Edtech-компании, специализирующиеся на обучении взрослых, зафиксировали падение трафика на 10–30% с начала частичной мобилизации в России. Падает интерес даже к самым востребованным ранее курсам Data Science и иностранных языков. Некоторые участники рынка надеются на рост спроса со стороны переехавших за рубеж специалистов, стабильным также остается сегмент детского образования. Но в целом, по прогнозу экспертов, рынок в 2022 году впервые может показать падение на 10–15%, пишет «Коммерсант».
- Трафик на образовательных направлениях «Нетологии» (специализируется на дополнительном образовании взрослых, обучении маркетингу, программированию, аналитике, дизайну и пр.) после объявления частичной мобилизации упал примерно на 10–15% в зависимости от направления по отношению к концу августа, рассказала гендиректор компании Марианна Снегирева. «Люди в тревоге и стрессе не идут учиться», — констатирует она. Она добавила, что спрос на обучение профессиям в сфере программирования и Data Science на фоне остальных курсов просел меньше всего, но тоже снизился относительно начала сентября.
- Трафик на платформе Skillbox 21 сентября снизился на 18% по сравнению с предыдущей неделей, говорит ее коммерческий директор Артем Казаков. «Сегодня мы наблюдаем февральский тренд: снижение активности у текущих пользователей и отложенный спрос — потенциальных»,— отмечает он.
- Гендиректор GeekBrains Александр Волчек рассказал, что с 21 сентября в компании зафиксировали снижение показателей как по трафику, так и по вовлеченности студентов в образовательный процесс на 20–30%.
- Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский сообщил, что неделя после мобилизации показывает падение спроса примерно на 10% по английскому для взрослых, 15% — по IT-курсам для взрослых.
По словам участников рынка, сегмент детского образования не затронут трендом.
Участники рынка образования для взрослых осторожны в прогнозах на будущее. «По году у нас будет рост чуть выше плана при условии, что не будет никаких драматических событий в стране и мире»,— говорит Александр Ларьяновский. Артем Казаков отмечает, что последние полгода спрос на долгосрочные комплексные программы по обучению профессиям (от 12 месяцев и больше), которые позволяют полностью сменить карьерный трек, превысил интерес к монокурсам по улучшению текущих навыков (от одного до семи месяцев) в пять раз, что может способствовать росту показателей. Марианна Снегирева рассчитывает на рост спроса со стороны русскоязычных специалистов, которое уехали за рубеж. Спад сейчас будет, как и в феврале, очень резким и продолжится в ближайшие недели, «его глубина зависит от того, насколько быстро станут понятны перспективы мобилизации», говорит основатель «Нетологии-групп» и бизнес-клуба Reforma Максим Спиридонов. Падение Edtech-рынка по итогам года по совокупности факторов неизбежно — «это будет первый год в истории российского рынка, когда отрасль покажет не рост, а падение минимум на 10–15%», считает он.