Apple защищает свой App Store с тем же упорством и возмущенным самолюбием, что был характерен и для Microsoft в самые мрачные дни ее монополии. В Купертино полным ходом идет работа по «отключению подачи воздуха» — Apple требует от Epic выплатить ей 73 миллиона долларов за юридические расходы в иске, который она частично проиграла. Но красный туман мстительности застилает взгляд Apple на историю и заставляет компанию повторять ошибки, на исправление которых у Microsoft ушло два десятилетия.
Чрезвычайна ирония судьбы. Своим современным существованием Apple обязана тому факту, что в конце 90-х годов прошлого века Минюст США дышал в затылок Microsoft. Эта юридическая угроза заставила Microsoft отчаянно искать полуправдоподобную альтернативу своим монополиям в виде Windows и Office, и Apple идеально подходила для этого. Компания-неудачница с неактуальной, сокращающейся рыночной долей остро нуждалась в спасательном круге.
Поэтому в 1997 году Microsoft инвестировала 150 миллионов долларов в Apple и пообещала принести Office и Internet Explorer на Mac. В те времена это были важнейшие монополии, без которых любой платформе пришлось бы несладко. Это спасло Apple, но не спасло Microsoft.
В Редмонде по-прежнему стремились к тотальному господству. На пике своей монопольной власти над интернетом Microsoft занимала невероятные 94% рынка. Она использовала эту долю, чтобы серьезно замедлить развитие интернета, поскольку продолжала воспринимать его как угрозу для дойных коров — Windows и Office. И это сработало. Они действительно замедлили развитие интернета и даже распустили команду разработчиков IE, как только было обеспечено полное господство.
Но жестокая тактика Microsoft также смогла настроить против себя целое поколение разработчиков. И счет за это был предъявлен только после выхода Windows Phone. Никто, и я имею в виду действительно никто, не хотел и пальцем пошевелить, чтобы помочь Microsoft закрепиться в мобильной сфере. Раны, нанесенные в конце 90-х и начале 2000-х, были еще свежи в памяти многих разработчиков. Многие ликовали, когда Apple превратилась из аутсайдера, которому разработчики отдавали предпочтение за то, что в их операционной системе использовались корни Unix, в доминирующего игрока на новой платформе.
С тех пор Microsoft пришлось приложить немало усилий, чтобы избавиться от этих токчисных отношений, и под руководством Сатьи Наделлы, похоже, эта миссия в целом удалась. Microsoft больше не является врагом №1 для разработчиков, им стала Apple.
Это не универсальное утверждение, так же как и в случае с Microsoft. Есть ярые поклонники Apple, которые будут защищать каждое зверское нарушение монополии, которое совершают в компании, точно так же, как в 2000 году то же самое делали ярые поклонники Microsoft. Но настроение изменилось. Я не знаю многих разработчиков, питающих жгучую ненависть к Microsoft в наши дни, но я знаю множество разработчиков, которые так относятся к Apple.
Apple не мешало бы изучить длинную историю Microsoft. Понять, что можно выиграть битву, скажем, с Epic, но в итоге проиграть войну за сердца и умы разработчиков. И хотя цена этого поражения выходит за рамки нынешней платформы, в конце концов, она будет уплачена, и они пожалеют о том дне, когда выбрали этот жалкий путь.