Кузнецова Ирина, менеджер по маркетингу компании EligoVision.
Ритм нашей жизни меняет привычные вещи с раннего детства. Вы удивитесь, но британская газета Daily Mail сообщает, что слово «планшет» – первое слово каждого восьмого малыша в их стране. Не ручаемся за достоверность этого факта, но давайте признаем очевидное: в XXI веке новые технологии и мобильные устройства прочно вошли в жизнь современных детей.
А вместе с новыми технологиями, как известно, приходят и новые вопросы, например, такие:
- Как развитие технологий влияет на воспитание детей?
- Какие удивительные новинки появляются на рынке детских товаров?
- Как извлечь максимальную пользу из любви малышей к гаджетам?
Внимательным и заботливым родителям просто необходимо знать ответы на них.
Поэтому мы открываем новый цикл статей под названием «Дети и гаджеты», где они смогут их получить: узнать о самых интересных цифровых и технологических новинках, о том, как пользоваться ими правильно, услышать мнение экспертов и педагогов и поделиться своим опытом.
Что такое хорошо, а что такое плохо?
Одна наша знакомая школьница безумно хотела себе планшет (при том, что в семье на тот момент их уже было два, нетбук и ноутбук со смарфтонами не в счет). Хотела долго и упорно: активно просила у родителей, получала пятерки в школе, мыла посуду без напоминаний… На резонный вопрос – зачем же ей это устройство, отвечала: «Хочу делать фотографии самой себя и выкладывать их во Вконтакте». Девочка просто не знала о существовании камеры на ноутбуке. Плюс, ей просто было важно иметь что-то «своё».
Не меньше хотел «таблетку» и другой маленький мальчик – «ну ведь невозможно же час ехать до дачи! Что без планшета делать-то!?». Немаловажным фактом было и наличие модного девайса у большинства одноклассников.
Эти дети учатся в 5-м и 1-м классах соответственно. И они уже не видят свою жизнь без мобильных устройств!
Да что говорить о школьниках, когда сегодня и младшие детсадовцы уже не представляют себе, как они раньше играли в обычные игры, а не в мобильные игрушки. Как это так – не иметь виртуальных питомцев, виртуальных друзей и не отстраивать виртуальный город?
Налицо очевидный тренд – повальная гаджетизация детей и подростков. Если верить данным агентства Common Sense Media, 38% американских малышей «от 0 до 2» и 61% трехлетних работают с планшетами и смартфонами. Причем у 4 и 8% это уже собственное устройство. Цифр по России нет, но судя по скорости распространения мобильных устройств, вполне возможно, что через несколько месяцев мы уже догоним и перегоним Америку.
«Поколение Pepsi» сегодня превратилось в «поколение iPhone». Устройства становятся практически единственным рычагом воздействия на ребенка: «если не уберешься в комнате – отниму». Это было бы не так страшно, если бы не одно «но»: для большинства детей смарфтон или планшет – это не более, чем игрушка, в которую интересно играть на занятиях, и которой можно хвалиться перед друзьями. На многочисленных форумах мамы жалуются, что их чадо ничего не хочет делать – только играть да сообщения строчить.
К сожалению, огромные образовательные возможности мобильных приложений практически не используются или используются не в полной мере.
Это грустный факт, но есть и хороший момент: появляется все больше и больше действительно полезных приложений для детей любых возрастов.
Разработчики повышают качество контента, а родители, в свою очередь, стимулируют их, тратя все более крупные суммы на загрузки.
Подводные камни
Несмотря на то, что мобильные устройства могут быть очень полезны, и обучающие приложения могут быть интересными и необычными для любого возраста, к ним все равно остается много вопросов. Давайте разберемся во всех минусах и решим, как же можно их исправить.
Главное, за что ругают планшеты и смартфоны – вред, наносимый хрупкому детскому здоровью. Можно найти массу статей со страшными фактами. Например, что из-за активного взаимодействия с сенсорными экранами начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук – якобы возникают сложности даже с броском мяча по прямой линии. Однако, пока достоверного научного подтверждения такому пугающему явлению нет.
Считается, что постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию. Что можно сказать на это? Что все зависит от бдительности родителей: очевидно, что необходимо контролировать свое чадо, не давать ему пользоваться гаджетом слишком долго и предварительно просматривать все приложения, выбирая самые адекватные интерфейсы.
Более того, в прошлом году во Франции вышла многостраничная книга «Ребенок и экраны» (L’enfant et les écrans), в которой Академия наук раскрывает вопрос взаимодействия ребенка и гаджетов с точки зрения медицины, психологии и неврологии. По результатам исследований было разрешено использование смартфонов с 1,5 лет.
Мы видим фундаментальные изменения в том, как дети потребляют средства массовой информации, — говорит Джим Стейер, Common Sense Media (один из авторов исследования по влиянию мобильных устройств на развитие детей). — Малыши, которые даже не могут говорить, подходят к экрану телевизора и пробуют провести по нему, как по iPad или iPhone.
Американская академия педиатрии рекомендует родителям полностью запретить все экранное время, в том числе мобильные устройства для детей до 2 лет. Но Стейер считает, что это консервативное предложение. Когда планшеты и смартфоны используются ответственно, а контент контролируется, то устройства могут служить множеству образовательных целей.
Мы должны сделать экранное время временем обучения, — считает он. — Технология, использованная с умом, становится важным элементом в образовании. Планшет может быть образовательным инструментом, но если им злоупотреблять или использовать в качестве виртуальной няни, то устройство может и навредить.
Еще одна проблема – «девайсификация». Этот термин пришел нам в голову при общении с современными детьми. Им очень важно быть во всем не хуже других – это касается и техники. Не так важен функционал устройства – важно быть в группе обладателей гаджетов. Важно иметь модель не хуже, чем у других. И многие родители недальновидно поощряют это явление, покупая детям дорогие устройства. Однако дети их часто теряют или становятся жертвами воров: дорогой смартфон — заманчивая вещь для карманника. Родители должны объяснить чаду, что обладание той или иной модной вещью не сделает ребенка лучше других. К сожалению, так делают далеко не все.
Итак, мы видим, что с основными проблемами, которые возникают при использовании гаджетов, справиться несложно, важно лишь уделять ребенку достаточно внимания и следить за тем, как и когда он пользуется девайсом. По большому счету, все зависит от родителей. Появление зависимости от технологий в подавляющей степени кроется в невнимании мам и пап к своему ребенку.
Что будет делать малыш, когда его родители и сами не отрываются от смартфона/компьютера, набирая десятки строчек в минуту или играя в игру? В благополучной Швеции 20% детей признались, что родители теряли или забывали их в разных местах из-за того, что все внимание было уделено смартфону. Не удивительно, если эти дети, копируя поведение пап и мам, тоже будут часами проводить перед экраном.
Вывод напрашивается сам собой: планшет и телефон – всего лишь инструменты. Как мы будем их использовать – во вред или во благо наших детей – зависит от нас самих и степени нашего родительского внимания.
В следующих статьях мы расскажем о «благах»: сделаем обзор интересных приложений и дадим советы мамам и папам, что же нужно скачивать на смартфон, чтобы ребенок не просто смотрел на яркие картинки, а полноценно развивался.