Дмитрий Беговатов — основатель и руководитель проекта «Мой город». Это конструктор, который позволяет создавать городские мобильные приложения и зарабатывать на них — делать своего рода локальные мобильные социальные сети. Мы поговорили с Дмитрием и узнали, как развивается его стартап.
Как пришла идея создать такой сервис? Кто его основатели?
Идея городского мобильного приложения родилась сразу из многих проектов, в которых я ранее принимал участие. В своё время я приложил руку к созданию портала с объявлениями по недвижимости, организации молодежных развлекательных и деловых мероприятий, продвижению танцевальной студии, даже работал в некоммерческой организации… но основным источником вдохновения стал проект «Подслушано Зеленоград». «ПЗ» – это сетка городских сообществ в соцсети ВКонтакте, которая появилась в конце 2013-го года на волне роста популярности социальных сетей и продвижения в них. Группы и публичные страницы связаны с жизнью города: общение, афиша, фото, новости, знакомства, авто, бесплатные розыгрыши.
Когда сетка стала основным источником заработка я подумал о её развитии в абсолютно новом направлении: хотелось занять нишу, которую плотно оккупировали действующие городские информационные сайты.
Таким вариантом «обхода с фланга» стал проект «Мой Зеленоград». Изначально я задумывал только одно приложение по родному городу, но вскоре я познакомился с Сашей (Александр Воронин – сооснователь проекта, директор по продажам и маркетингу) и он убедил меня в том, что нам надо попробовать «франшизную» модель развития, чтобы сделать качественное и удобное приложение. Такая идея объединения усилий для общего блага дала свой эффект и спустя 2 года у нас 360 приложений в России и 7 близлежащих странах.
За это время нашей миссией стало сделать самый лучший информационный помощник для городов с населением до 300 тысяч человек. Мы хотели и до сих пор хотим объединять на своей платформе жителей, местный бизнес и администрацию, ведь это основополагающие субъекты развития городской среды.
В реализации нашего амбициозного плана нам помог наш третий партнер – Нодир (Нодиржон Аъзамхужаев – сооснователь проекта, директор по информационным технологиям). Без его навыков организации высоконагруженных систем и управления командой разработки, мы бы не смогли уйти дальше Подмосковья :)
Вы проходили акселерацию во ФРИИ — какие уроки из этого вынесли?
Детально про наш поход в Акселератор, который мы растянули почти на год, вы можете прочитать в блоге фонда. Мы попали в него с третьего раза, и наши усилия были вознаграждены.
Если коротко перечислять, чему там учат команды, то я бы свёл всё к трём пунктам:
- Фокусировка – куда прикладывать усилия, на что НЕ обращать внимание.
- Делание – методично и дисциплинированно делать то, что запланировали.
- Выводы – куда двигаться дальше.
Пожалуй, там я получил самый важный урок в своей предпринимательской жизни: бизнес – это не романтическое приключение в поисках волшебного подарка судьбы. Хотя волшебство в нём тоже случается, если ты усердно трудишься :)
В общем в Акселераторе очень хорошо вправляют мозги абсолютно разными способами, не всегда комфортными для основателей.
Как работает платформа – какие приложения можно создавать и какой у них функционал? Как ваши покупатели монетизируют приложения?
На данный момент «ядро» приложения даёт возможность создавать и наполнять необходимым контентом главный экран и разделы «Новости», «Мероприятия», «Акции и скидки», «Справочник с отзывами», «Форум» и «Маркет». Зарабатывают на этом наши клиенты по-разному: есть возможность выделять и закреплять любые записи в соответствующих разделах и на карте, рассылать по пользователям пуш-уведомления, размещать товары и услуги и получать процент с их продаж. На базе этих разделов мы уже создали основную линейку приложений «МойГород» и субпродукт «МамыГорода», который сконцентрирован вокруг сегмента мамочек, но список возможных вариантов безграничен. Любые информационные ресурсы, сообщества, форумы, всему этому вполне можно дать новую жизнь с нашим решением. Например, можно создавать приложения для автолюбителей, фанатов спортивных команд, предпринимателей, благотворительных организаций и многое-многое другое.
Есть ли необычные примеры использования платформы «МойГород»?
Среди наших клиентов есть те, кто использует приложение для проведения городских квестов. Они прячут в приложении ответы на загадки и точки на карте. Выходит очень весело и современно. Также у платформы есть возможность отправлять «адресные пуш-уведомления», и некоторые клиенты играют в подобие пейджера, когда могут написать своей жене «Дорогая, купи молока на пути домой» :)
Какие технологии работают внутри (на чем делаются приложения)? Каковы возможности кастомизации? Будет ли ИИ? :)
Мы даём клиенту 2 приложения: одно на Android (написано на Java) и одно на iOS (написано на Objective-C). Кастомизация сейчас ограничивается изменением «быстрых кнопок» на главном экране, основного цвета и иконки приложения. Текущим клиентам этого вполне хватает. В будущем планируем делать приложение более «модульным», чтобы клиент мог включать и отключать разделы по желанию.
Как только появятся чаты, думаю и ИИ подключится :).
Как Apple относится к однотипным приложениям?
В последнее время мы столкнулись с ужесточением мер со стороны App Store по отношению к приложениям, сделанным на едином шаблоне, даже несмотря на уникальный контент. Вполне может быть, что в ближайшие месяцы у нас появится объединенное приложение, где выбрать город можно будет на старте, а при желании в дальнейшем его изменить. Всё-таки для городской тематики это довольно удобно.
С 2 млн ежемесячной выручки — вы уже самоокупаемый проект и приносите прибыль?
На точку безубыточности мы вышли ещё в декабре 2015-го года и почти вся наша прибыль с того времени уходит на развитие и доработку продукта.
3 совета начинающим мобильным стартаперам?
Всегда верьте в себя и в свою идею, создайте команду людей со схожими целями и ценностями и работайте методично над самыми главными метриками вашего проекта.
Как будет развиваться проект?
В данный момент мы ищем инвестора для быстрого захвата рекламного рынка малых городов. Мы наконец-то нашли точку роста и хотим стать большой компанией, знаем, как этого достичь. Наш проект подтвердил свою жизнеспособность, а теперь он должен побороться за свой кусок пирога на рынке интернет-рекламы!