Site icon AppTractor

#ЧасКода в России: в ИТ-индустрии кадровый голод, поэтому важно привлечь школьников

С 4 по 12 декабря 2014 года в школах России прошла акция #ЧасКода. По данным официального сайта, в необычном уроке информатики приняли участие более 800 000 человек.

Российская инициатива состоялась в рамках Международной недели изучения информатики и Дня информатики в России, а также международной программы Hour Of Code, которую проводит некоммерческая организация Code.org. #ЧасКода в России прошёл при поддержке Министерства образования и науки и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Партнерами мероприятия выступили фирма «1С», гиганты ИТ-индустрии Microsoft, Вконтакте, первая школа программирования западного образца Moscow Coding School.

Мы поговорили с партнерами, организаторами и участниками, чтобы узнать, как это было и зачем это нужно.

Как прошли уроки с ИТ-специалистами?

Андрей Романов, менеджер по работе с розничными партнерами Microsoft, 9 декабря провёл два урока информатики в 10 классах школы №2 города Фокино Брянской области. Нам Андрей сообщил, что не раздумывая согласился стать волонтером акции. Специалиста корпорации удивил скепсис учителей по поводу #ЧасаКода, но дети были заинтересованы и с радостью создавали свои игры.

Думаю, что идея ранней профорентации наконец пришла в чью-то светлую голову, и мы будем обучать в вузах не для галочки, а на ранней стадии выявлять талантливых ребят и порождать у молодого поколения интерес к IT-отрасли, – говорит Андрей. – По своему опыту скажу, что сейчас очень трудно найти специалиста в любой области (IT, продажи и т.д.), который знал бы свою профессию и любил её. Ситуация такая: «Я люблю высокие технологии, мне нравится в этом разбираться, но по образованию я врач». Если бы человека заинтересовали в школе IT-специальностью, из него бы мог получиться отличный программист, которому нравится этим заниматься. А 6 лет не были бы потрачены зря на нелюбимое дело!

Проект Newtonew, дистанционная образовательная система с игровой механикой для школьников, одними из первых провели #ЧасКода 4 декабря в общеобразовательной школе №111 в Санкт-Петербурге. Веб-евангелист HTML Academy Алексей Симоненко выступил перед учениками 9-11 классов с докладом на тему «Компьютерная вёрстка».

Оказывается,  HTML Academy ещё до начала акции хотели принять в ней участие, но обилие дел не позволило организовать собственные мероприятия, поэтому согласились на предложение Newtonew выступить в школе. «Большинство наших интерактивных онлайн-курсов бесплатные и мы хотели бы, чтобы как можно большее количество людей попробовали себя в роли начинающего верстальщика,» – объясняет тему выступления Алексей. Специалист рассказал, что всё прошло чудесно: он не ожидал от школьников такой заинтересованности и был очень рад пообщаться как с ребятами, так и с их учителями.

Час Кода» – это очень хорошая акция и здорово, что её начинают поддерживать в России. Большинство IT-специальностей находятся в кадровом голоде, – говорит Алексей. – Институты не выпускают необходимых для индустрии специалистов, хороших сотрудников сейчас очень сложно найти. Если мы заранее сможем заинтересовать школьников, то они смогут параллельно с институтом изучать прикладные вещи, которые требуются на рынке.

Как прошли уроки с ответственными учителями?

С преподавателями, которые организовали #ЧасКода в своих школах, и учениками поговорила наш корреспондент Аня Уханаева.

Диченко Михаил Юрьевич, учитель информатики в московской школе №261 и руководитель кружка по робототехнике, узнал об акции в профильных сообществах учителей и решил провести уроки в 5-7 классах сам, без приглашения специалистов со стороны.

«Я придерживался плана, предложенного на сайте: сначала 3-4 минуты смотрели видео, потом обсуждали, чем занимаются программисты. Дети, конечно, очень заинтересовались: они думали, что играют, но на самом деле учились. Это очень непривычный формат», – говорит Михаил Юрьевич.

Необычные уроки прошли и в петербургской школе №23. Учительница информатики Мария Александровна Некрасова рассказала нам, что ей поручили проведение мероприятия в начальных, средних и старших классах: «Обошлись на первый раз своими силами». Мария Александровна изучила материал, предложенный организаторами, и продумала, как провести мероприятие.

«Так как в нашей школе хорошо развита система внеурочной деятельности, то я смогла реализовать урок в рамках занятий «Мои первые шаги в мир информатики» для начальных классов», – говорит Мария. – «Мы с ребятами посмотрели мультипликационный фильм «Почемучка», познакомились с новым словом «программирование» и провели увлекательную онлайн-игру «Лабиринт Ам-Няма».

Для средних и старших классов Мария Александровна провела целых три урока:

Сначала на уроках предпрофильной подготовки (для учащихся 9 –х классов) ребята познакомились с профессией программиста. Просмотрели видеоролик на сайте, написали небольшие эссе по теме «Чем интересна профессия IT-специалиста». Затем уже на уроке информатики познакомились с основами алгоритмизации и кодирования, попробовали свои силы при прохождении онлайн тренажера. На втором уроке постарались сами написать простейшие программы в рамках знакомства с «Паскалем». Ребята остались очень довольны такой формой проведения урока. Особенно их впечатлил онлайн-тренажер. Некоторые даже продолжили знакомиться с ним дома, о чем сообщили мне на следующий день.

В МАОУ Гимназии №14 в Улан-Удэ #ЧасКода прошел 5 декабря. Заместитель директора по ИТ Меркулов Александр Александрович и учитель информатики Оксана Владимировна Ефимова провели уроки в профильных 10 и 11 классах. Об акции узнали из рассылки Комитета по образованию. Больше сведений Александр Александрович нашёл на habrahabr.ru. Преподаватель отметил недостатки предложенных на сайте упражнений: «Было слишком мало заданий и недочёты в самой игре: при проверке алгоритма лягушка слишком медленно перемещалась и, чтобы проверить алгоритм, детям необходимо было ждать зачастую больше минуты, пока лягушонок дойдет до конца (видимо так создатели банально растягивали время), у некоторых ребят было замечено преждевременное, еще до завершения всех этапов, появление страницы с поздравлениями об успешном окончании и дипломом».

Несмотря ни на что, #ЧасКода пришёлся ученикам по душе. «В отличие от недавнего Единого урока безопасности, организованного по указанию Матвиенко, где целый урок ученики должны были смотреть скучную видео-лекцию с монотонно говорящим лектором, – говорит Александр Александрович, – организаторы #ЧасаКода подошли к материалам для уроков более творчески. Хотелось бы, чтобы все не ограничилось одной распиаренной акцией, которая на самом деле мало влияет на выбор будущей профессии учащимися, а вылилось в постоянную программу поддержки будущих программистов, чтобы создали сайт, на котором выкладывались бы задания, тренажеры, игры для привлечения молодежи».

Зачем российским школам #ЧасКода?

Фирма «1С» стала партнером акции по приглашению отраслевого министерства. Сотрудники компании участвовали в создании мотивационного ролика, предоставили бесплатные ресурсы для изучения информатики, приняли участие в открытом уроке в московской школе №91. «1С» уже работает с молодежью, например, по всей России организованы «1С:Клубы программистов» для уже заинтересованных в ИТ. Компания развивает секцию для учителей информатики на конференции «Преподавание ИТ в России».

Кузора Игорь Вячеславович, руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С» и координатор комитета АПКИТ по образованию, объяснил, почему в России решили провести #ЧасКода: «Во-первых, это международная программа, проводится в ряде крупных стран, считающих воспитание ИТ-разработчиков одним из приоритетов своего развития. Россия в полной мере относится к таким странам. Во-вторых, в этом году большую активность по локализации затеи проявил российский офис компании Microsoft, и их поддержали два федеральных министерства. По-моему, локализация получилась не хуже оригинала. Важно, чтобы дети, которые захотят продолжить, могли найти место, где изучать информатику можно интересно и на том уровне, на который они могут подняться. А для разных ребят он бывает очень разный – от уверенного пользовательского до победы на международных ИТ-соревнованиях разработчиков».

Кроме этого, сегодня практически все российские ИТ-компании в России испытывают стабильно большие трудности с нехваткой кадров. Игорь Вячеславович поделился с нами некоторыми цифрами:

Сейчас численность кадров в российских ИТ порядка 1% от всех трудоспособных в России, а средний европейский аналогичный параметр — на уровне 3%, в Великобритании — 5%. Чтобы нам выйти на такое число ИТ-кадров к 2018 году, нужен ежегодный рост отрасли ИТ не менее 14% и сопровождающий его рост численности кадров – 200-300 тыс. в год. Ежегодное количество вакансий этому вполне соответствует. Выпуск из образовательных организаций (бюджетные места) – почти в 10 раз меньше и большего в бюджете просто нет, контрольные цифры приема по ИТ и так были значительно увеличены в последнее время. Что-то еще дает платное образование и программы переквалификации. В остальном нагрузка ложится на учебные центры в компаниях.

Как комментирует директор «1С» Борис Нуралиев, в ИТ-отрасли кадры и их обучение – это один из ключевых вопросов для руководителей. Оказывается, организациями высшего и среднего профессионального образования ещё предстоит усовершенствовать свой подход к кадрам для индустрии. Игорь Вячеславович замечает, что сегодня сотрудников приходится доучивать общим необходимым на производстве умениям: работать над проектом в команде, работать с большим объемом кода, знаниям в смежных отраслях. Но почему именно ИТ-компании, а не банки или нефтяные корпорации обратились к работе со школьниками? «У детей сейчас выбор большой – выпуск сократился за последние несколько лет почти вдвое – и нам теперь приходится мотивировать школьников, искать потенциальных ИТ-абитуриентов за пределами естественного любопытства. Учитывая, что многие школьники сейчас вообще не очень задумываются, кем им хотелось бы стать, это разумная инициатива».

Exit mobile version