10 лет назад социальные игры гремели из каждого утюга. Facebook рапортовал о миллиардной выручке, Forbes писал о миллионных доходах авторов Street Wars, а создатели «Тюряги» получали $1 млн в месяц. Но вскоре фокус сместился на мобильные игры, где самые удачливые делали уже по миллиону в день, а о социалках подзабыли. Однако рынок вполне себе живёт и даже здравствует — те же «Одноклассники» уверяют, что за последний год платежи мобильным разработчикам только выросли. Так что же происходит с индустрией социальных игр на самом деле? Разбираемся вместе с экспертом.
Наш собеседник — Андрей Солодухин, сотрудник Stark Games, продюсер игры «Елочка», одной из самых популярных в «Одноклассниках» и «ВКонтакте». Поскольку Андрей занимается продюсированием успешного хита в социальных сетях, мы решили, что он точно знает, в каком сейчас состоянии рынок социальных игр. И задали ему несколько вопросов — вот что из этого вышло.
Рост или стагнация?
С одной стороны, социальные игры давно сошли с волны хайпа. С другой — рынок как минимум не находится в регрессе. Например, в прошлом году Facebook выделил игры в отдельную вкладку. Вице-президент соцсети подчеркнул, что «игры очень популярны среди 700 млн пользователей Facebook». Не отстают и в России. Недавно «Одноклассники» отчитались, что за 2019-й выплатили разработчикам мобильных игр 600 миллионов рублей — это в два раза больше, чем в 2018-м. А всего за этот год соцсеть заплатила авторам игр больше трех миллиардов рублей, при этом игровая аудитория выросла на 14%.
Как-то не похоже на предсмертную обстановку. Во всяком случае, так кажется со стороны. А как на самом деле? «Сами по себе социальные сети — это история скорее из нулевых. Аудитория этих сервисов действительно медленно сокращается, особенно десктопная. Но соцсети проводят правильные меры по её удержанию. Благодаря этому поток именно игроков даже растёт — когда мы запустили нашу “Елочку” на мобильной платформе, то в “Одноклассниках” это дало двукратный рост аудитории», — рассказывает Андрей Солодухин.
Что касается финансов, то Андрей подтвердил, что доходы действительно увеличиваются. «Тут дело такое — разработчики любых игр, в том числе социальных, тратят деньги на привлечение новых пользователей. Если после этого они в плюсе, то они хотят зарабатывать больше. Чтобы это произошло, игры надо постоянно совершенствовать и обновлять, тогда они приносят больше денег».
Если у социалок всё так хорошо, то почему они не хайпят?
Несмотря на хорошие показатели, социалки больше не в моде. Основатель «Кефира», той самой студии, которая разбогатела на «Тюряге», открыто говорит, что «социальные сети уже пройденный этап». Андрей Солодухин признаёт, что социалки действительно недооценивают: «У меня много знакомых в геймдеве, но социальные игры почти никто из них не рассматривает».
Почему? По мнению Андрея — штука в том, что в этой сфере меньше денег, чем в обычных мобильных играх. В этом эксперт прав — например, на американском маркете мобильные игры приносят около 11 миллиардов выручки, а социальные — почти в три раза меньше. На других рынках аналогичный расклад. Однако Андрей уверяет: тех сумм, которые вертятся в социальных играх, вполне достаточно. Во многом потому, что на рынке всё ещё много места.
Самый кайф, что в социалки никто не верит. В индустрии есть мнение, будто в сфере мобильных игр миллиарды долларов, а социалки в прошлом. Поэтому здесь свободный рынок, много пустых ниш, много возможностей, очень легко запускаться и привлекать игроков, в том числе потому что конкурентов не так много, — объясняет спикер.
Какие ещё преимущества у размещения игр в соцсетях?
Наш собеседник называет три пункта:
Первое. Соцсеть даёт готовую инфраструктуру. На платформе уже есть аудитория, которая к ней привыкла и готова регулярно возвращаться. Отдельной мобильной игре надо изо всех сил привлекать к себе внимание, чтобы пользователь о ней вспомнил. А наша задача — привлечь игрока, когда он уже внутри платформы.
Второе. Можно многое узнавать о пользователе, о его друзьях. Плюс старая добрая виральность. Можно достучаться до друзей пользователя, рассылать им приглашения.
Третье. В соцсетях дёшево запускаться и привлекать новых клиентов. Благодаря той же виральности можно расти органическим путём. Можно тут же, на живых людях, проверять новые гипотезы, не закупая трафик, потому что работает органика.
Социальные сети трансформируются — игры тоже
Что будет дальше? Андрей Солодухин даёт такой прогноз — вряд ли социальные сети начнут хайпить как TikTok, однако будут ещё долго удерживать свою аудиторию. Для этого они уже сейчас запустили процесс трансформации. «Думаю, сейчас вектор развития соцсетей такой — смотреть, что популярно в мире и интегрировать у себя», — уточняет специалист.
Вместе с соцсетками изменятся и встроенные в них игры. «Наша следующая версия “Елочки” будет совсем другой — не такой, как была до этого. Мы сильно рискуем, идя на эксперименты. В целом, аналогичное вижу у остальных: кто много зарабатывает, тот постоянно делает что-то новое».
При этом изменится и парадигма потребления социальных игр. Они уже сейчас переезжают из десктопа в смартфоны, а это значит, что люди станут меньше играть на работе, но больше — в очередях и в дороге. Во что это выльется? Скорее всего, сократится средняя время пользователя в игре. «У нас сейчас данные такие — 20 минут игрок проводит в веб-версии “Елочки”» и 17 — в мобильной. То есть в мобильной чуть меньше», — делится Андрей. Это значит, что разработчикам придётся делать более динамичные и цепляющие игры, чтобы сразу взять пользователя в оборот.
В плане финансов Андрей также оптимистично смотрит в будущее: «Ожидаем, что в следующем году мы заработаем больше, чем в этом. В целом, среднесрочный прогноз такой — в ближайшие несколько лет рынок социальных игр будет расти. Без резких взлётов, но рост будет».
Социальные игры: что в итоге?
Получается такая картина: социальные игры действительно больше не на слуху. Но, по словам нашего эксперта, это на руку их разработчикам. Индустрия свободна, много пустых ниш и возможностей для успешного старта. При этом рынок растёт, а само устройство соцсетей позволяет быстро и сравнительно дёшево запускать новые проекты.
Если бы я ушёл из компании и запускал свою игру без миллионов долларов на маркетинг, то выбрал бы социальные сети. На них дешевле стартовать и дешевле привлечь пользователей, которые донатят точно так же, как в мобильных играх, — резюмирует Андрей.