Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.
Найдите то, что сломано
Как-то мы были в Париже и никак не могли поймать такси. Я подумал: вот было бы здорово, если бы ты мог нажать на кнопку и в любой точке города к тебе сразу же подъехала бы машина. Так появился Uber.
Что было «сломано» в данном случае? Система организации перевозок. Почему? Потому что в крупных городах в развитых странах, чтобы стать таксистом, нужно получить лицензию, а их количество ограничено. В Нью-Йорке за последние семьдесят лет число лицензий на такси почти не изменилось, а стоимость лицензии стала очень высокой. За пользование лицензией компании-операторы такси берут с водителей по 140 долларов в день. Система устроена так, что во многих случаях таксисты едва сводят концы с концами. Новых рабочих мест в этой сфере не создается, а передвигаться по городу становится все труднее и затратнее.
Мы увидели эту проблему и захотели ее решить. Нам, гикам, стало интересно найти способ ее решения — не только в своем городе, но по всему миру, не только для богатых, но для каждого. Чтобы перевозки были так же надежны и доступны, как водопровод.
Определите, насколько трудна проблема, которую необходимо решить
Трудность была не в том, чтобы создать приложение — их все сейчас делают. Трудность была в том, чтобы свободная машина была в пяти минутах от любого пользователя, решившего воспользоваться нашим сервисом. Нужно было научиться предсказывать ситуацию: что будет на дорогах через полчаса? где каждая из наших машин находится в любой момент времени? Наши водители получают эту информацию в виде теплокарты (heat map). Они видят, где сейчас повышенный спрос на их услуги, где нужно больше машин, где меньше.
Следующая задача — научить компьютерную систему «видеть» улицы в многомерном измерении (с тротуарами, знаками остановки, мусорными баками и прочими объектами). Сложная задача. Я всегда говорю инженерам, что для решения таких задач нужно воображение.
Анализируйте, но будьте при этом креативными
Можно разделить эти роли между партнерами по проекту, но лучшие предприниматели сочетают в себе оба качества, аналитическое и творческое, одновременно. Так устроен наш мозг: левое полушарие отвечает за аналитику, правое — за воображение, создание новых идей. Веселитесь, получайте удовольствие, решая проблемы.
Причем необязательно решать их привычным способом, можно придумать что-то новое. Дети в Америке бегают за фургончиками с мороженым. А мы для взрослых придумали такую штуку: один день в году вы нажимайте на кнопку — и фургончик с мороженым приезжает к вам. Отличная идея, но она потребовала решения сложных логистических задач.
Чтобы случилось волшебство, нужна аналитика.
Различайте реальность и представление о ней
Массовое представление о чем-либо может совпадать с реальным положением вещей, а может и сильно расходиться с ним. Расстояние между представлениями и реальностью — это «игровая площадка» инноватора. Если вы точно знаете, что реальность не там, где кажется большинству, перед вами открываются огромные возможности. Но если вы ошибаетесь, то игровая площадка превратится в ад.
Эйнштейн как-то сказал, что тот, кто следует за толпой, обычно не продвигается дальше толпы, а вот тот, кто идет один, скорее обнаружит себя в месте, где никто прежде не был. Если вы хотите сделать что-то новое, хотите сделать невозможное возможным, нельзя повторять за другими. Нужно сделать что-то, что другие люди сочтут глупым, нелепым, безумным. И в то же время хороший предприниматель должен четко понимать, на какие риски он идет. До Uber у меня было несколько компаний, и они были маленькими, а я — бедным. В последней компании у меня четыре года не было зарплаты, и я слышал слово «нет» по сто раз на дню в течение всех четырех лет. Это нелегко.
Творите магию
В фильме «Криминальное чтиво» есть странный портфель, который притягивает всеобщее внимание, один взгляд на него — и человек уже не может думать ни о чем другом. Быть предпринимателем значит создавать вещи, которые захватывают людей и их воображение.
В Uber мы говорим о четырех измерениях магии: времени (найдите способ вернуть людям время, которое они раньше, не имея вашего продукта или услуги, теряли), успокоении (вы должны внести спокойствие в повседневную жизнь своих клиентов), радости (пусть благодаря вам жизнь людей станет радостнее и веселее), деньгах (например, водители Uber получают доход, который позволяет им содержать семью, а пассажиры платят меньше за перевозку).
А еще магия должна опережать время. Творить волшебство — значит создавать вещи, которые еще никто не видел и которые будут востребованы не только сейчас, но и в будущем.
Научитесь продавать свою историю
Инженеры часто пренебрежительно относятся к продавцам и маркетологам, не хотят с ними работать. Но научиться продавать то, что ты придумал, очень важно. Не научишься рассказывать свою историю — никто не узнает о твоей идее, какой бы замечательной она ни была. На Синко де Майо (национальный мексиканский праздник, популярный во многих штатах США) наши клиенты могут заказать мексиканских музыкантов, например, чтобы повеселить друзей или коллег, и это способ ненавязчиво рассказать об Uber тем, кто о нас раньше не знал.
Обретите психологию чемпиона
Как настоящий спортсмен-чемпион, выкладывайтесь на поле полностью, отдавайте все силы и эмоции, не сдавайтесь после временных неудач. Если вы действительно будете это делать, вам будет трудно проиграть.
Совет напоследок: как собрать команду
Меня часто спрашивают о том, как мы подбираем инженеров. Я однажды ответил: а как вы подбираете, с кем пойдете на свидание? Если серьезно, то, чтобы собрать команду, просматривайте резюме, ищите онлайн, ходите туда, где тусуются инженеры, здоровайтесь и говорите с ними. Будьте терпеливы и настойчивы.