Site icon AppTractor

Вакансии-призраки и как защититься от них

Вы ищете новую работу, просматриваете доски объявлений и карьерные страницы компаний, о которых слышали много хорошего. Вы находите вакансию, которая кажется вам подходящей с точки зрения ваших навыков и опыта. Вы дорабатываете свое резюме, трудитесь над сопроводительным письмом и, скрестив пальцы, нажимаете кнопку «Применить».

А потом — ничего.

Вы подаете заявку на работу, а в ответ не получаете ничего — даже «спасибо, но не надо». Такие ситуации в последнее время становится все более распространенным, причем не только в сфере программного обеспечения и технологий. Конечно, иногда менеджеры по подбору персонала завалены кандидатами (или просто неорганизованны) и не отвечают каждому соискателю. Но недавние исследования показали, что многие объявления о вакансиях — это вакансии-призраки. Это объявления о должностях, которые организация не намерена заполнять, по крайней мере, в ближайшее время.

Что стоит за ростом числа вакансий-призраков? Почему компании их размещают? И как соискателям перестать терять время и тешить себя ложными надеждами?

Что такое вакансии-призраки и почему компании их размещают

Трудно определить, сколько открытых вакансий на самом деле являются «призраками», потому что большинство компаний не хотят признавать такую практику. По данным отчета Гарвардской школы бизнеса, Великая отставка и экономическая неопределенность в годы пандемии увеличили количество вакансий-призраков. По данным широко цитируемого опроса 649 менеджеров по подбору персонала, почти 40% менеджеров по подбору персонала заявили, что их компании в этом году размещали вакансии-призраки, начиная с начального уровня и заканчивая должностями в руководстве.

Это проблема для тех, кто пытается понять рынок труда — или получить работу на нем. Как написала Кара Деннисон в журнале Forbes осенью прошлого года, «размещение описания вакансии без намерения немедленно начать процесс найма завышает истинное количество вакансий на рынке и затягивает поиск работы, что разочаровывает многих соискателей». Деннисон ссылается на данные Обзора вакансий и текучести кадров на рынке труда (JOLTS) Бюро трудовой статистики, которое сообщило о 9.6 млн свободных рабочих мест в сентябре 2023 года, что, как она пишет, «заставило многих задаться вопросом, почему найма так мало, несмотря на рост числа открытых вакансий». Ответ, объясняет Деннисон, заключается в том, что «понятие вакансия означает нечто иное, чем то, чего ожидают соискатели — текущую открытую вакансию, на которую можно претендовать, ожидать собеседования и потенциального найма». Некоторые из этих «вакансий» — а их немало — являются призраками.

Компании размещают вакансии-призраки по множеству причин:

Что плохого в размещении вакансий-призраков?

Семь из десяти менеджеров по подбору персонала, ответственных за размещение вакансий-призраков в этом году, «считают размещение фальшивых вакансий морально приемлемым». Работа-призрак может быть законной или нет, в зависимости от юрисдикции. Но размещение вакансии, которую вы не собираетесь заполнять в ближайшее время, особенно если вы делаете это, чтобы ввести в заблуждение или расстроить своих собственных сотрудников, кажется большинству людей плохим поступком.

«Вакансии-призраки демонстрируют неопределенность и отсутствие прозрачности в экономике», — пишет Деннисон в Forbes. Люди тратят силы и время на подачу заявок, на общение с менеджерами по подбору персонала, которые на самом деле не нанимают сотрудников, и на подготовку к собеседованиям, которых не будет. Это изматывает и деморализует.

Как мы уже упоминали выше, половина менеджеров по подбору персонала размещают вакансии-призраки, чтобы держать в готовности кадровый резерв на случай будущих потребностей в найме. Но с точки зрения кандидата, попасть в поле зрения менеджера по подбору персонала — это не то же самое, что быть рассмотренным на конкретную должность, которую компания хочет занять в четко определенные сроки.

По данным того же исследования Clarity Capital, о котором мы упоминали ранее, 85% компаний, размещающих вакансии-призраки, на самом деле проводят собеседования с кандидатами на эти должности. Если кандидат знает, что подает заявку или проходит собеседование на теоретическую будущую роль, а не на конкретную должность, которую компания хочет занять как можно скорее, — это одно дело. Но отсутствие прозрачности не нравится большинству потенциальных кандидатов, особенно если они потратили время и силы на собеседования. Просить сотрудников проводить собеседования с людьми, которых компания не планирует нанимать, — тоже не самое лучшее использование их времени.

Компании, размещающие вакансии-призраки, также рискуют нанести ущерб своей репутации, если клиенты и потенциальные сотрудники воспримут их как недостаточно прозрачные или честные.

Как избежать призраков

Не всегда очевидно, какие вакансии настоящие, а какие — призраки. Если бы это было так, то вакансии-призраки были бы меньшей проблемой для соискателей. Но есть несколько характерных признаков:

Пожалуй, самый неприятный аспект поиска работы — это то, насколько мало этот процесс находится под вашим контролем. От такого рода призраков нет “серебряной пули”. Несмотря на все ваши усилия избежать их, вы, вероятно, подадите заявку на несколько вакансий, которые окажутся призрачными. Поэтому имеет смысл направить свою энергию на те аспекты поиска работы, которые вы можете контролировать:

А вас преследовала работа-призрак? Есть ли у вас идеи или опыт, которым вы можете поделиться?

Источник

Exit mobile version