Apple вложила все самые передовые технологии в Vision Pro и, вероятно, цена в 3,499 долларов даст гарнитуре преимущества перед конкурентами. Гарнитура оснащена двумя 4K дисплеями, работает на одном из лучших чипов для ноутбуков в своем классе и поставляется со сложными технологиями отслеживания глаз и рук. Но у нее также есть одно преимущество, которое не купишь за деньги: экосистема разработчиков Apple. Возможно, самым большим преимуществом гарнитуры станет возможность для разработчиков iPhone и iPad легко подключать свои существующие приложения к операционной системе устройства, используя знакомые инструменты и фреймворки, пишет The Verge.
Уже сейчас эта система резко отличается от гарнитур Meta, Valve, PlayStation и HTC, которые в основном полагаются на приложения и игры, созданные на Unity или OpenXR, чтобы обеспечить работу виртуальной и дополненной реальности. Хотя некоторые конкуренты, например, Meta Quest, имеют такие ключевые приложения, как Microsoft Office, Xbox и Netflix, их возможности ограничены. За несколько лет существования гарнитуры Meta в магазине Meta Quest Store было выпущено всего около 400 игр и приложений. Это не обязательно плохо, но это признак того, что существует серьезная нехватка контента, оптимизированного для VR.
Однако, в отличие от других экосистем гарнитур, Apple обещает сотни тысяч приложений в первый же день, что стало возможным благодаря другим платформам. Apple будет автоматически конвертировать приложения для iPad и iPhone в «единое масштабируемое 2D-окно», которое будет работать на Apple Vision Pro — от разработчиков не потребуется никакой работы, если только они не захотят внести какие-либо изменения. А для разработчиков, которые захотят создать что-то новое для visionOS, Apple облегчает задачу тем, что использует знакомые инструменты и подходы.
«visionOS не так уж сильно отличается от iPadOS с ARKit, комплектом разработки дополненной реальности, к которому разработчики имеют доступ уже несколько лет», — сказал Максимилиано Фиртман, мобильный и веб-разработчик. «Разработчики iOS и iPadOS смогут использовать свои классические приложения UIKit, приложения Unity или более современные приложения SwiftUI для visionOS».
Фреймворки, которые разработчики могут использовать для создания приложений для iOS и iPadOS — SwiftUI, RealityKit, ARKit — были «расширены для пространственных вычислений», по словам Apple, что позволит разработчикам создавать захватывающие AR и VR впечатления для Vision Pro. Они также могут создавать свои приложения с помощью инструментов, уже доступных разработчикам, включая Xcode и Unity, а также готовящийся к выпуску Reality Composer Pro от Apple, который позволит разработчикам «предварительно просматривать и готовить 3D-контент» для приложений visionOS.
Фиртман добавляет, что, несмотря на то, что комплект для разработки ПО для visionOS еще не выпущен, веб-разработчики могут использовать «WebXR для создания иммерсивных веб-приложений и веб-опыта с помощью Safari на visionOS… поскольку большинство знаний, необходимых для создания приложений, уже есть».
Это означает, что в дополнение к собственным приложениям Apple, мы, вероятно, увидим множество приложений для iOS и iPadOS на Vision Pro на старте продаж.
Разработчикам, которые перейдут на Vision Pro, Apple предлагает расширить возможности своих приложений. Простой порт может отображать приложение на Vision Pro в виде «окна», создавая плавающую версию в смешанной реальности. Приложения с 3D-элементами могут представлять контент в виде «Объёма», который добавляет глубину, видимую со всех сторон. Более захватывающие приложения могут создавать «Пространство», которое может занимать весь обзор пользователя.
«Apple захочет представить приложения, которые используют преимущества новых парадигм Объем и Пространство», — говорит Стив Мозер, iOS-разработчик и главный редактор The Tape Drive. «Я полагаю, что разработчики захотят быстро перекомпилировать свои существующие приложения для iOS и iPadOS под visionOS, чтобы они появились в visionOS AppStore в первый же день и, возможно, получили фичеринг Apple».
Это хорошая новость для Apple, которая стремится наполнить свой App Store сервисами, делающими гарнитуру полезной. Но этот подход не работает в той области, где конкуренты Apple сильны: в играх. Когда устройство выйдет в начале следующего года, Apple заявляет, что на нем будет размещено более 100 игр из сервиса Arcade, что является приятным преимуществом, но большинство из этих игр не созданы специально для VR. Это имеет большое значение, поскольку пользователи могут с таким же успехом достать свой iPhone или iPad, чтобы поиграть в Arcade-игру, а не надевать целую гарнитуру, чтобы поиграть в Angry Birds Reloaded или Temple Run.
В конце концов, люди покупают Valve Index или Meta Quest 2 только для того, чтобы получить доступ к библиотекам игр, предназначенных только для VR, таких как Beat Saber и Half-Life: Alyx. Отсутствие серьезных игр для VR рискует поставить Vision Pro в то же положение, что и Mac — устройство в основном для дел, а не центр для игр. Хотя Apple пытается убедить разработчиков игр выпустить свои игры на macOS с помощью нового инструмента портирования, факт в том, что большинство разработчиков не рассматривают Mac в качестве платформы, потому что большинство геймеров используют Windows, а до сих пор Apple не очень-то упрощала перенос игр с других ОС.
Несмотря на то, что гарнитура Apple, возможно, не сможет сразу же получить некоторые захватывающие VR-игры, такие как Arizona Sunshine и Blade and Sorcery, это вряд ли повлияет на успех гарнитуры. «Они, похоже, делают все то, что не удавалось Meta в течение последних нескольких лет, а именно общий UX», — говорит Блэр Рено, разработчик VR-игр и директор IrisVR. «Они явно не ориентируются на текущую экосистему VR и разработчиков игр, таких как я, но в конечном итоге это может быть правильным шагом. Чтобы индустрия двигалась вперед, нам нужно все то, о чем я говорил, а не просто постепенное улучшение аппаратного обеспечения».
Медленный, осторожный подход Apple к VR отражается в самом устройстве. Вместо того, чтобы представить вам незнакомый пользовательский интерфейс, который поглощает вашу реальность, Vision Pro отображает набор узнаваемых приложений, которые существуют поверх вашего реального окружения благодаря сквозному зрению. Конечно, есть возможность включить полный VR с помощью цифровой короны, но Apple в основном оставила это приложение для просмотра фильмов или воспроизведения видео. Вам также не придется беспокоиться о привыкании к контроллерам, поскольку вы можете перемещаться по устройству, используя только глаза и руки.
Судя по первому впечатлению от Vision Pro, технология явно движется успеху. Но, как и в случае с большинством других устройств, все зависит от приложений. К счастью для Apple, проще строить на уже созданном фундаменте, чем создавать его с нуля.