Site icon AppTractor

Денис Германенко (CleverPumpkin): создание качественных мобильных приложений, которые делают жизнь людей лучше

CleverPumpkin — одна из ведущих российских студий мобильной разработки. Мы пообщались с Денисом Германенко, генеральным директором CleverPumpkin, о приложениях, клиентах компании и клиенте Хабра.

Как начиналась ваша компания?

Основали компанию CleverPumpkin в 2011 году Ваня Козлов и Сева Биллевич.

У Ивана была идея создать собственный бизнес, и его привлекал мобильный сектор, т.к. эта сфера на тот момент активно развивалась. Иван привлёк Всеволода для помощи в технической части (iOS­программирование), и ребята начали поиски первого клиента. Был составлен список по алфавиту, а первыми как раз оказались Aviasales. После успешной реализации мобильного приложения для Aviasales.ru, Костя Калинов (основатель Aviasales) предложил ребятам вместе с их разработчиками (которых было уже четверо) присоединиться к команде самого крутого метапоисковика авиабилетов. После переговоров было принято положительное решение, и CleverPumpkin осталась без единого сотрудника.

Так как у CleverPumpkin оставались и действующие клиенты (Sports.ru и др.), сформировался бренд и небольшое портфолио, все созданное терять не хотелось. У Ивана появилась идея провести релаунч компании, но с новым руководителем и новой командой. С Ваней мы учились вместе в одной школе, но в университетские годы общались совсем немного. Однако, по причине того, что я трудился у конкурентов, и у меня был подходящий бэкграунд, Ваня и Сева сделали мне интересное предложение, которое я с удовольствием принял.

До этого времени я работал проект­менеджером в компании MediaPhone SA, которая была выходцем из весьма известной команды Ripdev (пути ее основателей разошлись, и затем каждый открыл свою компанию ­ MediaPhone SA и Unreal Mojo). Так, в августе 2012 года в компании я занял позицию CEO.

Быстро набрав новую команду, я за два месяца вышел на необходимый уровень производства. CleverPumpkin продолжила разработку по текущим проектам, а также начала привлекать новых клиентов.

Как вы выбрали такое симпатичное название?

У нас был творческий кризис. Начали какие­-то овощи перебирать. В общем, получилось случайно во многом. Хотели найти что-­то нестандартное, к чему можно легко придумать визуальный образ.

Есть ли у вас сформулированный бренд и миссия компании?

Я убежден, что бренд CleverPumpkin уже сформировался на рынке по причине наличия качественных продуктов, известных клиентов и, конечно, яркого лого и интересного названия.

Миссия нашей команды звучит просто и понятно -­ создание качественных мобильных приложений, которые делают жизнь людей лучше!

Как вы набирали сотрудников в команду? Сколько сейчас человек работает в компании?

Практически все сотрудники CleverPumpkin­ — это специалисты, которых я находил на HH и IT­Mozg. Сейчас непосредственно в производстве участвует 12 человек: разработчики на платформы iOS и Android, дизайнер, тестировщик и я в роли проект­менеджера. Windows Phone (как разработка, так и дизайн) у нас вне офиса, т.к. обеспечить постоянную занятость этих специалистов мы не можем по причине непопулярности платформы. Основной и единственный офис компании располагается в Санкт­-Петербурге.

На каких рынках вы сейчас работаете?

На сегодняшний день мы специализируемся на полном цикле разработки мобильных приложений для платформ iOS и Android. Обладаем сильной экспертизой в маркетинге мобильных продуктов, но пока не превращаем это в коммерческую услугу. Среди наших клиентов только российские компании, названия которых у многих на слуху ­- Sports.ru, UMI, ЛитРес, Тематические Медиа (Хабрахабр). Сейчас мы формируем в компании отдел продуктовой разработки, и у нас есть идея для проекта,­ уже завершена разработка дизайна, скоро начнется непосредственно программирование. Мы планируем ориентироваться на зарубежный рынок с использованием интересной бизнес­модели.

Как вы ищете клиентов для создания приложений?

За все время существования CleverPumpkin была совершена только одна активная продажа, это проект для Aviasales.ru в 2012 году. После этого все новые заказчики представляли собой либо входящие заявки по электронной почте, либо с нами связывались по рекомендациям.

Какой из проектов, который вы делали, был для вас наиболее интересным? А какой самым сложным?

Мы работаем со Sports.ru уже более двух лет, реализованы десятки различных спецпроектов, а аудитория флагманских приложений достигает более миллиона пользователей, общее количество установок наших совместных приложений составляет на сегодня около двух миллионов. Флагманские приложения Sports.ru постоянно развиваются и обрастают новой функциональностью, мне кажется именно это наиболее интересным. Ведь ты не просто создал продукт, но и потом поддерживаешь и обновляешь его, реализовывая пожелания пользователей и новые фишки и идеи заказчика. Сейчас наши отношения со Sports.ru достигли очень высокого уровня доверия и понимания, мы их очень любим, а они нас =)

В марте 2014 года мы разработали iOS­приложение для поисковика отелей Oktogo.ru (сейчас это совместный проект с Travel.ru). В приложении большое количество логики, аналитики и «скрытых» функций, которые не видны рядовому пользователю. На первый взгляд приложение выглядит простым и понятным. Однако его разработка для нас была наиболее сложной, это был первый проект для меня как проект-­менеджера в Трэвел­секторе, а для Oktogo.ru это был первый опыт создания мобильного приложения вообще. Но мы вместе с заказчиком довольны получившимся результатом и планируем реализовать новые проекты в обозримом будущем.

Какими инструментами пользуетесь при создании приложения?

Мы используем только нативную среду разработки (Xcode, Android Studio), не используем кросс­платформенные фреймворки, даже если это сократит время разработки (в случае, если требуется создание идентичных по функциональности приложений под разные платформы).

Все мы прекрасно понимаем какими проблемами это может обернуться позднее, а также — как сильно это ограничивает возможности продукта.

Вся наша команда работает исключительно на Маках. Используем следующие сервисы и инструменты: Dropbox, Google Drive, Trello, Pivotal Tracker, Crashlytics, HockeyApp, HipChat. Для учета собственных рабочих задач я использую OmniFocus.

Как вы продвигаете приложения в магазинах? Какие советы по продвижению вы можете дать начинающим разработчикам?

Все наши заказчики продвигают приложения самостоятельно, поэтому мы маркетингом не занимаемся. Я считаю, что маркетинг своего продукта (даже в случае аутсорс­разработки) должен быть только инхаус.

А первый и самый главный совет -­ для начала сделайте хороший и качественный продукт.

Затем, когда потребуется продвижение, подумайте несколько раз, прежде чем идти к рекламным агентствам. Ведь при должном усердии и достаточном количестве времени все инструменты продвижения вы сможете изучить самостоятельно, а собственный опыт — он самый ценный. К тому же, сейчас в сети много интересных презентаций от разных гуру по продвижению приложений на мобильном рынке.

Чувствуете ли вы сейчас кризис в стране?

На самом деле сейчас такого ощущения нет. Хотя мы прекрасно понимаем, что в случае усиления кризиса, крупные компании будут сокращать бюджеты на рекламу, а для многих мобильные приложения это маркетинговый инструмент. Безусловно, это может снизить количество желающих заказывать мобильные  приложения. А компании поменьше вообще будут думать о заказе приложений в последнюю очередь. Поэтому сейчас важно закрепиться на других смежных рынках, для нас это будет как раз собственный продукт на зарубежном рынке.

Над какими проектами вы работает сейчас?

Я лучше расскажу о проекте, который мы недавно завершили и, скорее всего, все уже о нем слышали -­ это официальные приложения Хабрахабра для трех мобильных платформ: iOS, Android и Windows Phone. Все эти три приложения были разработаны в нашей компании. Мы давно дружим с ребятами из Хабра, но все равно было непросто сподвигнуть их на разработку мобильного API, а потом договориться об условиях сотрудничества. В общей сумме времени прошло полтора года от первых предложений по разработке до релиза продукта, однако на саму разработку у нас ушло 4 месяца.

В нашем сотрудничестве мне было приятно то, что ребята нам полностью доверились как профессионалам, а нам, в свою очередь, удалось поймать нужную волну, в итоге у нас было минимальное количество обсуждений интерфейса и функциональности, плотная и командная работа по модификации API под нас ­- все это привело к результату, которым довольны обе стороны, а еще сотни тысяч пользователей. На этом развитие приложений не останавливается,­ впереди новая функциональность и iPad­версия.

Какие планы на будущее?

План №1 на этот год -­ запустить собственный продукт, но заказная разработка никуда не уходит, у нас в пайплайне очень интересные проекты и классные заказчики.

Какие у вас любимые мобильные приложения?

Я получаю удовольствие от того, что созданные нашей командой продукты используются и мной, и сотрудниками нашей компании, и друзьями, и коллегами в смежных секторах. Я слежу за Хоккеем и болею за СКА, без флагманского приложения Sports.ru я никуда.

По дизайну мне нравится Telegram, я расстроен, что он не получает должной популярности в России. За границей все уже давно осознали, что iMessage и WhatsApp -это глючные и медленные сервисы, и Telegram там в заслуженных топах, но не у нас. В WhatsApp у меня 230 контактов, а в Телеграме всего 80, но их количество потихоньку растет.

Также мне нравится DropBox и Trello под iOS. Очень люблю приложение Кинопоиска и Pocket. Очень печалюсь от отсутствия iOS7­версии приложений Яндекс.Навигатора и Яндекс.Карт, а также 1Password.

На Андроиде я люблю все приложения Google, особенно Google Drive и Gmail. Google во всех своих приложениях четко соблюдает свои гайдлайны и использует все самые свежие контролы.

Кстати, на собеседовании разработчикам я иногда задаю такой же вопрос, мне интересно, насколько специалист обладает чувством прекрасного и пониманием гайдлайнов платформы, на которую он разрабатывает продукты.

Exit mobile version