Как дизайнеры научились любимой уловке пищевой индустрии и что можно сделать для сокращения количества «пустых калорий» в дизайне — рассказ дизайнера Юрия Опаренко.
Как сделать еду вкуснее? Просто добавить в неё сахар. Этот простой трюк используют крупные игроки в пищевой индустрии. Сейчас сахар добавляют во всё: бургеры, напитки, обезжиренное молоко, майонез, даже в еду для детей. В 1822 средний американец потреблял около 45 грамм сахара в течение пяти дней. Сегодня это число составляет 756 грамм!
Наш мозг постоянно требует сахара, поэтому мы становимся зависимыми от еды, содержащей его (сканирование мозга показало, что сахар вызывает такую же сильную зависимость, как кокаин). Сахар не обладает пищевой ценностью, он только приносит большие прибыли производителям пищевых продуктов и проблемы со здоровьем для потребителей. Об этом есть отличный документальный фильм Fed Up.
Как сделать любой дизайн лучше? Просто добавьте в него сахар. Визуальный сахар.
Что такое визуальный сахар?
Визуальный сахар — это любой декоративный элемент. Самые распространенные типы визуального сахара — это иконки, градиенты, тени, текстуры, движение и т.д.
Иногда дизайнеры используют эти элементы совершенно бессмыслено — просто чтобы их творения выглядели более красиво. Ключевое слово — бессмысленно. Сами по себе они не несут никакого вреда, но часто их используют для того, чтобы подсластить пресный и не имеющий смысла дизайн.
Почему это происходит? Все дизайнеры были в такой ситуации: вы начинаете работать над дизайном, и он кажется немного пресным. Что вы сделаете? Может, добавить немного иконок, градиентов и теней? Может показаться, что так вы делаете свою работу лучше, но по факту, вы просто маскируете пустой дизайн.
Некоторые дизайны буквально являются усладой для глаз (в плохом смысле). Много сахара, никакой пищевой ценности. Давайте посмотрим на типичную панель с Dribbble:
✓ Тени
✓ Много иконок
✓ Градиенты
❌ Смысл
Слишком много сахара — это сколько?
Соглаcно Американской ассоциации сердца, максимальное количество добавленного сахара в день должно составлять 37.5 грамм (9 чайных ложек) для мужчин и 25 грамм (6 чайных ложек) для женщин.
Но что насчет дизайна продуктов? Сколько визуального сахара можно использовать? Эдвард Тафти в своей книге “Визуальное представление больших объемов информации” дал идеальный ответ:
Когда графику заменяют декоративные формы, когда структуры и показатели данных становятся элементами дизайна, когда весь дизайн представляет собой графический стиль, а не количественную информацию, тогда эту графику можно назвать “Большой уткой” в честь здания в форме утки.
Структура этого здания является декорацией, как и в подобной графике. В “Уроках Лас-Вегаса” Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун и Стивен Айзенур пишут об утках в современной архитектуре, и их мысли применимы и к дизайну данных:
Настало время взглянуть на предупреждение Пьюджина:
Как сократить количество визуального сахара?
Существует несколько простых вещей, о которых нужно помнить при работе над дизайном, чтобы не превратить его в визуальный джанк-фуд.
Пять способов сократить количество визуального сахара:
1. Всегда помните об иерархии потребностей продукта. Функциональные аспекты важнее формы. Как только вы определите общую цель своего дизайна и структуру информации, каждый элемент встанет на свое место. Начнете работать над внешним видом продукта — и пирамида рухнет.
На этот счет есть отличный совет от iA.net:
2. Каждый элемент в вашем дизайне должен иметь цель. Например, движение в материальном дизайне Google используется, чтобы добавить значение, а не сделать всё более красивым:
3. Уберите визуальный сахар оттуда, где он не нужен. До редизайна Dropbox использовал иконки у каждого раздела меню на левой навигационной панели. Они выглядели хорошо, но не имели практического значения: если бы вы спрятали текст у каждой иконки, пользователи не вспомнили бы, что они значат. В новом дизайне все иконки убрали, и меню не только выглядит чище, но его стало проще понимать.
4. Не следуйте за трендами. Когда Дитер Рамс начал работать над первым дизайном, трендовый виниловый проигрыватель выглядел так:
Вот что создал Рамс:
5. Помните: хороший дизайн не должен быть слишком сладким. Френк Чимеро сравнил хороший дизайн с ванильным мороженым:
Финальная мысль
В недавнем интервью Питер Тиль сказал блестящую вещь:
Журналист: Вы считаете, что никто никогда не должен есть сахар.
Питер Тиль: Подтверждаю. Мы проповедуем, но не всегда практикуем.