Антимонопольные органы Европейского союза оштрафовали Apple на 1.84 миллиарда евро (около 2 миллиардов долларов) за работу магазина App Store и сообщили, что компания не может запретить музыкальным сервисам рекламировать более дешевые подписные предложения за пределами магазина Apple. О сегодняшнем штрафе ранее сообщила газета Financial Times, и он появился в преддверии того, как Apple сильно изменит правила распространения приложений для iPhone в связи с принятием закона ЕС о цифровых рынках.
В пресс-релизе, опубликованном в понедельник, Комиссия ЕС сообщила, что в ходе расследования было установлено, что «Apple запрещает разработчикам приложений для потокового воспроизведения музыки полностью информировать пользователей iOS об альтернативных и более дешевых сервисах подписки на музыку, доступных за пределами приложения», а также запрещает поставщикам приложений делиться инструкциями о том, как подписаться на такие предложения.
«В течение десяти лет Apple злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке распространения приложений для потокового воспроизведения музыки через App Store», — заявила Маргрете Вестагер, исполнительный вице-президент, отвечающая за антимонопольную политику. «Они делали это, ограничивая разработчиков в возможности информировать потребителей об альтернативных, более дешевых музыкальных сервисах, доступных за пределами экосистемы Apple. Это незаконно по антимонопольным правилам ЕС, поэтому сегодня мы оштрафовали Apple на сумму более 1.8 миллиарда евро».
Комиссия заявила, что при назначении штрафа учитывала «продолжительность и серьезность нарушения», а также общий оборот и рыночную капитализацию Apple, а также «неверную информацию», представленную Apple в ходе административной процедуры.
«Это решение дает мощный сигнал: ни одна компания, даже такая монополия, как Apple, не может злоупотреблять властью, чтобы контролировать взаимодействие других компаний со своими клиентами», — заявили в Spotify в ответ на решение суда. «Правила Apple не позволяют Spotify и другим сервисам потокового вещания делиться с нашими пользователями информацией о различных предложениях прямо в нашем приложении, лишая нас возможности сообщать им о способах обновления и стоимости подписки, акциях, скидках и других многочисленных преимуществах. Разумеется, Apple Music, конкуренту этих приложений, не запрещено такое поведение».
Apple также выступила с резким ответом на это решение, заявив, что Комиссия не смогла «обнаружить никаких достоверных доказательств» ущерба для потребителей или антиконкурентного поведения. Компания также утверждает, что Spotify хочет «переписать правила App Store», чтобы получить конкурентные преимущества, при этом ничего не выплачивая Apple, хотя Apple утверждает, что App Store имеет решающее значение для нынешнего доминирования Spotify на рынке. Apple заявила, что будет обжаловать решение.
Расследование ЕС началось еще в 2020 году и было объявлено после того, как Spotify подала антимонопольную жалобу на так называемый «налог на Apple». Помимо жалоб на 30% комиссию, Spotify также жаловался на правила App Store, которые, по словам компании, ограничивали общение с клиентами и возможности по продвижению и рекламе.
Со временем в ходе расследования комиссия обратила внимание на правила App Store, которые не позволяют разработчикам рассказывать своим пользователям об альтернативах собственным вариантам оплаты Apple. В феврале 2023 года комиссия заявила, что, по ее «предварительному мнению», «обязательства Apple по борьбе с накруткой» представляют собой «несправедливые условия торговли», и утверждала, что политика App Store «не является ни необходимой, ни соразмерной», может привести к тому, что пользователи будут платить больше, и это ограничивает выбор потребителей.
Apple уже пошла на некоторые уступки. В 2021 году она заявила, что разработчики могут рекламировать способы оплаты вне приложения для iOS с помощью таких средств связи, как электронная почта. Затем, в начале 2022 года, компания разрешила разработчикам размещать ссылки на собственные сайты в самих приложениях для iOS. Но это второе изменение касалось только так называемых «приложений для чтения», вроде таких сервисов, как Netflix, Kindle или Spotify, которые предназначены в первую очередь для обеспечения доступа к цифровому контенту, и разработчики должны были запросить «право», прежде чем добавить внешнюю ссылку. Агентство Bloomberg, которое ранее сообщило об антимонопольном штрафе ЕС, заявило, что Spotify раскритиковала изменения правил Apple как «показуху».
Штраф ЕС пришел в тот момент, когда Apple готовится пересмотреть свои правила распространения приложений в ЕС, чтобы соответствовать Закону о цифровых рынках (DMA), впервые разрешив сторонние магазины приложений на iPhone. Однако разработчики приложений критикуют подход Apple, который включает в себя взимание комиссии в размере до 17% с разработчиков, использующих собственный способ оплаты или ссылку на собственный сайт, а также ежегодную плату в размере 0.50 евро за каждую установку приложения после первого миллиона. Spotify заявила, что эти изменения являются «неисполнимой альтернативой, которая немедленно затормозит бизнес [разработчиков]».
1 марта Spotify также опубликовала открытое письмо, поддержанное 33 другими компаниями и ассоциациями, в котором говорится о проблемах с соблюдением DMA компанией Apple. В письме Spotify утверждает, что реакция ЕС на предложение «послужит лакмусовой бумажкой для DMA и покажет, сможет ли она принести пользу гражданам и экономике Европы».
Тем временем американские суды также постановили, что Apple должна разрешить разработчикам подключать другие способы оплаты в результате судебного иска со стороны разработчика Fortnite компании Epic Games. Но когда Apple все же разрешила разработчикам подключаться к другим способам оплаты, она заявила, что по-прежнему будет получать до 27% от любых цифровых покупок — это небольшое снижение по сравнению с обычной ставкой в 30%. Критики Apple отметили эти изменения, а компания Spotify заявила, что они свидетельствуют о том, что Apple «не остановится ни перед чем, чтобы защитить прибыль, которую она получает за счет разработчиков и потребителей в условиях монополии на магазин приложений».