CleverPumpkin — одна из ведущих российских студий мобильной разработки. Мы пообщались с Денисом Германенко, генеральным директором CleverPumpkin, о приложениях, клиентах компании и клиенте Хабра.
Как начиналась ваша компания?
Основали компанию CleverPumpkin в 2011 году Ваня Козлов и Сева Биллевич.
У Ивана была идея создать собственный бизнес, и его привлекал мобильный сектор, т.к. эта сфера на тот момент активно развивалась. Иван привлёк Всеволода для помощи в технической части (iOSпрограммирование), и ребята начали поиски первого клиента. Был составлен список по алфавиту, а первыми как раз оказались Aviasales. После успешной реализации мобильного приложения для Aviasales.ru, Костя Калинов (основатель Aviasales) предложил ребятам вместе с их разработчиками (которых было уже четверо) присоединиться к команде самого крутого метапоисковика авиабилетов. После переговоров было принято положительное решение, и CleverPumpkin осталась без единого сотрудника.
Так как у CleverPumpkin оставались и действующие клиенты (Sports.ru и др.), сформировался бренд и небольшое портфолио, все созданное терять не хотелось. У Ивана появилась идея провести релаунч компании, но с новым руководителем и новой командой. С Ваней мы учились вместе в одной школе, но в университетские годы общались совсем немного. Однако, по причине того, что я трудился у конкурентов, и у меня был подходящий бэкграунд, Ваня и Сева сделали мне интересное предложение, которое я с удовольствием принял.
До этого времени я работал проектменеджером в компании MediaPhone SA, которая была выходцем из весьма известной команды Ripdev (пути ее основателей разошлись, и затем каждый открыл свою компанию MediaPhone SA и Unreal Mojo). Так, в августе 2012 года в компании я занял позицию CEO.
Быстро набрав новую команду, я за два месяца вышел на необходимый уровень производства. CleverPumpkin продолжила разработку по текущим проектам, а также начала привлекать новых клиентов.
Как вы выбрали такое симпатичное название?
У нас был творческий кризис. Начали какие-то овощи перебирать. В общем, получилось случайно во многом. Хотели найти что-то нестандартное, к чему можно легко придумать визуальный образ.
Есть ли у вас сформулированный бренд и миссия компании?
Я убежден, что бренд CleverPumpkin уже сформировался на рынке по причине наличия качественных продуктов, известных клиентов и, конечно, яркого лого и интересного названия.
Миссия нашей команды звучит просто и понятно - создание качественных мобильных приложений, которые делают жизнь людей лучше!
Как вы набирали сотрудников в команду? Сколько сейчас человек работает в компании?
Практически все сотрудники CleverPumpkin — это специалисты, которых я находил на HH и ITMozg. Сейчас непосредственно в производстве участвует 12 человек: разработчики на платформы iOS и Android, дизайнер, тестировщик и я в роли проектменеджера. Windows Phone (как разработка, так и дизайн) у нас вне офиса, т.к. обеспечить постоянную занятость этих специалистов мы не можем по причине непопулярности платформы. Основной и единственный офис компании располагается в Санкт-Петербурге.
На каких рынках вы сейчас работаете?
На сегодняшний день мы специализируемся на полном цикле разработки мобильных приложений для платформ iOS и Android. Обладаем сильной экспертизой в маркетинге мобильных продуктов, но пока не превращаем это в коммерческую услугу. Среди наших клиентов только российские компании, названия которых у многих на слуху - Sports.ru, UMI, ЛитРес, Тематические Медиа (Хабрахабр). Сейчас мы формируем в компании отдел продуктовой разработки, и у нас есть идея для проекта, уже завершена разработка дизайна, скоро начнется непосредственно программирование. Мы планируем ориентироваться на зарубежный рынок с использованием интересной бизнесмодели.
Как вы ищете клиентов для создания приложений?
За все время существования CleverPumpkin была совершена только одна активная продажа, это проект для Aviasales.ru в 2012 году. После этого все новые заказчики представляли собой либо входящие заявки по электронной почте, либо с нами связывались по рекомендациям.
Какой из проектов, который вы делали, был для вас наиболее интересным? А какой самым сложным?
Мы работаем со Sports.ru уже более двух лет, реализованы десятки различных спецпроектов, а аудитория флагманских приложений достигает более миллиона пользователей, общее количество установок наших совместных приложений составляет на сегодня около двух миллионов. Флагманские приложения Sports.ru постоянно развиваются и обрастают новой функциональностью, мне кажется именно это наиболее интересным. Ведь ты не просто создал продукт, но и потом поддерживаешь и обновляешь его, реализовывая пожелания пользователей и новые фишки и идеи заказчика. Сейчас наши отношения со Sports.ru достигли очень высокого уровня доверия и понимания, мы их очень любим, а они нас =)
В марте 2014 года мы разработали iOSприложение для поисковика отелей Oktogo.ru (сейчас это совместный проект с Travel.ru). В приложении большое количество логики, аналитики и «скрытых» функций, которые не видны рядовому пользователю. На первый взгляд приложение выглядит простым и понятным. Однако его разработка для нас была наиболее сложной, это был первый проект для меня как проект-менеджера в Трэвелсекторе, а для Oktogo.ru это был первый опыт создания мобильного приложения вообще. Но мы вместе с заказчиком довольны получившимся результатом и планируем реализовать новые проекты в обозримом будущем.
Какими инструментами пользуетесь при создании приложения?
Мы используем только нативную среду разработки (Xcode, Android Studio), не используем кроссплатформенные фреймворки, даже если это сократит время разработки (в случае, если требуется создание идентичных по функциональности приложений под разные платформы).
Все мы прекрасно понимаем какими проблемами это может обернуться позднее, а также — как сильно это ограничивает возможности продукта.
Вся наша команда работает исключительно на Маках. Используем следующие сервисы и инструменты: Dropbox, Google Drive, Trello, Pivotal Tracker, Crashlytics, HockeyApp, HipChat. Для учета собственных рабочих задач я использую OmniFocus.
Как вы продвигаете приложения в магазинах? Какие советы по продвижению вы можете дать начинающим разработчикам?
Все наши заказчики продвигают приложения самостоятельно, поэтому мы маркетингом не занимаемся. Я считаю, что маркетинг своего продукта (даже в случае аутсорсразработки) должен быть только инхаус.
А первый и самый главный совет - для начала сделайте хороший и качественный продукт.
Затем, когда потребуется продвижение, подумайте несколько раз, прежде чем идти к рекламным агентствам. Ведь при должном усердии и достаточном количестве времени все инструменты продвижения вы сможете изучить самостоятельно, а собственный опыт — он самый ценный. К тому же, сейчас в сети много интересных презентаций от разных гуру по продвижению приложений на мобильном рынке.
Чувствуете ли вы сейчас кризис в стране?
На самом деле сейчас такого ощущения нет. Хотя мы прекрасно понимаем, что в случае усиления кризиса, крупные компании будут сокращать бюджеты на рекламу, а для многих мобильные приложения это маркетинговый инструмент. Безусловно, это может снизить количество желающих заказывать мобильные приложения. А компании поменьше вообще будут думать о заказе приложений в последнюю очередь. Поэтому сейчас важно закрепиться на других смежных рынках, для нас это будет как раз собственный продукт на зарубежном рынке.
Над какими проектами вы работает сейчас?
Я лучше расскажу о проекте, который мы недавно завершили и, скорее всего, все уже о нем слышали - это официальные приложения Хабрахабра для трех мобильных платформ: iOS, Android и Windows Phone. Все эти три приложения были разработаны в нашей компании. Мы давно дружим с ребятами из Хабра, но все равно было непросто сподвигнуть их на разработку мобильного API, а потом договориться об условиях сотрудничества. В общей сумме времени прошло полтора года от первых предложений по разработке до релиза продукта, однако на саму разработку у нас ушло 4 месяца.
В нашем сотрудничестве мне было приятно то, что ребята нам полностью доверились как профессионалам, а нам, в свою очередь, удалось поймать нужную волну, в итоге у нас было минимальное количество обсуждений интерфейса и функциональности, плотная и командная работа по модификации API под нас - все это привело к результату, которым довольны обе стороны, а еще сотни тысяч пользователей. На этом развитие приложений не останавливается, впереди новая функциональность и iPadверсия.
Какие планы на будущее?
План №1 на этот год - запустить собственный продукт, но заказная разработка никуда не уходит, у нас в пайплайне очень интересные проекты и классные заказчики.
Какие у вас любимые мобильные приложения?
Я получаю удовольствие от того, что созданные нашей командой продукты используются и мной, и сотрудниками нашей компании, и друзьями, и коллегами в смежных секторах. Я слежу за Хоккеем и болею за СКА, без флагманского приложения Sports.ru я никуда.
По дизайну мне нравится Telegram, я расстроен, что он не получает должной популярности в России. За границей все уже давно осознали, что iMessage и WhatsApp -это глючные и медленные сервисы, и Telegram там в заслуженных топах, но не у нас. В WhatsApp у меня 230 контактов, а в Телеграме всего 80, но их количество потихоньку растет.
Также мне нравится DropBox и Trello под iOS. Очень люблю приложение Кинопоиска и Pocket. Очень печалюсь от отсутствия iOS7версии приложений Яндекс.Навигатора и Яндекс.Карт, а также 1Password.
На Андроиде я люблю все приложения Google, особенно Google Drive и Gmail. Google во всех своих приложениях четко соблюдает свои гайдлайны и использует все самые свежие контролы.
Кстати, на собеседовании разработчикам я иногда задаю такой же вопрос, мне интересно, насколько специалист обладает чувством прекрасного и пониманием гайдлайнов платформы, на которую он разрабатывает продукты.