Whisperarts — российская компания, занимающаяся создание детских приложений, интерактивных журналов и приложений, связанных с детьми. Мы побеседовали с Олегом Демьяновым, главой компании, о рынке детских приложений и их разработке.
С чего начиналась студия Whisperarts?
Это было давно. Года 3 назад. У меня появился Android телефон. У моих знакомых так же стали появляться первые Android устройства. На тот момент я и мои друзья уже были папами. У всех были дети примерно одного возраста. Дети активно росли и стали проявлять интерес к папиным девайсам. Но, как оказалось, на тот момент рынок приложений для Android только зарождался, и хороших приложений на русском языке вообще не было. Было принято решение — сделать образовательное приложение Азбука. Приложение делали для себя. Делали долго. Каждое изменение или доработку тут же проверяли и тестировали на наших детях. Удивлялись тому, как логичные для нас вещи были совершенно непонятны для ребенка — нам приходилось улучшать юзабилити приложения, чтобы дети проще в нем ориентировались. Приложение выложили в маркет. Увидели положительную реакцию пользователей.
Дети росли. Появилась потребность в изучении цифр — сделали приложение по изучению цифр. И так далее. С ростом потребностей делали новые и новые приложения.
Так и понеслось. Сначала одно приложение, потом другое.
Теперь у нас уже несколько образовательных приложений для детей в возрасте от 1 до 7 лет. Причем, по мере того как дети растут, с ростом детей появляются идеи по выпуску новых и новых приложений рассчитанные на все более старший и старший возраст.
Кстати, совсем недавно наша Азбука перевалила за 1 000 000 скачиваний.
Как вы оцениваете ситуацию с детскими мобильными приложениями в России? Насколько они прибыльны? Насколько велика конкуренция?
Рынок огромен. Но могу сказать, что выжить на нем нелегко. Рынок не так прибылен, как игры. Поэтому крупные игроки и издатели на него не выходят. А если выходят, то понимают, что для них денег там мало. Но на самом деле, если грамотно подойти к своему позиционированию и правильно выстроить линейку продуктов и создать недорогое производство, то вполне можно жить.
Конкуренция огромна. Причем, основная конкуренция исходит не от крупных игроков, а именно от мелких инди-разработчиков. Что может быть проще, чем создать детское приложение и выложить его в стор. Поэтому очень много разных образовательных приложений от разных разработчиков, иногда довольно качественных, а иногда просто ужасных. Но все это размывает рынок и внимание конечных пользователей. Поэтому, чтобы держать на себе внимание пользователей, нужно постоянно напоминать о себе и генерировать контент.
Как по платформам распределяется ваш доход? Прибылен ли Windows Store?
По доходам платформы в нашем рейтинге распределяются так:
- Android
- Windows Phone
- Windows 8
- iOS
А если быть точным, то именно Android кормит всю нашу команду. На остальные платформы мы вышли для того, чтобы не потерять рынок и попасть в тренд. Очень хорошо растущую прибыль показывает Windows Phone. Windows 8 пока не прибыльна, но тут и рынок только только формируется. Нам нравится, как Microsoft работает с разработчиками, как их поддерживает, да и собственно рано или поздно на 90% компьютеров будет стоять Windows 8 (или их следующая версия) с магазином приложений. И все больше и больше пользователей привыкнут искать приложения именно в магазине Windows Store. На iOS мы видим, что в принципе деньги есть, даже не уделяя внимание продвижению приложений. Но мы слишком поздно вышли на данную платформу, там очень высокая конкуренция и пользователи реально избалованы приложениями.
Наши приложения очень часто фичерятся и поддерживаются Microsoft.
Насколько сложнее создавать детские приложения? Как вы учитываете психологию детей?
Как я писал ранее, у нас есть дети. Мы видим, как они играют с устройствами, какие приложения им нравятся, соответственно на основании этого придумываем идеи и концепции приложений. Придуманные идеи и прототипы приложений обкатываем на детях. Они первые наши тестеры.
Во-вторых, в нашей команде есть педагог начальных классов, который помогает нам в подготовке концепций новых приложений, заданий и детских интерактивных журналов
Еще одним важным отличием детских приложений от бизнес- приложений является подготовка звуков и озвучивание приложений. Нельзя выпустить детское приложение без озвучивания. Дети просто не смогу с ним играть. Каждый предмет, каждое действие, каждое задание необходимо озвучить.
С какой сказки вы посоветуете начать? Какая самая любимая?
Все сказки интересные. Причем для каждого возраста может быть своя любимая. Мой сын сначала любил одни сказки (например, «Колобок» и «Курочка ряба»), теперь ему нравятся другие сказки, которые он ранее не видел. И с удовольствием слушает новые сказки, которые появляются в рамках нашего приложения.
У нас уже около 50 разных сказок. Отличительной особенностью наших сказок являются яркие, добрые и неповторимые иллюстрации. Так как мы работаем с разными художниками, то и сказки у нас все разные и неповторимые, что очень нравится детям.
Вы даже можете посмотреть на процесс подготовки одной из иллюстраций в данном видео:
Мне очень в детстве самому нравилась сказка «Мужик и медведь».
Сколько человек работает над каждой сказкой? Сколько времени уходит на ее создание?
Мы создали инструментарий, который позволяет выпускать нам сказки как на конвейере. Причем новые сказки выходят сразу на всех платформах — iOS, Windows 8, Android, Windows Phone. От момента получения графического и звукового материала нам нужно пару часов, чтобы подготовить и запустить новую сказку.
Какие инструменты вы используете? Чем вы пользуетесь для кроссплатформенной разработки?
Я бы разделил инструменты на «Разработческие» — необходимые для разработки приложения — и «Аналитические», призванные облегчить сбор данных о работе приложений, а также «Вспомогательные», призванные облегчить процесс работы с потоком задач, пользователями и багами.
К разработческим относятся
Так же недавно в рамках программы Microsoft BizSpark для стартапов мы переехали на Windows Azure и используем его как BackEnd для некоторых наших приложений.
Из аналитических инструментов мы используем:
Из «Вспомогательных» инструментов используем:
- Redmine — система учета и постановки задач
- OTRS — тикет система для работы с пользователями
Весь прошлый год мы занимались тем, что портировали все наши приложения с Android на все остальные платформы. Фактически это выглядело как написание приложения с нуля под новую платформу. Вместо того, чтобы командой из 4-х человек работать над одним приложением — каждый занимался своим собственным приложением и боролся со своими проблемами и ошибками. Тестировщику и мне приходилось указывать на одни и те же ошибки на разных платформах. Т.е мы очень неэффективно использовали ресурсы, хотя довольно хорошо познакомились со всеми особенностями каждой конкретной платформы.
В этому году мы решили использовать командный подход работы над приложением. Т.е. теперь не каждый пишет свое приложение под одну платформу, а все вместе пишут одно приложение сразу под все платформы. И это очень здорово. Теперь доработка или изменение сразу появляется на всех платформах, а вносит ее 1 человек, а не так, как это было раньше, когда каждому нужно было внести правку в проект.
В настоящий момент мы пишем приложение на Cocos 2d-х, уже буквально через месяц приложение появится сразу на всех платформах Android, iOS, Windows 8, Windows Phone.
Почему вы выбрали Cocos2D-x?
Мы очень долго анализировали рынок кроссплатформенных движков и остановились именно на Cocos2d-x. Нас привлекло очень быстрое развитие данного движка, огромное комьюнити, а также поддержка большого количества платформ и язык С++.
Что такое «Детский интерактивный развивающий журнал»?
Этот проект появился тоже благодаря нашим детям. Наблюдая за тем, как детям нравится играть с детскими развивающим журналами (выполнять задания, что-то раскрашивать, наклеивать наклейки), было подмечено, что все в бумажных журналах хорошо, кроме того, что задания в них можно было сделать только 1 раз. Однажды что-то раскрасив, наклеив наклейку уже нельзя все стереть и начать заново.
Вот так и появился «Детский интерактивный развивающий журнал«. Журнал, в котором можно читать журналы на различные темы. Выполнять задания и обучаться. Причем все выпускаемые журналы в рамках приложения «Детский развивающий журнал» несут как образовательную составляющую, так и интерактивную. Т.е. в нем мы полностью реализовали концепцию Edutainment, т.е. обучения через развлечение.
В журнале есть герои — дети. Это реальные герои — мои дети и дети наших друзей.
Вот краткое видео, демонстрирующее работу журнала:
Причем, опять же, мы разработали не только приложение, но и платформу, благодаря которой можем выпускать новые журналы в рамках приложения без привлечения программистов. Новые журналы сразу появляются на всех платформах Android, iOS, Windows Phone, Windows 8.
Недавно совместно с издательством Юнилайн, выпускающем красочные детские журналы, мы запустили серию интерактивных журналов «3/9 царство», в которой герои русского фольклора Иван, Данила, Василиса и Забава путешествуют по просторам Тридевятого царства.
Расскажите про ваши успехи в Латинской Америке? Как там дела обстоят с приложениями? Как в Корее продаются ваши приложения? В каких еще странах?
За теми рынками мы не следим и не готовы что-либо по ним сказать.
Могу сказать, что 85% дохода мы получаем из России. Далее на втором месте идут страны СНГ, а далее США. Есть приложения, которые действительно популярны в США. Это Kid’s Shell и BreastFeeding.
Сейчас, видя популярность некоторых наших приложений на локальном рынке, мы готовимся выйти на международный рынок и готовим их локализацию.
А что такое Kid’s Shell и Breast Feeding, расскажите подробнее?
Kid’s Shell вообще появился случайно. Как я говорил, в первую очередь мы разрабатываем приложения, которые нужны нам самим. Однажды дав телефон ребенку проиграться и получив его обратно, я обнаружил в нем кучу отправленным СМС и пару непонятно куда совершенных звонков. В итоге было принято решение написать приложение, которое бы позволяло ребенку запускать только разрешенные приложения. Так появился Kid’s Shell. Kids’s Shell — детская оболочка для запуска только разрешенных приложений и игр на телефоне или планшете. Приложение позволяет родителям создать в своем устройстве безопасную зону и быть спокойными за устройство и за детей.
С помощью этого приложения вы можете настроить свой телефон для запуска только разрешенных приложений. Ребенок не сможет сделать звонок, отправить SMS, запустить запрещенное приложения или купить платное приложения в Google Play.
Рекомендую поставить ее всем родителям, или тем, кто дает свое устройство поиграть детям (братьям, племянникам и т.д.). Для многих наш мишка стал просто спасением.
Breast Feeding или «Грудное вскармливание» так же в первую очередь появилось для себя. После рождения второго ребенка жена буквально потребовала данное приложение, рассказав основные его принципы и назначение. Через пару недель приложение было готово и запущено. Сейчас многие мамы используют его и оставляют благодарности и отзывы.
Как вы работаете с производителями планшетов по предустановке ваших сказок?
Так получается, что производители планшетов сами выходят на нас. Мы этому очень рады. Это еще раз доказывает, что то, что мы делаем, действительно нужно и полезно.
Мы предустанавливаемся на те планшеты, на которых есть по умолчанию Google Play или другой маркет приложений, в котором представлены наши приложения. Мы постоянно развиваем и дорабатываем наши приложения и хотим быть уверенными, что пользователи всегда смогут получить обновления наших приложений. С другой стороны, чтобы не увеличивать стоимость планшетов, мы предустаналиваем только бесплатные версии наших приложений. А право покупать или не покупать полную версию приложения остается за пользователями планшетов (т.е. родителями).
Расскажите про ваши образовательные проекты?
С одной стороны, мы делаем детские мобильные приложения. Причем в настоящий момент большинство наших приложений пока предназначено для малышей. Но уже в работу запущены приложения, рассчитанные на более старших детей.
С другой стороны, мы занимаемся подготовкой будущих кадров. Сейчас в нашем городе запустили совместно с одним из ВУЗов курс обучения программированию под Android.
Так же нас иногда приглашают выступить перед школьниками и учителями. С удовольствием принимаем в этом участие. Недавно приняли участие в передаче знаний новому цифровому поколению. Провели серию мастер -классов для школьников и преподавателей в информационном центре по атомной энергии РОСАТОМ в г.Смоленске на темы «Основы безопасности работы в Интернет» и «Способы самовыражения в сети Интернет». Такие семинары и встречи позволяют более тесно познакомится с будущими пользователями наших приложений, а также понять их потребности.
Хочется отметить большую заинтересованность и активность участников со стороны школьников, студентов и преподавателей в рамках таких мероприятий.