Евгений Тимко, инвестиционный директор Finstar Financial Group и тренер SKOLKOVO Startup Academy, в своем блоге на Medium написал о том, зачем Microsoft нужен LinkedIn. С его разрешения мы приводим статью на нашем сайте.
На этой неделе Microsoft решилась на самую крупную покупку в своей истории, пообещав заплатить $26 млрд. за LinkedIn. До этого компания пыталась купить за еще более астрономические суммы Yahoo и Salesforce, но не смогла убедить продавцов. В случае же с LinkedIn, похоже, долго уговаривать никого не пришлось — социальный гигант уже довольно давно находится в поиске новых точек роста, а перегретая рыночная оценка, даже не смотря на недавнюю коррекцию, оставляет мало апсайда (зато много даунсайда) для его акционеров.
Покупка LinkedIn — самый серьезный шаг Сатьи Наделлы, который управляет Microsoft уже больше двух лет. Примечательно, что пошел он на это после нескольких лет постепенного “списания” наследства, доставшегося ему от Стива Балмера, первого коммерческого сотрудника Microsoft, управлявшего компанией с момента отхода от оперативного управления Билла Гейтса в 2000-м году. За годы управления Microsoft Балмер заслужил репутацию одного из худших СЕО Америки, а в день объявления о его уходе в 2013-м году акции компании взлетели почти на 10%. Главной (и последней) сделкой Балмера в свое время стала покупка Nokia за более чем $7 млрд. Сам же Наделла никогда не скрывал скептицизма в отношение этой сделки и с радостью в прошлом месяце продал многострадального производителя телефонов, еще 8 лет назад занимавшего почти 40% мирового рынка, тайскому сборщику айфонов (и ещё значительной части мировой электроники) Foxconn. Сделка обошлась Foxconn всего в $350 млн. — больше за бизнес стоивший на пике почти в тысячу (!) раз дороже, никто не давал.
Но кейс Nokia лишь единичный случай среди большого числа неудачных покупок в современной истории Microsoft, стоивших компании десятки миллиардов долларов. Помимо уникального чутья на умирающие бизнесы, главной причиной M&A неудач Microsoft до сих пор являлось неумение интегрировать приобретения. Классический пример: в 2008-м Microsoft заплатила $500 млн. (и вложила в развитие ещё столько же) за первую популярную смартфонную ОС (основателем которой был Энди Рубин, создатель Android’а). Когда сотрудники приобретенной компании узнали о планах Microsoft в отношении развития их платформы, большая часть сразу же покинула компанию. После же выхода смартфона Kin на базе приобретенного решения, ключевой партнер по продажам Verizon заявил, что смог продать всего 500 телефонов и проект пришлось закрыть.
Microsoft вообще не раз угадывала тренды, но всегда что-то шло не так. Возможно, до LinkedIn главным шансом компании найти свою next big thing был заход на рынок мессенджеров. Но и тут компания умудрилась выбрать Skype, заплатив за бизнес $8.5 млрд. Для сравнения: Rakuten спустя 3 года потратил меньше миллиарда на Viber, который уже обходит по масштабу Skype, а сама Microsoft за 5 лет владения мессенджером смогла внести лишь косметические изменения в продукт, который уже на момент покупки являлся морально устаревшим.
В последние два десятилетия компания умудрилась пропустить все модные тренды: search, social, mobile и SaaS. И именно поэтому покупка LinkedIn является такой важной — это один из немногих комплиментарных продуктов для линейки Microsoft имеющий масштаб, который может позволить компании удержать лидерство хотя бы в существующих вертикалях.
Сама LinkedIn в последнее время показывает признаки “усталости” — рост становится дороже, а прибыльность компании находится под вопросом. Капитализация LinkedIn ещё в 2013-м году приблизилась к $40 млрд., но с тех пор ей сложно было удержаться на этой отметке. Особенно плохо компании пришлось в начале этого года, когда в течение дня цена акций рухнула на более чем 40% из-за плохих (и ухудшающихся) прогнозов. Компания уже давно не стартап — темпы роста в 2017 ожидаются лишь на уровне 15% (против более 50% ещё год назад), а пожалуй главное, что еще остаётся общего у LinkedIn со стартапами — это отсутствие прибыли. Если до 2013-го компания показывала пусть небольшую, но прибыль, то последние годы убытки только множились и в прошлом году уже составляли сотни миллионов долларов. Тот же Facebook на схожей выручке (до $4 млрд. в год) показывал уже $1 млрд. чистой прибыли, что говорит о сложности текущей бизнес-модели компании: по сути, LinkedIn за все 13 лет работы так и не смог стать чем-то большим, чем просто база резюме. Да, очень ценная база, но со слабым user engagement и от этого сложностями с рекламной монетизацией, за счёт которой процветает Facebook. И если Facebook купил в последние годы две самых многообещающих социальных платформы (WhatsApp и Instagram), то LinkedIn уже давно штормит инициативами вроде непонятной покупки новостной читалки Pulse или неудачной попытки построить маркетинговую платформу.
Но для Microsoft, которая уже делает серьезные попытки уйти в SaaS, где клиенту намного проще заменить вендора, просто необходим инструмент, обеспечивающий lock-in эффект в экосистеме Office. Churn в подписочном бизнесе — ключевой параметр, влияющий на прибыльность, а сама по себе облачная бизнес модель до сих пор зачастую не так выгодна, как продажа коробочных версий. Недаром производитель облачной CRM (и в целом отец облаков), а также неудавшаяся покупка Microsoft ценой вопроса более $50 млрд., Salesforce, до сих пор не приносит прибыли. При этом кэша у Microsoft больше $100 млрд., а времени остаётся все меньше. Как и в случае с мобильной операционной системой, приобретение может в корне изменить расстановку сил. За 20 лет доля Windows на рынке ОС уже снизилась с 98% до примерно 30%, и компания не может допустить схожего сценария в ключевом для себя сегменте productivity. Как ожидает менеджмент Microsoft, комбинации Office+LinkedIn и LinkedIn+Dynamics (CRM от Microsoft) откроют новые продуктовые возможности. Правда все приведенные в анонсах кейсы — вроде интеграции данных о пользователях LinkedIn в профили CRM или читательские рекомендации в фиде LinkedIn на основе проектов, над которыми пользователь ведёт работу в Office 365 — кажутся довольно слабыми, да и не требующими покупки самой социальной сети. Возможно, в будущем интеграция LinkedIn с AR-очками HoloLens также позволит открыть новые интересные кейсы, но всего этого явно недостаточно, чтобы оправдать цену в $26 млрд.
Сам Сатья Наделла, естественно, с оптимизмом смотрит на будущее объединенной компании. Наделла до этого возглавлял облачное подразделение Microsoft и его же вывел в основу новой стратегии развития компании. В этих условиях, покупка сильного комплиментарного SaaS бизнеса — а LinkedIn это по сути облачный рекрутинговый сервис — логичный и необходимый шаг, особенно когда у твоей компании вторые в мире запасы кэша (интересно, что может сделать Apple со своими $200+ млрд.?). Правда в своем комментарии по поводу покупки LinkedIn на Bloomberg TV Наделла в качестве примера успешных сделок Microsoft привёл самую первую покупку компании, сделанную еще в 1987 году, когда Microsoft приобрела компанию, создавшую PowerPoint. Видимо Наделла и сам осознает, что успешных примеров M&A у Microsoft не было довольно давно, так что, делая самую большую покупку в своей истории, Microsoft рискует по крупному. Шансы, что сделка сработает, есть, но она потребуют безупречного execution’а. Наделла уже многое изменил в Microsoft, но сможет ли компания кардинальным образом трансформировать свою продуктовую линейку для извлечения полной выгоды от сделки — большой вопрос.