Сегодня основатель «Яндекса» Аркадий Волож дал большое интервью газете «Ведомости», где рассказал о работе компании в условиях нестабильной экономики и планах по развитию.
В частности Аркадий поведал о своей работе, отметив, что занимается макровопросами бизнеса. Например, выживанием в условиях доминирования мобильных платформ — когда конкуренты «Яндекс» никуда не пускают. В первую очередь речь идет, конечно, об Android и Google, Волож говорит о необходимости создавать экосистему вокруг своей мобильной операционной системы:
Ситуация сложная. Но это не значит, что мы что-то не так сделали. Операционную систему написать можно, все карты и платежные системы для этого создать можно. Но физически невозможно создать вокруг себя экосистему, будучи локальным игроком. У «Яндекса» 3% мирового рынка. Невозможно убедить разработчиков писать приложения под твою платформу. Даже если я раздам наш «Яндекс.Кит» каждому пользователю в России, Турции лично в руки. А потом я должен буду прийти к Rovio и сказать: вот вы уже сделали Angry Birds для iPhone и Android, вложите еще энное количество миллионов и сделайте игру для «Яндекса». Очень трудно уговаривать.
Экосистема — это естественная монополия, человечеству выгодно, когда таких платформ не много. Писать для 50 экосистем неудобно. Если для iPhone, Android разработчики пишут охотно, то у Microsoft, Amazon уже проблемы.
Как же конкурировать на рынке, в котором все места уже заняты? Аркадий говорит о необходимости иметь самый лучший продукт:
У нас более слабая переговорная позиция: карты, поиск, почта есть и у других. То есть надо быть очень хорошим продуктом, чтобы люди по тебе скучали. Но это надо делать. Без хорошего продукта не о чем даже разговаривать.
А также об интеграции с другими компаниями, которые заинтересованы в создании открытой системы:
Что с этим делать? Может быть, стоит собрать «креативные силы мира» и сделать Android снова открытым? Обговорить и согласовать стандарты, правила открытой платформы. Чтобы любое приложение, написанное в этих стандартах, могло быть запущено на любом устройстве и попадало во все магазины приложений.
В целом же Волож говорит, что поведение Google в мобильной области не слишком честное и компания в случае ухудшения ситуации готова идти в ФАС и правительственные органы для защиты своих интересов.