Смартфоны и планшеты все больше входят в нашу жизнь. Мы смотрим на них кино, составляем документы, играем и, конечно – учимся. О том как это, учиться на мобильных устройствах, мы поговорили с ведущими российскими и зарубежными компаниями.
Руководитель по развитию продукта.
Нетология
Вице-президент по развитию бизнеса головного офиса
ABBYY
Директор Центра
«Специалист»
CEO и со-основатель
Codecademy
CEO и со-основатель
Duolingo
Ведущий специалист по образовательным технологиям
USAID (U.S. Agency for International Development)
Руководитель отдела мобильной разработки
LinguaLeo
С уходом в мобильную сферу образование адаптируется к условиям этой среды, становясь более компактным, узконаправленным и интерактивным. В мобильном вебе важно, чтобы информация могла быть усвоена небольшими кусками, максимально чётко соответствовала ситуации и, при этом, чтобы процесс взаимодействия с продуктом доставлял удовольствие. Соответственно, меняются привычки пользователей: учащиеся всё больше хотят, чтобы образование было простым, эффективным и весёлым. Важность мобильных приложений мы в «Нетологии» понимаем, и уже летом у нас появятся приложения для iPhone, iPad и, возможно тоже летом, Android.
Стало возможным учиться там, где ты находишься в любой момент: выдалась минутка, выдалось настроение – можно открыть приложение и потренироваться в каком-нибудь предмете. Поэтому учиться стало намного удобнее, и появилась возможность делать это понемножку, но часто, что в процессе обучения очень важно.
Мобильные устройства давно стали отличным дополнением к уже существующим средствам обучения, а где-то и заменили собой ПК. Если брать в пример вебинары, использование которых успешно применяется в нашем центре, то с помощью мобильных устройств можно не привязываться к рабочему месту. К нам присоединяются с любой точки мира! К тому же, теперь, когда интернет есть практически везде (в метро, кафе, в парках) – обучение стало более доступным. А мобильные устройства в очно-заочном или очном формате – хорошо поддерживают теоретическую составляющую занятий!
Люди во всем мире все больше используют мобильные технологии, связанные со всеми аспектами их жизни, включая банкинг, знакомство и общение, создание своей онлайновой идентичности через социальные медиа и нетворкинг. Это мобильное развитие происходит удивительно быстрыми темпами у людей всех возрастов, национальностей и социально-экономических классов.
Рост мобильных технологий вносит постоянные изменения и в образование. Образование больше не ограничено местом или инструментами, такими как парты, компьютеры или дорогие учебники. Вместо этого вся сила обучения сосредоточилась у каждого на кончиках пальцев с мгновенным доступом и неограниченными возможностями. Мой со-основатель и я создали Codecademy, инновационную онлайновую веб и мобильную платформу для обучения программированию на HTML/CSS, Javascript/jQuery, Python, Ruby и т.п. Вскоре после запуска мы почувствовали потребность во внедрении мобильных технологий в обучение. Мы выпустили приложение для IOS с возможностями офлайновой работы, которая получила великолепную поддержку от пользователей. Мы планируем представлять и новый мобильный контент с новыми функциями.
Codecademy переосмысливает обучение с самых основ. Цель компании – создать систему обучения будущего. С Codecademy можно легко научиться программировать, да и учиться можно вместе с друзьями, сравнивая результаты, друг с другом, на сайте.
Виртуальные технологии и мобильные платформы позволили нам посмотреть на обучение с новых точек зрения и в различных формах. Во-первых, офлайновые классы имеют ограниченное количество мест и работают четвертями или семестрами. Для сравнения, команда Duolingo может анализировать работу миллионов студентов для оптимизации учебного плана и улучшать его очень быстро.
Во-вторых, люди могут получить доступ к образованию на ходу, маленькими порциями, а не посвящать ему часы. Теперь вы можете учиться по пути на работу в автобусе, в ожидании доктора или в очереди.
Недавнее исследование Городского Университета Нью-Йорка показало, что 34 часа Duolingo эквивалентно полному семестру обучения языку в американском университете.
Наконец, мобильные технологии позволили нам сделать вовлечение в образование совершенно уникальным. Duolingo полностью построена, как игра. Получив более увлекательный и забавный процесс обучения, люди стали им пользоваться каждый день. Это также означает, что люди, которые не думали об обучении, заинтересовались языком из-за игры, которую они вырастили и полюбили.
Partners of All Children Reading: A Grand Challenge for Development (ACR GCD), USAID, World Vision и правительство Австралии надеются, что мобильные устройства (в более широком смысле, включая и ряд мобильных технологий) добавят значительную ценность в процесс образования. Более низкая стоимость доступа и более высокое проникновение мобильных устройств и сервисов, в частности – в обществе с ограниченными ресурсами, предоставляют невероятные возможности для использования экономически эффективных и масштабируемых технологий в образовании.
Например, мы поддерживаем использование мобильных устройств для сбора школьных и студенческих оценок, вовлечения семей и общества, поддержки профессионального роста учителей и доставки учебных материалов в традиционной и нетрадиционной образовательной среде. В Уганде, в рамках одного из 32 наших грантов ACR GCD первой стадии, Urban Planet Mobile, тестируется эффективность использования SMS и аудио для улучшения навыков чтения.
Ежедневно ученикам через мобильные устройства родителей посылаются уроки по чтению на местном языке, при помощи SMS и голоса.
В сообщении также содержится тонкий намек на то, что стоит читать вместе с ребенком. Важно отметить, что, так как уроки доступны по SMS и аудио, даже неграмотные родители могут участвовать в этом. В рамках ACR GCD создан, переведен, записан и подготовлен для мобильных устройств 91 урок. В этом году запускается вторая стадия ACR GCD, в которой будут использоваться новые технологические возможности, которые позволят улучшить чтение у детей на начальных стадиях, так что они смогут успешно учиться в школе и получить больше возможностей во взрослой жизни.
Изменяется само поведение пользователя. Мобильные игры и приложения приучили людей к гранулярности выполняемых ими действий. С образованием происходит то же самое, мы все стараемся разбить процесс на короткие действия.
Интересно, что пользователи, начавшие с мобильных приложений, не так часто приходят на основной сайт. Часто это отдельные аудитории, которые вам еще предстоит подружить между собой
Подходят любые предметы, для усвоения которых достаточно посмотреть видеолекцию, и пройти минимальный вариант практики, хотя бы в виде теста. Практически любой предмет можно адаптировать под такой формат. До определённой степени это будет работать даже с обучением искусствам. Эффективность такого обучения зависит уже от конкретной реализации.
Конечно, не все предметы удобно изучать именно с помощью мобильных приложений, но, при этом, есть масса всего, что именно с мобильными приложениями изучать удобнее: это и математика, и языки, и география, и история.
Мобильное обучение, на самом деле, не такое новое явление: оно зародилось еще в 1901 году, когда компания Linguaphone выпустила уроки иностранного языка на восковых цилиндрах.
Мне кажется, делать привязку мобильных устройств к определенным предметам не стоит. В любой дисциплине есть теоретическая составляющая и составляющая самоподготовки, и использование мобильных устройств помогает сделать эту составляющую более доступной и интерактивной. Есть и такие дисциплины, где обязательно личное присутствие человека, где нужно поработать руками – закрепить материал через практику или выполнить лабораторную работу – естественно, это достаточно сложно сделать через мобильные устройства. Например, курсы технического обслуживания и ремонта ПК мы проводим только в очном режиме, потому что тут важна практика.
Учебный Центр «Специалист» — это ведущий компьютерный учебный центр России с высочайшим уровнем качества обучения, сервиса, организации учебного процесса. Учебный Центр сертифицирован Торгово-промышленной палатой РФ и включен в реестр ведущих учебных учреждений, предоставляющих качественные образовательные услуги. За 22 года работы в «Специалисте» прошли учебные курсы свыше 700 000 слушателей. Более 30 000 российских и зарубежных компаний доверили «Специалисту» обучение и повышение квалификации своих сотрудников.
Количественные и высоко структурированные предметы, вроде математики или языков, конечно, наиболее предполагаемые кандидаты для мобильного обучения. Очевидно, что и программирование превосходно подходит для мобильных технологий обучений. Это говорит о том, что возможности (и ограничения) для инноваций в этой среде все еще открываются. Например, разработчики создают все новые виды тач-взаимодействий для того, чтобы учить людей все новым типам вещей. Это поистине захватывающие инновации. Мобильное обучение - относительно новый феномен, так что, это очень волнительно для меня - исследовать и внедрять инновации в образование через призму этой новой платформы.
Все предметы годятся для мобильного обучения – ключ в том, чтобы подойти к образованию с мобильной и технологической точки зрения, а не брать то, что работает в офлайне, и просто преобразовывать это в сайт или образование.
Любой предмет может поддерживаться мобильным устройством, когда оно доступно, «оснащено» правильным контентом и эффективно используется. Более важно проектировать и/или определять, а потом и тестировать правильный контент с правильными технологиями для правильной аудитории. Нужна поддержка администраторов и профессиональных учителей в его использовании, тщательный мониторинг и оценка результатов, особенно связанных с улучшением качества образовательного процесса. Партнеры, работающие с All Children Reading: A Grand Challenge for Development, USAID, World Vision и австралийским правительством, специально ищут технологические инновации по всему свету для улучшения начальных навыков чтения. Мы рады разнообразию мобильных технологий, которые могут помочь нам достичь аудитории и повлиять на жизни многих учеников.
Больше всего подходят предметы, которые позволяют разбить занятия на маленькие сессии. При этом очень важно явно показывать, как они объединены в общую систему, и визуализировать прогресс пользователя в этой системе. Например, изучение языка идеально подходит под такой формат. В LinguaLeo пользователь выбирает формат (тренировку или контент из Джунглей) и работает с ним определенное время. При этом лев следит за его прогрессом, дает очки за изученный материал и мотивирует добиться цели.
LinguaLeo — веб и мобильный сервис для изучения и практики английского языка. По данным сервиса, сейчас в нем зарегистрировано уже более 9 миллионов пользователей, преимущественно из России и стран СНГ.
Миссия компании - сделать изучение английского языка лёгким, понятным, разнообразным и эффективным!
Учиться теперь можно в любом месте в любое время. Это несомненный плюс. Также хорошо, что мобильное устройство задаёт очень жёсткие рамки для создателей образовательных продуктов. Это заставляет искать максимально ёмкие по содержанию и интересные по форме решения. Особенно это важно для обучения детей. Там для родителей - настоящее раздолье.
«Нетология» — это образовательный онлайн-центр по подготовке и дополнительному обучению специалистов в области интернет-бизнеса, маркетинга, электронной коммерции, веб-разработки и других направлений онлайн-индустрии
Преимущество мобильного обучения – в любой момент, в любом месте можно учиться. Мобильное обучение часто делается в игровой форме. Дети вообще очень любят играть в мобильные приложения, и когда к игровому элементу добавляется элемент обучения, оно идет на «ура» - ребенок даже не замечает, что он учится.
В том, что оно мобильно! Человек может заниматься без привязки к месту. Мобильное обучение дает возможность проходить тестирование, изучать информацию, смотреть обучающие видео, участвовать в обсуждении и многое другое. Все эти возможности в сочетании с традиционным очным обучением делают последнее еще более интересным и эффективным. Сегодня человек тратит на дорогу, в среднем, от 2 часов в день, так почему не тратить это время с пользой? Например, смотреть учебные видео, или повторять пройденный материал.
Во-первых, портативность мобильных технологий дает пользователям большую гибкость и удобство. Ученики теперь вольны выбирать время доступа к образовательному контенту в совершенно невероятных пределах.
Кроме того, еще одним явным преимуществом мобильного обучения является возможность тактильных, сенсорных взаимодействий. Мобильный контент может и должен создаваться так, чтобы пользователь взаимодействовал с ним интерактивно. Даже простые вещи, вроде аудио, интерактивных интерфейсов, вибраций, свайпов и drag-and-drop перемещений могут стать мощной силой в контексте мобильного обучения.
Наконец, этот тип обучения предъявляет большие требования к содержанию – как к качеству, так и к количеству. Контент на мобильной платформе должен быть чрезвычайно прямолинеен и прост, причем без ущерба для его глубины и особенностей уроков. Контент должен быть кратким.
Доступ к образованию стал доступен по всему земному шару, люди могут увлечься образованием через развлечение, даже если это не входило в их намерение; образование стало доступно на ходу и в неформальной обстановке; образование можно разными способами сделать более интересным; образование можно адаптировать к каждому студенту, не затрагивая других учеников.
Duolingo изменяет то, как люди изучают языки. С Duolingo вы изучаете язык совершенно бесплатно, без рекламы и завуалированных платежей. Вы получаете удовольствие в процессе обучения, переходов на следующий уровень и соревнования с друзьями. У вас есть возможность переводить реальные тексты на изучаемый вами язык, и, делая это, помогать переводить Всемирную Сеть на другие языки. Duolingo был выбран компанией Apple, как Приложение Года в 2013.
Есть много примеров «мобильных» устройств (например, телефонов, электронных ридеров, планшетов, дешевых проекторов, флэш-накопителей), которые могут распространяться и использоваться для качественного обучения. Со временем, стоимость таких устройств, скорее всего, будет падать, более широкая аудитория получит доступ к обучению и учебным материалам. Мы также рады, что мобильная инфраструктура в стране или обществе (например, увеличение пропускной способности за меньшие деньги, сервисы или зарядные киоски) могут использоваться для обслуживания, распространения и работы мобильных устройств в условиях ограниченности ресурсов. Тут также появляются огромные возможности для связи с другими мобильными сервисами (например, электронные платежи для учителей и сбор денег от учеников), при помощи общей мобильной инфраструктуры, поддерживающей образование.
Интенсивность выше, если пользователь вовлечен в процесс - он гораздо быстрее освоит все материалы. Это происходит за счет частых сессий с мобильного по дороге или в ожидании чего-либо.
Люди значительно чаще отвлекаются из-за большого количества уведомлений от других приложений. Из-за этого сложнее сконцентрироваться на усвоении информации. Также достаточный канал связи есть далеко не везде и не всегда. Хорошо, что видеолекции можно загружать на само устройство (хотя, здесь есть проблема с тем, что у многих пользователей не так много свободной памяти на устройстве). А вот в случае интерактивной практики - это ещё более критично, потому что там чаще требуется связь с сервером в момент прохождения задания.
Единственный недостаток - это то, что ребенок настолько привыкает заниматься именно со смартфоном и планшетом, то ему может быть сложно взаимодействовать с бумагой и ручкой. Моей дочери 7 лет, сейчас я такой проблемы не вижу. Я себе ее представляла, пока мы не начали заниматься с мобильными приложениями. Она и играет с огромным удовольствием, и писать ручкой ей тоже нравится.
Главный его недостаток в том же, в чем и его главное достоинство. В том, что нельзя через мобильное устройство «пощупать руками» оборудование. Выполнить живые лабораторные работы: собрать-разобрать компьютер, проводить эксперименты, программировать. Именно поэтому мобильное обучение стоит рассматривать, как часть общего процесса.
Если рассматривать мобильное обучение только как часть самоподготовки, т.е. не в составе и без привязки к очному учебному процессу, консультациям с живым преподавателем-экспертом, то эффективность такого обучения может резко снижаться. Без поддержки преподавателя успешно завершают обучение всего лишь до 10% обучающихся, но это, скорее, недостатки самоподготовки и электронных курсов и связанны они, скорее, со способностью обучающегося к самоорганизации, нацеленности его на конечный результат.
Мобильные технологии могут быть ограничением в силу того, что пользователь взаимодействует с маленьким экраном. Ненадежность соединения с интернетом и малая скорость скачивания также являются факторами, которые могут добавить трудностей пользователю. Для решения этих проблем мобильного обучения, дизайн интерфейсов является критически важным. Хороший UI/UX позволит обучающемуся сфокусироваться на погружении в содержание, не обращая внимание на эти сложности и проблемы платформ.
Необходимость ходить в класс, «физически» ощущать сокурсников и учителя, который говорит вам, что делать, могут быть хорошим стимулом для получения образования.
Как и со многими другими учебными ресурсами, мы хотим, чтобы цель включения мобильных технологий в класс или другую образовательную среду, была непосредственно поддержана улучшением результатов обучения. Мобильные проекты, которые предоставляются сами по себе и не обусловлены спросом, или не принимают во внимание поиск правильного контента с правильными технологиями, никогда не будут ни устойчивыми, ни эффективными.
Во-первых, образовательные приложения на мобильном вынуждены конкурировать с играми и развлекательными приложениями за внимание пользователя. А это очень не просто. Чтобы приложение было отмечено пользователем, оно должно апеллировать к проблеме, решать ее сразу же и показывать результат. Конечно, важно использовать игровые механики, интерактивные тренировки/практики — это дополнение к продукту поможет привлечь пользователя. Вторая проблема — формат контента. Многие материалы нужно адаптировать к мобильным устройствам. Простой перенос может быть затруднен, а иногда и невозможен. Например, большие таблицы, формулы.
Образование будет становиться ещё более компактным, быстрым, легкодоступным из любой точки мира. Те плюсы, что были названы выше, должны быть ещё усилены. Минусы, надеюсь, будут заглаживаться.
С появлением мобильных программ все чаще их используют в школе. В будущем планшеты, скорее всего, заменят школьные учебники, потому что они будут и легче, и предоставляют более широкие возможности. Что касается легкости и доступности информации, и наличия отсутствия или необходимости изучать информацию, мне кажется, это зависит, скорее, от требований в школе, чем от того, куда легче подсматривать – в смартфон, в планшет или в учебник, или шпаргалку. Шпаргалки были всегда, просто их вид немного трансформировался. В некоторых школах, например, смартфоны просто запрещены, а планшеты фактически заменяют учебник.
Раньше говорили: «Убрали с парт учебники!», теперь: «Убрали планшеты и пишите!».
Это уже проблема личного выбора, а не технического оснащения. Это выбор учителя - что именно он будет требовать. Если он дает пользоваться планшетами на контрольных работах, тогда легко можно закачать список каких-то фактов или формул, и все просто. Проблема не то, чтобы надуманная, она просто не сильно меняется с появлением планшетов. Надо добавить, что сейчас со временем профессионалы и специалисты все больше будут использовать в обучающей работе мобильные приложения. Это будет касаться самых разных областей жизни, не обязательно только школьных предметов и предметов общего образования, но и каких-то спецпредметов. Уже сейчас, на самом деле, я знаю, что некоторые компании используют планшеты для размещения в них инструкций и интерактивных инструкций. Я слышала, что компания, занимающаяся ветряными мельницами, раздала своим инженерам планшеты, чтобы те снимали показания. Была реальная проблема, что на высоте листать невозможно, слишком сильный ветер, поэтому использовать тетради было очень неудобно. Теперь инженеры используют планшеты. На них есть инструкция для удобства работы. Это, в какой-то степени, профессиональное обучение.
Конечно же, направление будет развиваться и не только в ближайшем, но и отдаленном будущем! Уже сейчас многие учебные центры переходят к электронному контенту, создают видеокурсы и интерактивные учебники. Все это - составляющие самообучения, которое с помощью мобильных устройств, становится все более доступным!
Еще раз скажу, что это потрясающее время для разработок в сфере мобильного образования, так как возможности и ограничения меняются очень быстро. Сделать прогноз о том, как может выглядеть интерактивное образование в мобильных технологиях через год или через пять лет, невозможно. В одной вещи я уверен – все люди на Земле покупают мобильные устройства и потребляют мобильный контент с бешеной скоростью. Мобильное обучение станет неотъемлемой частью всего процесса обучения.
Мобильное образование в нашем будущем неизбежно становится все более важным как для частных лиц, так и для организаций - изобретать новые методы для обучения на мобильных устройствах, а не воспроизводить традиционные образовательные модели и умещать в маленькие экраны. Codecademy, как раз, находится в процессе создания новой мобильной парадигмы, а не воспроизведения старых методик. Мы хотим предоставить всем людям в мире увлекательный мобильный контент, дав нашим ученикам важный цифровой навык, такой как программирование.
Мобильное образование постепенно станет нативным для мобильных технологий, а не просто будет воспроизводить форматы офлайнового обучения. Оно станет более увлекательным, более развлекательным и более доступным.
На мой взгляд, появится новый формат конференций и готовых курсов, который пользователи будут потреблять онлайн. Также будут появляться интересные продукты, которые подстраиваются под пользователя «на лету», используя его данные и адаптируясь под его особенности. Например, такие как LinguaLeo, Lumosity, FitStar и другие.
Выступления от самых удивительных людей в мире — пионеров в образовании, технических гениев, индивидуалистов-медиков, бизнес-гуру и музыкальных легенд. Официальные приложения TED включают более 1700 видео- и аудио-выступлений TEDTalk (обновляющихся каждую неделю) и доступны на смартфонах и планшетах.
Теперь каждый может подтвердить свои языковые знания не выходя из дома, с помощью своего мобильного устройства всего за $20.
Lumosity – игровой сервис для развития умственных способностей, таких как память, скорость, внимание, способность решать несколько задач одновременно и т.п. Lumosity каждый день индивидуально подбирает для вас 5 игр, которые могут улучшить наиболее важные для вас навыки. В целом их прохождение не занимает больше 15 минут.
Udemy – образовательная платформа и рынок образовательных материалов. Пользователи могут сами создавать курсы, продвигать их и получать деньги от студентов.
Coursera — проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в интернете, в виде набора бесплатных онлайн-курсов.
Проект сотрудничает с университетами, которые публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний. Слушатели слушают курсы, общаются с сокурсниками, проходят тесты и сдают экзамены непосредственно на сайте Coursera, также распространяется официальное мобильное приложение для iPhone и Android. На апрель 2014 года в Coursera зарегистрировано 7,1 млн пользователей и 641 курс от 108 образовательных учреждений.
InternetUrok — образовательный портал, содержащий более 4000 видеоуроков по школьной программе от учителей Санкт-Петербурга и Москвы, в открытом доступе и без рекламы. Приложение позволит учиться в любое время в любом месте. Большая часть уроков снабжена графикой и схемами, уроки естественно-научного цикла содержат примеры экспериментов и опытов.
Корпорация Intel уделяет особое внимание сегменту образования, поэтому в структуре компании выделено отдельно отдельное направление Intel Education. В рамках этого направления мы развиваем Intel Education Solutions - программу по разработке и созданию комплексных решений для сегмента школьного образования. Аппаратной основой Intel Education Solutions являются разнообразные мобильные устройства, включая Intel Education 2 в 1, первый типовой дизайн устройства формата 2 в 1 для образования. Intel Education 2 в 1 объединяет в себе мобильность планшетов и функциональность и эргономичность мобильных ПК, предоставляя учащимся лучшие характеристики обеих категорий устройств. Одним нажатием устройство 2 в 1 превращается из ноутбука, который школьники могут использовать для подготовки презентаций и отчетов, в планшет, который они смогут использовать во время экскурсий и внеклассных мероприятий или при сборе данных для научных проектов.
Базовый дизайн устройства Intel Education 2 в 1 создан специально для школьников и оснащен двумя камерами, которые они могут использовать во время учебы. Два режима подключения съемного блока расширяют практические возможности устройства. При использовании клавиатуры экран устройства будет направлен на пользователя, а для обмена информацией и совместной работы дисплей может быть направлен на окружающих.
Устройство может обеспечивает до 8 часов работы без подзарядки в режиме планшета и дополнительно более 3 часов при подключении к док-станции для того, чтобы школьники могли использовать его в течение всего дня. Усиленный корпус выдерживает падение с высоты до 70 см, а защита от проникновения влаги и пыли позволяет использовать устройство в школе и за ее пределами. Устройство имеет предустановленное ПО McAfee Antivirus Plus, которое защищает школьников и устройства при работе в Интернете.
Базовый дизайн устройства Intel Education 2 в 1 поддерживает возможность установки увеличительной линзы, которая может использоваться с приложениями, входящими в комплект программ Intel Education Software, включая программу Intel Education Lab Camera, предоставляющую дополнительный инструмент для изучения и измерения микроскопических и макроскопических объектов. Устройство также поддерживает температурный датчик, который работает с ПО SPARKvue. Пакет программ включает приложения, которые стимулируют интерес школьников к учебной программе и позволяют более эффективно использовать мультимедийный контент.
Если говорить о трендах, то следует учитывать глобальные и региональные особенности. Так, в некоторых странах мира самым доступным цифровым устройством с доступом к Сети является смартфон, поэтому там достаточно активно обсуждается использование дешевых смартфонов в сфере образования, потому что нет других альтернатив.
Тренды, которые сейчас обсуждают, не всегда находят свое понимание в конкретной стране. Все осознают, что образование должно быть мобильным, но до сих пор нет единого понимания, какое устройство будет лежать в основе мобилизации образования. На сегодняшний день самым популярным устройством, которое выбирают в России, остаются ноутбуки, поскольку планшеты имеют ограниченный набор функций, а также довольно низкую совместимость с тем образовательным контентом, который сейчас есть в системе российского образования, поэтому здесь, очевидно, очень долго будет сохраняться ведущая роль ноутбуков. Я считаю, что в этой ситуации у устройств 2 в 1 есть отличные перспективы для развития.
Есть еще один очень известный тренд, который все обсуждают- это концепция «принеси свое устройство» (Bring your own device), которая подразумевает, что каждый школьник может принести в школу свое устройство (ноутбук, нетбук, 2-в-1 или планшет). По сути – это интересная идея, но в этом случае все равно нельзя допускать, чтобы все приносили все что угодно, минимальные требования к устройствам должны быть унифицированы. Иначе какие-то устройства в классе будут работать быстрей, а какие-то наоборот медленнее, образовательные ресурсы могут не работать у некоторых учащихся. Печально, что тогда прямо в школе у нас возникает цифровое неравенство из-за того, что люди пользуются разными устройствами. В перспективе нас ожидает внедрение электронных учебников, и уж тогда точно нельзя допускать ситуацию, когда электронный учебник у половины класса работает, а у половины не работает. BYOD - не самостоятельная и абсолютно независимая деятельность родителей и ребенка по выбору устройства, этот процесс должен быть очень аккуратно выстроен, у него должно быть правильное техническое сопровождение в школах.
Также для эффективной работы в школах должен быть очень высококвалифицированный IT персонал, и здесь необходимы значительные улучшения, чтобы школы могли с пользой использовать компьютерное оборудование, особенно при выборе модели BYOD.