Первые вопросы о потере человеческой идентичности возникли в 1995 году в фильме Мамору Осии и они до сих пор не решены. Эмад Ахмед рассуждает о феномене этого аниме и истории взаимоотношений человека и искусственного интеллекта.
Японские мультфильмы и аниме странные. Но релиз классического «Призрака в доспехах» больше двадцати лет назад подвинул жанр как вверх, к взрослым зрителям, так и вовне, к западному мейнстриму. Смешение sci-fi элементов, киберпанковых декораций и серьезных тем и идей — всё это способствовало его успеху.
Фильм начинается с таинственной женщины, которая вытаскивает провода из головы и смотрит на здания и автомобили с головокружительной высоты. Затем она спускается в здание, разбивая оконное стекло, убивает высокопоставленного дипломата и исчезает у всех на глазах в хайтек камуфляже.
История продолжается в Девятом отделе, агентстве безопасности, которое возглавляет Мотоко Кусанаги. Задание агентства — неуловимый хакер, известный как Кукловод. Этот таинственный преступник может взламывать тела других людей, создавая из них призраков и изменяя их воспоминания и сознания.
Этот сюжет приводит к распутыванию сети правительственной коррупции, тайных операций и обнаружению истинных мотиваций Кукловода.
В связи с текущим интересом к науке старения и интернету вещей, фильм и сейчас актуален как никогда. В начале фильма Кусанаги произносит интересный монолог, где она говорит о том, что её мир только недавно был научной фантастикой, а биологические процессы в теле были неотделимы от мыслей и воспоминаний. Следует помнить, что действие фильма происходит в 2029 году.
Кусанаги также задается вопросом, что же вообще из себя представляет существование. Является ли она просто синтетическим объектом с нейрологическими имплантами для большей продуктивности? Она спрашивает своего коллегу Бату: «Я имею в виду, никто не знает, что происходит в наших головах. Видел ли ты вообще свой мозг?» Всё это приводит к конечному вопросу: какова цель человеческого существования?
История имеет дело с концепциями идентичности, вездесущностью технологий и их применения, а также политическими и социальными последствиями технологического развития общества.
Наличие обнаженного женского тела увлекает. Да, женское тело и женские персонажи мало уважают в фильмах, играх и, знаете, в жизни вообще. Но не забывайте, почему такие визуальные эффекты используются в самых начальных кадрах в этом фильме: они задают очевидный вопрос — что такое человеческое тело, у которого нет собственной уникальной идентичности.
Многие годы философы и мыслители задавались вопросом, что значит быть человеком, буквально и образно. Философы размышляли о «зомби»-сценарии: теоретически может существовать две версии человека, способных совершать одинаковые действия, но одна из них может не показывать признаков мышления. Двойники — это просто реплики. Что тогда значит быть сознательным и может ли наша сущность существовать вне физической оболочки?
Несмотря на значительные технологические преимущества, показанные во многих кадрах фильма, некоторые вещи остаются постоянными: вывоз мусора по расписанию и шопинг в магазинах (прости, Amazon). Тем не менее, ни один другой фильм не подобрался так близко к тому, чтобы заставить людей почувствовать себя крошечными и сомневающимися в нашей роли в мире технологий в отсутствии «морального ориентира 2.0».
Современное развитие искусственного интеллекта поднимает вопрос о том, какую роль сыграют люди в мире, где многие задачи будут выполнять роботы. Эта тема часто поднимается в фильме Кукловодом, который упоминает, как опасно слишком доверять технологиям, когда вирус может разрушить целый набор связанных систем.
Возможно, «Призрак в доспехах» — это простая история о морали, предупреждающая нас о важности уникальности. Но мы можем быть оригинальными только тогда, когда знаем, в чем заключается эта уникальность и цель нашего существования. Нам лучше поторопиться. «Сеть широка и бесконечна», и мы не можем потерять себя в бессмысленной бездне.