Фил Шиллер, ответственный за руководство App Store, в понедельник дал показания в суде о том, что он изначально высказывал опасения по поводу 27% комиссии, которую производитель iPhone взимает с разработчиков приложений за любые покупки, совершенные вне App Store. Помимо того, что комиссия может представлять собой потенциальный риск для соблюдения нормативных требований, он предположил, что она создаст «антагонистические отношения» между Apple и разработчиками и, похоже, потребует от Apple права на аудит, чтобы проверить, не задолжали ли они Apple деньги за транзакции, совершенные за пределами App Store.
Обычно Apple взимает комиссию в размере 30% с покупок в приложениях, но в результате решения суда между Epic Games и Apple комиссия была снижена до 27%. В 2021 году суд постановил, что хотя технологический гигант не является монополистом, он должен прекратить блокировать разработчиков приложений, чтобы они могли использовать другие способы оплаты, помимо собственных покупок в приложениях от Apple.
Apple технически выполнила решение суда, изменив руководство App Store и разрешив разработчикам размещать ссылки на свои веб-сайты в приложениях для iOS и iPadOS, чтобы предоставить покупателям альтернативный способ оплаты.
Однако Apple лишь снизила комиссию на 3% для таких покупок.
В то время генеральный директор Epic Games, создателя Fortnite, Тим Суини обвинил Apple в «недобросовестном» соблюдении правил, заявив, что компания нарушила постановление окружного судьи США Ивонны Гонсалес Роджерс от 2021 года, которое давало разработчикам право добавлять кнопки или ссылки на другие механизмы покупки в дополнение к IAP от Apple.
С тех пор Apple и Epic Games вернулись в федеральный суд, чтобы Роджерс могла определить, нарушила ли Apple ее первоначальный приказ, который заставил App Store открыться для большей конкуренции.
Согласно показаниям Шиллера, он изначально возражал против комиссий с этих сторонних покупок.
“… У меня были большие опасения по поводу сбора средств с разработчиков”, — сказал он, в частности “изменение роли App Store — теперь это организация, которая должна собирать деньги с разработчиков”.
По его словам, он беспокоится о том, как App Store придется преследовать разработчиков, не выплачивающих комиссионные, превращая магазин в «своего рода коллекторское агентство», у которого «есть правила, как мы будем справляться с невыплатами, и означает ли это, что в конечном итоге нам придется проводить аудит разработчиков».
Шиллер сказал, что беспокоится о том, «как все эти вещи изменят отношения между Apple и разработчиками в худшую сторону».
В ходе слушаний выяснилось, какой длительный процесс прошла компания Apple, обсуждая вопрос о целесообразности взимания платы. В документах и электронных письмах юристы подробно рассказали о том, как внутри компании Apple происходила переписка, когда руководители взвешивали различные варианты выполнения решения суда.
Несмотря на первоначальные опасения Шиллера, комитет по ценообразованию, в который вошли генеральный директор Apple Тим Кук, бывший финансовый директор Лука Маэстри и юридическая команда Apple, а также Шиллер, в конечном итоге принял решение взимать комиссию с разработчиков за эти внешние покупки.
Компания также решила, что такое же снижение комиссии на 3% будет применяться к разработчикам в рамках программы для малого бизнеса, снизив и без того сниженную комиссию в 15% до 12% за транзакции за пределами App Store.
Документы, на которые ссылался суд, указывают на то, что Apple проанализировала финансовые последствия для разработчиков, которые решили размещать оплату на своих собственных сайтах.
В одной из моделей, например, Apple пыталась определить, как «менее беспроблемный опыт» использования неIAP-метода приведет к тому, что покупатели откажутся от своих транзакций. Смоделировав, где находится этот переломный момент, Apple смогла определить, когда ссылки перестанут быть преимуществом для разработчиков, что заставит их вернуться к использованию IAP.
Apple также обнаружила, что более строгие правила, касающиеся размещения и форматирования самих ссылок, могут уменьшить количество приложений, решивших внедрить эти внешние ссылки. Компания изучила финансовые последствия исключения из новой программы некоторых других партнёров — например, видео- и новостных приложений.
Компания также взвесила различные варианты того, когда взимать комиссионные. В свое время она думала взимать 27% комиссию с внешних покупок, совершенных в течение 72 часов с момента перехода по ссылке. Однако к моменту вступления в силу новых правил этот срок был увеличен до семи дней.
Юристы предполагают, что Кук сам принимал участие в создании предупреждения для покупателей App Store, рекомендуя обновить текст, появляющийся при нажатии на внешние ссылки. В одной из версий эта ссылка предупреждала покупателей о том, что они «больше не совершают сделки с Apple». Позже ссылка была обновлена, чтобы тонко намекнуть, что покупки, сделанные в Интернете, могут быть связаны с риском для конфиденциальности или безопасности.
На другой встрече, посвящённой комиссиям, люди также выразили обеспокоенность тем, что Apple будет взимать плату за веб-транзакции.
«Это может быть воспринято как то, что мы пытаемся взимать плату за то, что происходит в Интернете», — говорилось в одной из записей, сделанных на встрече.