После июньского решения Евросоюза, согласно которому политики Apple и App Store официально нарушают Закон о цифровых рынках, компания Apple объявила о внесении изменений. В частности, эти изменения касаются правил, связанных с размещением разработчиками приложений внешних ссылок для информирования пользователей об альтернативных способах оплаты.
Новые правила снимают многие из ограничений, которые Apple ранее вводила в отношении того, как разработчикам разрешалось размещать ссылки. В то же время вводится еще одна структура оплаты, специально для случаев использования App Store Link Out.
Ранее Apple применяла строгие правила, определяющие, как приложениям в ЕС разрешается размещать ссылки. В частности, требовалось, чтобы ссылка была статической и вела непосредственно на их собственный сайт, без каких-либо параметров для идентификации вошедшего пользователя в URL. Это ограничивало возможности приложений напрямую направлять пользователей на веб-страницу, где они могли заплатить за функции в своем аккаунте.
Согласно сегодняшним изменениям, все эти ограничения теперь отменены. Приложения могут предлагать действующие ссылки с любым количеством динамических URL. Эти ссылки могут вести пользователя куда угодно, в том числе для продвижения других каналов продаж, например альтернативных магазинов приложений. URL-адреса могут содержать параметры, если эти параметры не используются для рекламы или профилирования пользователей.
Раньше эти ссылки также должны были выводить пользователя из текущего приложения в веб-браузер, например Safari. Однако теперь Apple разрешает открывать эти ссылки внутри исходного приложения, в виде модального окна с WebView.
Apple также обновила страницу раскрытия информации для пользователей, добавив более дружелюбный дизайн и включив в интерфейс переключатель, позволяющий пользователям в будущем отказаться от просмотра страницы раскрытия информации при переходе по внешним ссылкам на покупки. Пока разработчикам приходится внедрять этот экран вручную, но Apple объявила, что в одном из будущих обновлений iOS он будет автоматически управляться и отображаться с помощью ExternalPurchaseCustomLink API.
Более того, теперь разработчики могут воспользоваться этими возможностями в ЕС, не соглашаясь на альтернативные бизнес-условия. Это означает, что они могут оставаться в App Store и не платить Core Technology Fee за использование основных технологий при установке. Однако вместо этого вводится новая, замещающая структура сборов.
Новая структура оплаты
Apple вводит двухуровневую систему сборов для приложений, которые ссылаются на веб-страницы для оплаты. Это плата за первоначальное приобретение (Initial Acquisition Fee) и плата за услуги магазина (Store Services Fee).
Первоначальный сбор за приобретение — это комиссия с продаж цифровых товаров и услуг, совершенных новым пользователем приложения на любой платформе, на которой предлагает покупки сервис. Она действует в течение первых 12 месяцев после первоначальной загрузки приложения с правом перехода по ссылке.
А Store Services Fee — это комиссия с продаж цифровых товаров и услуг, которая также применяется к покупкам, совершенным на любой платформе. Store Services Fee применяется в течение фиксированного 12-месячного периода с даты установки, обновления или переустановки любого приложения.
По сути, это означает, что если пользователь продолжает работать с приложением, то сбор за услуги магазина продолжает действовать. Если же пользователь удалил приложение по истечении 12 месяцев, Apple больше не будет взимать комиссию.
Двухуровневая система означает, что в течение первого года разработчик платит и первоначальный сбор за приобретение приложения, и сбор за услуги магазина за нового пользователя. По истечении 12 месяцев первоначальный сбор прекращается, а комиссия продолжает взиматься, пока пользователь продолжает пользоваться приложением.
Обратите внимание, что комиссия распространяется только на новые покупки цифровых товаров или услуг. Это означает, что существующие подписки и продления не облагаются комиссией, при условии, что приложение было загружено только после совершения первоначальной покупки.
Однако, например, если пользователь загрузил приложение на свой iPhone, а затем инициировал покупку, самостоятельно перейдя на сайт сервиса с другого устройства (скажем, с компьютера под управлением Windows или планшета под управлением Android), то плата за первоначальное приобретение и плата за услуги магазина все равно будут применяться. В этом случае Apple все равно хочет получить свою долю, поскольку считает загрузку приложения для iOS фактором, который привел к конверсии в продажи.
Новые ставки
Размер этих двух новых комиссий зависит от обстоятельств, в которых находится разработчик.
Если вы работаете в соответствии с альтернативными условиями ведения бизнеса ЕС, то при установке по-прежнему взимается Core Technology Fee. Кроме того, комиссии взимаются следующим образом:
- Плата за первоначальное приобретение: 5%
- Плата за услуги магазина: 10% (снижается до 5% для участников программы App Store Small Business Program или при продлении подписки по истечении одного года)
Если вы продолжаете предлагать свое приложение в App Store на стандартных коммерческих условиях, то Core Technology Fee не применяется (как и не применялся и ранее). Однако соответствующие комиссионные сборы за переходы по ссылке увеличиваются:
- Комиссия за первоначальное приобретение: 5%
- Комиссия за услуги магазина: 20% (снижается до 7% для участников программы App Store Small Business Program или при квалифицированном продлении подписки через год)
Таким образом, возникает сложная матрица соответствия требованиям и стоимости услуг, которую разработчикам необходимо тщательно оценить. Новые условия уже доступны для ознакомления на сайте Apple для разработчиков, включая обновленный калькулятор сборов.
Apple утверждает, что новая структура цен приведет к снижению платы для разработчиков как в альтернативных, так и в существующих условиях размещения ссылок, особенно для существующих пользователей. Ранее Apple взимала до 17% плюс технологический сбор за возможность подключения к альтернативным способам оплаты.
Реакция компаний
Изменения запутаны — настолько, что даже Spotify пока не совсем понимает, что с ними делать, согласно заявлению компании. Однако компания все же осудила изменения, основываясь на своем нынешнем понимании того, как будет работать новая политика:
На первый взгляд, требуя до 25% за базовое общение с пользователями, Apple в очередной раз грубо игнорирует фундаментальные требования Закона о цифровых рынках (DMA). Европейская комиссия ясно дала понять, что взимание периодической платы за такие базовые элементы, как ценообразование и ссылки, неприемлемо. Мы призываем Комиссию ускорить расследование, ввести ежедневные штрафы и обеспечить соблюдение DMA.
Генеральный директор Epic Games Тим Суини назвал изменения еще одним случаем «злонамеренного соблюдения», включающим «нежелательные сборы».
«В Европейском союзе, где новый закон DMA открывает конкуренцию в магазинах приложений, Apple продолжает злонамеренно соблюдать антимонопольное законодательство, вводя незаконный новый 15% сбор с пользователей, переходящих в конкурирующие магазины, и контролируя торговлю в этих конкурирующих магазинах», — сказал он.