Евгений Шпика, основатель и руководитель TopTechPhoto, рассказал в своем Facebook что происходит со стартапом после того, как он находит свою бизнес-модель.
Все время сталкиваюсь с ситуацией, когда программисты не понимают специфику работы над кодом стартапа, который стал бизнесом. За последнюю неделю раз 10 об этом разговаривал. Чувствую надо TLDR написать :)
Обычно история начинается, когда стартап нащупал бизнес-модель, превратился в бизнес и у него начали появляться деньги на расширение/улучшение. В этот момент компания нанимает какого-нибудь квалифицированного чувака, который как-бы должен порешать технические проблемы — сделать все красиво и разобраться с техническим долгом, который накопился за время поиска бизнес-модели. И тут начинается самое интересное.
Приходит гуру-д’Артаньян, который вырос в теплом ламповом окружении энтерпрайз/аутсорс проектов, уделял 50, а то и все 70, процентов своего времени самообучению. Он абсолютно точно знает, как все делается правильно. И видит он перед собой продукт, который сделан из говна и палок. Говно! Палки! Так же нельзя! Оно же завтра развалится! Вы все дебилы! Кто это вообще писал?! Это проще выкинуть чем переписать! В общем, сплошные максимы с ультиматумами.
Самая большая проблема в том что наш д’Артаньян не понимает что так сделано не случайно, так сделано специально. Sic!
По факту, 80-90% (а иногда и все 100%) кода, который производит стартап в первые пару лет своего существования, придется выбросить на помойку. И люди, которые работают над этим продуктом, очень хорошо знают об этом. Они пробуют сделать очень большое количество очень разных вещей и практически все эти вещи придется выбросить — они не взлетели. Есть 5-10% полезной функциональности и культурный слой. Но этот культурный слой тоже нельзя просто выбросить, кто-то из пользователей продукта этим пользуется. Отломав, казалось бы, никому не нужную и непонятную кнопочку, вполне можно поломать весь бизнес кому-нибудь в солнечной Калифорнии.
Те стартапы, которые делают все правильно, с технической точки зрения, обычно не доживают до момента, когда они могут нанять д’Артаньяна.
Поэтому, дорогие эксперты, архитекторы, синьоры и все-все-все – пожалуйста, осторожнее. Люди, которые писали продукт не идиоты, они пробовали найти что-то в условиях абсолютно жестко ограниченного бюджета и времени. Это теперь все кристально понятно, а когда они это делали было нифига не понятно и ничего не ясно. И без них не было бы вас, без них вообще ничего бы не было.