гостеприимную площадку, где модераторы выступают в качестве ролевых моделей.
Элеонора Коник, фэнтези-автор, которая помогает модерировать группу Obsidian в Discord и пишет популярную рассылку об обновлениях и плагинах Obsidian, говорит, что результат похож на программу наставничества для начинающих программистов JavaScript. Особенно на первых порах разработчики уделяли много времени не только тому, чтобы убедиться, что плагины работают должным образом, но и тому, что люди учатся в процессе работы.
«Вы просто не получите такой агрессивности и позерства, как от группы 22-летних разработчиков-отличников из Сан-Франциско, одиноких, злых, согнувшихся в поклоне и поглощающих весь мир», — говорит Коник.
Когда пришло время для расширения команды Obsidian, Сюй и Ли наняли сотрудников внутри сообщества. На должность CEO они пригласили Стефана Анго (он был одним из основателей упаковочного стартапа Lumi), после того как он разработал тему Obsidian Minimal и помог с выпуском ее версии 1.0 в прошлом году. Кроме того, они наняли в качестве инженеров еще нескольких разработчиков плагинов.
«Они постепенно расширяют команду, но они расширяют ее за счет пользовательской базы, что дает им больше возможностей, поскольку люди, которых они нанимают, действительно знают сообщество», — говорит Коник.
Сделать Obsidian по-своему
Растущий характер Obsidian отражается и в самом приложении. По словам Майло, его в проекте привлекло то, что в нем нет предписаний по организации. В дополнение к традиционной структуре папок пользователи могут просматривать график, показывающий все связи между их заметками. Кроме того, с помощью раздела «Закладки» можно организовать заметки независимо от файловой системы. Еще одна новая функция под названием Canvas позволяет пользователям размещать заметки на пинборде, наряду с комментариями, изображениями и встроенными веб-страницами.
«В Obsidian вы по-прежнему можете иметь папки, делать все это, но он допускает свободу, хаотическую энергию, которая движется снизу вверх, где вы можете соединять вещи, даже если вы не знаете, к чему это приведет», — говорит Майло.
Подход Obsidian также привел к появлению неожиданных новообращенных.
Джон Вурхиз, управляющий редактор MacStories, начал использовать Obsidian пару лет назад после того, как его привлекла локальная файловая структура, и с тех пор он и основатель MacStories Федерико Витиччи много писали о своих настройках Obsidian.
Obsidian в некотором смысле является противоположностью квинтэссенции MacStories — сайт часто освещает приложения, созданные исключительно для платформ Apple, в то время как Obsidian построен на базе веб-технологии Electron, но Вурхиз говорит, что это его любимый инструмент для написания текстов. Они с Витиччи даже заказали несколько плагинов для своего MacStories.
«Независимо от того, каковы ваши потребности в написании текстов, наверняка найдется плагин, который их удовлетворит», — говорит он.
Оставаясь маленькими
Около месяца назад Анго выступил в социальных сетях, чтобы немного определить будущее проекта. На сайте X и Mastodon он заявил, что Obsidian не планирует расти дальше десятка сотрудников и никогда не будет привлекать венчурный капитал.
Анго четко осознает ограничения такого подхода. Это означает, что Obsidian не может разрабатывать новые функции так же быстро, как другие приложения, и не может гнаться за ростом, предлагая свои платные услуги ниже себестоимости. Но, по его словам, самоограничения — это способ поддержать ценности компании (Анго также выступил в защиту компьютерных файлов, в то время как облачные приложения все больше отходят от этой идеи).
«Мы хотим построить Obsidian как команду с плоской иерархией и малым количеством совещаний», — говорит Анго. «Мы хотим, чтобы каждый вносил свой вклад и обладал высоким уровнем мастерства и сосредоточенности. Мы хотим, чтобы файлы, которые пользователи создают с помощью Obsidian, были долговечными и не были привязаны к проприетарным платформам».
Сохранение небольшой команды и отказ от внешних инвестиций — это способ Obsidian избежать ситуаций, которые могут сбить компанию с пути.
«Нам повезло, что мы создаем Obsidian в то время, когда можно построить сложное мультиплатформенное приложение с миллионами пользователей, оставаясь при этом очень маленькой командой», — говорит Анго. «Мы хотим выяснить, как далеко мы сможем зайти в этом эксперименте».
Препятствия впереди
Obsidian не собирает данные об использовании, поэтому точно неизвестно, сколько человек его используют. Судя по количеству загрузок со страницы на GitHub, по оценкам Анго, у редактора примерно 1 миллион пользователей. Для сравнения, компания Notion в 2021 году заявляла о 20 миллионах пользователей (правда, с тех пор эта цифра не обновлялась).
Даже самые преданные пользователи Obsidian не ожидают, что она сможет потягаться с Notion и другими гигантами в области ведения заметок. Они считают, что у Obsidian другая аудитория с другими ценностями.
«Люди, которые сидят и работают над невероятно гибким, но сложным в использовании, не сразу интуитивно понятным и красивым Obsidian, — это не те люди, которые работают с Notion», — говорит Коник.
Тем не менее, даже в самой Obsidian есть желание сделать приложение менее пугающим. В этом плане программа улучшилась, в частности, в конце 2021 года из основного редактора был удален синтаксис Markdown (в пользу режима «Live Preview»), однако от пользователей по-прежнему ожидается знание Markdown для форматирования. Некоторые удобства, присущие другим современным редакторам заметок (например, удобное всплывающее меню форматирования в Notion), отсутствуют.
Это одна из причин, по которой Жан-Пьер Цен начал создавать Make.md около года назад. Это амбициозный плагин, который пытается сгладить некоторые шероховатости Obsidian — например, добавить всплывающее меню форматирования для выделенного текста, а его функция Folder Note похожа на систему разветвленных подстраниц Notion.
«Я просто хочу, чтобы больше людей могли использовать Obsidian», — говорит Цен.
Подобные заявления не кажутся спорными, но в сообществе Obsidian существует настороженность по отношению к инструментам, которые слишком сильно отклоняются от основного подхода с Markdown-файлами. Цен называет это «Markdown-максимализмом» и говорит, что иногда это может быть самозащитой.
“Я не хочу сказать, что это защита, но иногда это так кажется людям, которые приходят сюда», — говорит он.
Тем не менее, Ник Майло, который несколько скептически относится к таким амбициозным плагинам, как Make.md, говорит, что ему хотелось бы, чтобы Obsidian вобрал в себя функциональность большего числа плагинов и превратил их в основные функции. И даже создатели Obsidian признают, что кривая обучения могла бы быть более пологой.
«Наша цель — продолжать делать приложение еще более доступным для новых пользователей, сохраняя при этом бесконечный уровень глубины, который можно исследовать с помощью дополнительных функций и плагинов», — говорит Анго.
Также стоит вопрос о заработке. Редактор бесплатен для личного использования, и хотя компания просит 50 долларов за пользователя в год для команд из двух и более человек, у нее нет возможности обеспечить соблюдение лицензионных правил, поскольку она не отслеживает пользователей (частные лица могут выразить свою поддержку единовременным взносом в размере 25 долларов, что также открывает доступ к бета-версиям).
Помимо самого программного обеспечения, Obsidian предлагает несколько платных услуг, стоимость каждой из которых составляет 10 долларов в месяц или 96 долларов в год — Sync предлагает сквозное шифрование хранилища, а Publish позволяет пользователям размещать свои заметки в Интернете.
В то же время Obsidian позволяет пользователям бесплатно или дешево создавать собственные альтернативы. Например, можно использовать собственную систему синхронизации файлов вместо системы Obsidian, а быстрый поиск в магазине плагинов Obsidian позволяет найти множество вариантов публикации заметок в Интернете. Даже самые увлеченные пользователи Obsidian отмечают, что эта экосистема не ориентирована на зарабатывание денег.
Почти всегда можно найти что-то бесплатно, потому что какой-нибудь парень разозлится, что кто-то берет деньги за то, что он считает тривиально простым, — говорит Коник.
Но, возможно, это нормально. Низкие накладные расходы Obsidian и амбивалентное отношение к росту позволяют нормально относится к ограниченным доходам, а идея о том, что собственные пользователи Obsidian могут на каком-то уровне конкурировать с платными предложениями компании, является частью того, почему люди любят это приложение. Это отрицание того, как должно работать современное программное обеспечение, и продукт постепенно набирает обороты.
«Зачем мне платить облачному сервису за то, что он работает медленнее? Только потому, что он красиво выглядит?» — говорит Майло. «Существует огромное молчаливое большинство людей, которые испытывают аналогичные чувства».