На прошлой неделе мы опубликовали цикл статей «72 совета от экспертов», в котором профессионалы из сферы мобильной разработки делились своими мыслями о том, как заниматься этим непростым делом. Сегодня Motion-дизайнер Евгений Дружинин в блоге Xsolla опубликовал список из 10 проблем и вопросов, о которых стоит задуматься будущим предпринимателям. Этот материал также может оказаться полезен молодым разработчикам, которые мечтают открыть собственную компанию, но не совсем понимают, что их ждет впереди.
Путь к своей студии не столь радужный, как кажется начинающим. Люди из года в год повторяют одни и те же ошибки при создании собственной компании. Хочется предостеречь если не от всех, то хотя бы от некоторых трудностей. Вот несколько моих советов для тех, кто хочет попробовать себя в этом сложном деле.
1. Прежде чем открывать свою студию, есть смысл поработать в качестве наемного сотрудника в нескольких компаниях. Это принесет незаменимый опыт. Кроме того, на каждой новой работе вы обретёте связи, которые позже станут вашим сарафанным радио. Как показывает практика, трафик заказов от ваших знакомых и бывших коллег доходит до 50%. Помимо всего вышеперечисленного, в других студиях вы сможете присмотреться к принципам организации и управления.
2. Не стоит открывать студию, если у вас ещё нет клиентской базы. Да, вы можете хоть сейчас открыть свое дело (ИП или ООО) и по факту стать генеральным директором, но на самом-то деле получится пустышка. Лучше поработать несколько лет фрилансером или в компании, чтобы за это время у вас набралось достаточно клиентов и сформировалась репутация.
3. Если вы не хотите меняться, не готовы брать на себя ответственность, то лучше забыть о собственной фирме. Не стоит надеяться, что после открытия собственной компании, вы сможете резко себя изменить: из безрассудного лентяя станете строгим и оптимизированным исполнителем. Как бы не так! С вероятностью 99% вы закроетесь в первый же год. Мой совет — работайте над собой.
4. Всегда всё планируйте. Если решились открыть что-то свое, то стройте реальные планы.
5. В первую очередь советую собрать команду. Не нужен офис, не нужны красивые сайты с эффектными логотипами. Нужна проверенная временем группа верных специалистов. Как только она у вас появится — считайте половина дела сделана.
Время, проведённое вместе, – самый главный показатель успеха команды. Уделяйте меньше внимания игровому дизайну и больше – созданию единого фронта исполнителей (разработчиков, художников и так далее), которые уже работали вместе до того, как стали частью вашего проекта. — Саймон Хэйд, Space Ape Games
6. Никаких тренингов. Не попадайтесь на удочку всяких лекторов, которые сами ничего не имеют и просто льют воду за ваши деньги. Лучше всего проходить практику в реальных боевых действиях на настоящем рынке.
7. Фатальная ошибка начинающих заключается в том, что они не видят дальше собственного носа. Открыл студию — и все: сиди, радуйся. Создать студию может любой, а вот вести ее много лет, целиком и полностью отдаваясь этому делу, способен далеко не каждый. Нужно понимать, что своя компания — это динамичная система. Она будет требовать от вас круглосуточного внимания: с утра проснулись, только глаза открыли — и вы уже на работе.
8. Недостаточно быть хорошим специалистом: дизайнером или программистом. Нужно быть администратором и управленцем. Важно стать талантливым менеджером и уметь разговаривать с самым разнообразным спектром клиентов и партнеров на одном языке, защищая ваши интересы.
У вас будет много обязанностей: бизнес, PR, HR. Не бойтесь показывать, над чем вы работаете. Идеи дешевы, исполнение – это ключ. — Марк Уильямсон, Tag Games
9. Не нужно выдавать желаемое за действительное. Мечтать о своей студии здорово, но обладать ею на самом деле — это совершенно другое дело. Уверен на 100%, что все будет не так, как вы себе представляли. Нужно быть к этому готовым.
10. Спросите себя: нужно ли вам всё это? Если однозначного положительного ответа нет, то, скорее всего, ввязываться в это дело вам не следует. Если же вы точно этого хотите, то вперед! У вас всё получится.
Прежде чем начать, спросите себя, зачем вы это делаете, и дайте самый честный ответ. Вы хотите славы или богатства? Хотите быть художником или влиятельной персоной в игровой индустрии? Любой ответ прекрасен. Просто убедитесь в ваших истинных целях, потому что создание игр – это непростой процесс и вам нужна такая цель, которая бы двигала вас вперед. — Имре Желе, Bossa Studios