Основатель Birdly Жан Батист Коге рассказывает о своём опыте и о том, почему не стоит создавать мобильное приложение.
Давным-давно, в не очень далекой галактике, существовало нечто под названием Birdly Mobile. Это было мобильное приложение, которое можно было скачать из App Store и открыть на своём смартфоне, просто нажав на иконку.
Приложение делало что-то действительно классное: вам нужно было только сфотографировать чек и нажать кнопку, а оно экспортировало данные в красивую таблицу Excel. Можно было даже сравнить свои расходы с событиями из календаря. Идея была инновационной в то время, и тысячи людей загружали приложение.
Но вот что случилось сразу после этого было немного странным для создателей Birdly mobile: Люди могли экономить кучу времени, но они не делали этого. Они забыли о приложении. И вот те вопросы, которые мы задали себе:
Было ли приложение ценным?
Да. Люди экономили в среднем 4 часа в месяц, используя наше приложение, но это не имело большого смысла. Сначала мы подумали, что проблема в продукте, и стали добавлять новые классные функции, например, трекинг перемещений. Нужно было только написать адрес точки отправления и назначения, и приложение автоматически определит сколько вы потратите. Не сработало, люди не помнили об этом. Мы также добавили в приложение возможность добавления цифровых чеков, чтобы люди могли видеть исчерпывающий список их ежемесячных расходов. Не сработало, люди не помнили об этом.
Было ли приложение привлекательным?
Только пользователи могут ответить, было ли оно привлекательным, но мы сделали для этого всё возможное. У нас был маскот, Билл, который помогал людям на протяжении всего процесса. Мы серьезно занимались UI. Он отличался от других подобных приложений и был изящным.
Было ли оно интуитивно понятным?
Сначала – не особо. Поэтому мы тестировали и добавили введение, подсказки и поддержку, чтобы люди могли задать нам вопрос напрямую в приложении. Но в целом приложение было крайне простым в использовании: просто сделай снимок и получи Excel таблицу.
Было ли оно очередным клоном?
Нет. У нас было несколько конкурентных приложений, но дела у них шли хуже чем у нас. За исключением нескольких приложений, они были тяжелыми и перегруженными. И снова, наше приложение никому не было нужно.
Может быть мы задавали себе неправильные вопросы? Мы попробовали думать по-другому и на ум пришло множество новых вопросов.
Было ли приложение достаточно полезным, чтобы быть на чьем-то телефоне?
Как ни сложно было признать, но нет. Учитывая месячную периодичность нашего приложения, люди и открывали его раз в месяц. А что происходит, когда вы не открываете приложение? Вы либо забываете о нём, либо удаляете.
Вот несколько самых популярных категорий приложений, без определённого порядка:
- Мессенджеры (SMS, WhatsApp, Messenger, Slack…)
- Календарь
- Карты
- Электронная почта
- Камера / Фото
- Транспорт
- Музыка
- Социальные сети
- Новости
- Candy Crush
Причина, по которой они популярны на мобильных: они крайне контекстны и используют основные функции телефона, будь то геолокация, камера или просто голос и звук. Они также рассчитаны на ежедневное использование. Сколько раз вы открывали сегодня мессенджер или электронную почту?
Мы не входили ни в одну из этих категорий и недостаточно использовали контекст (будь то пространственный, временной или личный). В итоге, у нас не было шансов в борьбе с конкурентами и другими приложениями за место в телефоне пользователей.
Достигло ли приложение своей аудитории?
Нет. Мы таргетировались на малый бизнес и выяснили, что CFO и менеджеры не смогут убедить всех установить приложение. Оно займет место в их телефонах. И приложение существовало только на мобильных устройствах, что не всегда идеально для софта, подсчитывающего расходы.
Вот так мы подошли к последнему вопросу:
А стоила ли игра свеч?
Нет, не стоила. Мы потратили столько времени на обновление приложения, чтобы оно шло в ногу с последними обновлениями ОС, на отладку, на разработку новых функций, на интегрирование нашего UI, и на объяснения финансовым директорам как они могут побудить всех скачать наше приложение.
И вместе с тем да, стоила. Мы совершили много ошибок и многому на них научились.
Первый вывод такой: если у вас есть правильные ответы на неправильные вопросы – вы обречены. Так что сначала спросите себя: а вы правильно поняли проблему?
Подводя итоги
Или вы из той категории, в которую входят новостные приложения, мессенджеры и игры, и вам придется побороть конкуренцию и пожинать лавры, если вам удастся обскакать Whatsapp и Snapchat…
Или вы из B2B мира и вам придется потрудиться в поисках своей аудитории в магазинах приложений, если у вас только мобильная версия. Мы сделали своё решение, и сейчас это кажется одним из лучших решений, которые мы когда-либо принимали.
Простите, App Store и Google Play, но мы с вами больше не играем. Мы поменяли курс.