Европейский парламент принял Закон о цифровых услугах (Digital Services Act) и Закон о цифровых рынках (Digital Markets Act,), которые описываются как «первый всеобъемлющий свод правил для онлайн-платформ, от которых мы все зависим в своей жизни».
Оба законодательных акта будут применяться на всей территории ЕС, в том числе для компаний, базирующихся в других странах, но работающих на континенте. Ожидается, что Apple и Google окажутся в числе тех, кого больше всего затронут новые правила.
Так, например, закон о цифровых рынках (DMA) представляет собой набор правил, специально предназначенных для онлайн-платформ, которые ЕС считает “привратниками” — тех, которые имеют «сильное экономическое положение» и «значительное влияние» на внутренний рынок ЕС.
Помимо прочего, такие компании должны будут разрешить пользователям устанавливать сторонние приложения и магазины приложений, а также легко удалять предустановленные приложения. У разработчиков должна быть возможность отказаться от определенных услуг, таких как платежные системы.
В Великобритании Управление по конкуренции и рынкам объявило в июне 2022 года о своем намерении принять собственные меры против практик магазинов Google и Apple.
Тем временем Закон о цифровых услугах (DSA) защитит пользователей от нелегального контента, улучшит процессы отчетности и предоставит пользователям расширенные права в отношении жалоб. Он запрещает некоторые формы целевой рекламы, такие как реклама для детей и использование некоторых форм персональных данных, таких как этническая или сексуальная принадлежность.
Для нарушителей предусмотрены штрафы в размере до 10% от общей выручки компании за предшествующий нарушению финансовый год. Повторное нарушение грозит двукратным ростом штрафа.
После одобрения Европейским советом DMA и DSA, в июле и сентябре текущего года соответственно, законы будут опубликованы в официальном журнале ЕС и вступят в силу через 20 дней после публикации. При этом положения законов начнут применяться только спустя несколько месяцев.